Рецензия на Tekken 7
Если ваше знакомство с файтингами началось с самых современных и модных представителей жанра – Mortal Kombat (2011), Mortal Kombat X или Injustice 2, то очень маловероятно, что Tekken 7 вам понравится. Уж точно не сразу. Здесь нет столь же проработанного сюжетного режима, загребающего сразу всех героев, нет киношной картинки и живой лицевой анимации. Ну а сами драки такие: ни взрывов, ни выстрелов, ни лазера из глаз (ну, разве что совсем немного), ни полетов над ареной и разбитых об голову соперника пней.
Tekken 7 – игра очень аскетичная и действительно олдскульная. Она про единоборства, про столкновение разных боевых стилей. Остальное для нее вторично.
Но не стоит думать, что современные жанровые веяния совсем обошли игру стороной. По части сюжета и постановки Tekken 7 все-таки выводит серию на новый уровень. Раньше нам хватало вступительного ролика, кучи плохо увязываемых концовок для каждого из героев и коротких текстовых описаний. Теперь же все подается через море прекрасно срежиссированных роликов. Серьезно, все поставлено так, что хочется принести с кухни миску с попкорном и на часок-другой отложить геймпад. Особенно хороши боевые сцены: великолепная хореография, правильные ракурсы – смотрится в сотни раз круче, чем официальные экранизации игр серии. Кстати, не вздумаете их смотреть, ни в коем случае.
Даже история здесь – простая, но вполне логичная и цепляющая. Она охватывает всю историю серии, поднимает важные сцены из прошлого – чтобы новички не растерялись – и ставит точку в главном сюжетном противостоянии, которое тянется уже больше двадцати лет. Все меняется, сюжетно серия идет на новый виток. Но главное: у персонажей есть убедительная мотивация чистить друг друга лица, «подводки» к сражениям всегда почти логичные – после сюжетного режима Street Fighter V лишний раз осознаешь, насколько это важно.
Street Fighter я, кстати, вспомнил не просто так – в Tekken 7 дебютировал Акума, один из главных и важнейших персонажей серии файтингов от Capcom. И он не просто появился в ростере, а играет важную роль в сюжете. Единичный случай или постепенное объединение вселенных? Любопытно!
Но опять же – лучше не сравнивайте местную постановку с Injustice и Mortal Kombat. NetherRealm тут достигли таких высот, что в ближайшие лет десять их вряд ли кто-то догонит. Да и вышла Tekken 7 не вчера (и не 2 июня 2017 года, на самом деле), а еще два года назад – на игровых автоматах. На консолях, конечно, версия улучшенная и дополненная, но основа-то у нее двухлетней давности, так что делайте скидку – особенно касательно графики. К тому же западные мотивы игр NetherRealm массовому игроку куда понятнее и приятнее. Tekken же стопроцентно японская штука, она, соответственно, наполнена клише, которые обожают японцы (все эти семейные распри, отражающиеся на состоянии всего мира) и всякими смешными словами, вроде «Мисима Дзайбацу». Вещь в некотором роде нишевая.
Но если и есть у сюжетной компании Tekken 7 по-настоящему серьезная проблема, то это не смешные слова, и не сильные конкуренты. Корень зла – это боссы. В принципе, это стандартная для японских файтингов практика: играете вы себе играете, побеждаете всех без особых проблем, и тут БАЦ! И вы застряли на пару часов. Или дней. Или недель. Игра без стеснения начинает подкидывать таких противников, к которым вы просто не готовы.
Вот и Tekken 7 поступает ровно так же – в финале вас будут спамить мощнейшими атаками, избивать десятихитовыми комбинациями и заставлять драться с врагами, врубающими режим непробиваемой защиты.
В игре есть легкая сложность – там достаточно молотить по одной кнопке, а герой сам будет наворачивать сложнейшие комбо, которые и некоторым мастерам не снились. Так вот: даже на этой сложности победить финальных противников у меня получилось далеко не сразу. А я в Tekken не новичок. И я бы не ворчал, будь там честный вызов и проверка навыков. Но в действительности это просто бои на удачу – ты просто ждешь, пока ИИ затупит и даст тебе победить.
Но есть здесь один момент – если после прохождения сюжета зайти в онлайн, то окажется, что там драться не сильно легче. В определенном смысле эти перекаченные и несбалансированные боссы нужны как раз затем, чтобы подготовить вас к беспощадным сетевым схваткам. Только теперь все будет честно – вас задавят исключительно навыком.
Tekken – очень сложный файтинг, старейшая киберспортивная дисциплина. Свой навык люди здесь оттачивают буквально годами. У каждого бойца в арсенале сотни приемов и каждый работает по-разному в разных ситуациях. Но не пугайтесь раньше времени, по сути, это пара десятков больших комбо и куча их вариаций – сокращенные, дополненные бросками и все в том же духе. Однако их все стоит держать в голове и быть готовым молниеносно применять по необходимости. Набивание навыка в Tekken – натуральная математика. Комбо как уравнения – вы сначала запоминаете их целиком, а уже потом учитесь применять в разных ситуациях, находить с их помощью другие переменные и трансформировать под конкретные задачи.
Главная сложность даже не в том, чтобы выучить и освоить сет атак своего бойца – нужно так же хорошо знать «формулы» соперника, уметь предугадать его движения и четко понимать, как на них нужно отвечать. По сложности освоения Tekken 7 обгоняет игры NetherRealm и становится рядом с Killer Instinct и файтингами SNK.
В боевой системе Tekken есть еще один очень важный момент – игры серии всегда были основаны на джаглах. Это когда вы подбрасываете противника в воздух и начинаете молотить его комбинациями, не давая упасть на землю.
Джаглы есть почти во всех файтингах, но обычно они считаются продвинутой техникой, не для новичков, а для Tekken это кор-механика.
А ведь в игре при этом аж 37 бойцов и все они идеально сбалансированы. Без шуток – 37 персонажей, сотни атак у каждого и все они подогнаны и настроены друг под друга. Неудивительно, что у разработчиков на разработку очередной части Tekken уходят годы. Но в такой киберспортивной точности игры есть и небольшой (а для кого-то и большой) минус – на эксперименты она не решается.
Выстроенная за эти десятилетия система слишком хрупкая и радикально ее менять разработчики едва ли возьмутся. Начиная, наверное, с Tekken 5, игры серии развиваются крошечными шагами – они добавляют новых персонажей, аккуратно вплетают их в общее полотно, балансируют, но на изменения в основной механике не идут. Но это тот редкий случай, когда такая консервативность – это даже хорошо. Полюбите Tekken однажды, и вы сами уже не захотите радикальных изменений в ее формуле, настолько она хороша.
Но это не значит, что изменений нет вовсе. «Старички» с каждой новой частью получают новые комбо, некоторые старые связки меняются и начинают работать по-другому. Это такие вещи, которых не замечаешь, когда только садишься за свежую Tekken, они начинают всплывать лишь спустя часы (если не десятки часов) игры за конкретного персонажа.
Тем не менее седьмая часть в некотором роде прорывная, ведь игра добавила в ростер аж 10 новичков, в очередной раз не просев в балансе. 10 абсолютно новых техник, которые идеально сочетаются с боевыми стилями, наработанными за последние 20 лет. Ну это же вау!
Но это еще мелочь, в Tekken 7 дебютировала совершенно новая для серии механика – Rage Art. Когда у вас остается критически мало здоровья, включается режим ярости, из которого, нажатием всего одной кнопки, можно провести сокрушительную атаку, наносящую колоссальный урон противнику. Такой аналог X-Ray из Mortal Kombat или Critical Edge из Soul Calibur V. Очень полезная штука для новичков – спасительная соломинка, способная внезапно перевернуть ход боя.
Но есть тут два нюанса:
- Заблокировать эту атаку проще простого – блок она не пробивает.
- Если у противника много здоровья, то с помощью Rage Art вы просто вгоните его самого в режим ярости и тогда мишенью этого жуткого приема станете уже вы.
Другое применение ярости – Rage Drive, непрерываемая мощная атака (один или несколько ударов), которую удобно вплетать в комбо. Этот вариант более «изящный», но и более сложный. Так же стоит помнить, что и Rage Art, и Rage Drive полностью расходуют ярость.
Вне ярости важное обновление механики тоже есть – новая система Power Crush. Суть ее в том, что можно нанести противнику удар, проигнорировав его верхние и средние атаки. Вы все равно будете получать урон, но анимация вашего удара не прервется. Из ближайших аналогов – система Combo Breaker из Killer Instinct. Это очень эффективная техника для завершения боя, когда противник на грани проигрыша, а у вас еще остался запас здоровья. Тем не менее противостоять ее тоже не сложно – против нижних ударов и бросков она бессильна. Везде баланс!
Сначала новые механики кажутся слишком уж казуальными, опасаешься, что они дадут новичкам чересчур большое преимущество, способные перекрыть весь скилл «ветеранов». Но на деле все прекрасно продуманно и существующий баланс никак не раскачивает. Впрочем, разработчики рассчитывали, что эти нововведения помогут новичкам втянуться в Tekken – помогают, но не слишком сильно.
Но при всей этой хардкорности Tekken 7, как и предыдущие выпуски, отлично подходит для вечеринок и посиделок с друзьями, редко играющими в игры. Удивительно, но button-mashing в ней отлично работает. Если в бою сталкиваются два новичка и просто начинают давить на все кнопки подряд, то частенько получается настоящая кинематографичная битва, за которой даже со стороны интересно наблюдать.
А игра интерес только подогревает, в тот момент, когда оба игрока одновременно наносят удары, включается эпичное слоу-мо – чтобы вы в деталях разглядели, кто и как получат по щам первым!
Единственный момент, в котором седьмая часть старым выпускам проигрывает – дополнительные развлечений. В Tekken 7, помимо онлайна, есть сюжетный режим, режим аркады, охота за сокровищами (серия бесконечных боев, в которых вы выигрываете сундучки с украшательствами и костюмами для героев) да тренировка. Никаких фановых штук, вроде битэмапа на базе игры из Tekken 6. Но мы живем в эпоху DLC, есть подозрение, что как раз такое разработчики для дополнений и приберегли.
Tekken 7 – это очень сложная, но красивая и современная игра с безупречной механикой. Да, есть на свете файтинги более красивые, есть «драки» и с более яркими персонажами, и с куда более интересным сюжетом. Но столь же сбалансированного, столь же математически выверенного файтинга вы не найдете точно. Да и боевая хореография бойцов в Tekken – штука совершенно особенная. Удары персонажей складываются в комбинации так изящно, что игру спокойно можно причислять к произведениям визуального искусства. Если вы фанат жанра – над покупкой даже не думайте. Если же подраться вы любите «время от времени», то имейте в виду – новичков игра прощает только в боях с такими же новичками, а на оттачивание навыков уйдут годы.