Рецензия на Stellaris
При этом почти все, что вы можете прочитать в Сети об игре — чистая правда. Как плохое, так и хорошее. В Stellaris действительно интересно играть, потому как каждая партия отличается от предыдущей — темпом, характером игры, и другими мелочами. И в ней же присутствует утомляющая рутина поздних этапов из других похожих игр.
Но поначалу этого не замечаешь. Рас много, они уникальные, если мало и этого, в удобном и многогранном конструкторе можно создать новые. Графика — приятная. Музыка не заставляет уши истекать кровью. Древо технологий выполнено в весьма нестандартном ключе. Для путешествий по галактике можно выбрать один из трех уникальных вариантов перемещения, у каждого из которых есть свои плюсы и минусы.
Старт у игры весьма неспешный — у вас есть один корабль-разведчик, один строитель и три консервных банки, которые ваше Адмиралтейство выдает за боевой отряд. Отсюда начинается стандартная рутина из начала игры: изучить технологии, отправить юнита на разведку, послать инженера на постройку станций. Чтобы старт не казался таким уж медленным, скорость игры рекомендую держать на высокой — это поможет пережить первый этап, где почти ничего не происходит… если, разумеется, вы не решитесь тут же начать воевать со всеми и сразу.
Первое, на что стоит обратить пристальное внимание — это местное технологическое древо. Вместо привычного списка технологий, как в Civilization, вы получаете три отрасли науки, в каждой из которых вы можете одновременно исследовать по одной технологии за раз из трех предложенных. Каждый раз, завершая исследования, вы сможете вновь выбрать одну из трех (позднее — и более) технологий, и так до упора. Идея занятная, но местный рандом начинаешь ненавидеть, когда нужная тебе технология отказывается появляться на «раздаче» четвертый раз подряд.
В течение игры технологии доходят до момента, когда открывается какая-нибудь «сверхопасная» технология, изучение которой может привести к печальным последствиям для всех.
Полноценный ИИ может в итоге поднять восстание, основать местный аналог «Скайнет» и пойти убивать людей.
Варп-прыжки позволяют открыть двери в другой мир, откуда попрутся орды эдаких зергов, которые начнут жечь и убивать направо и налево. Увы, таких вот технологий в игре буквально пара-тройка штук, но они делают партии веселее и разнообразнее — конечно, если процесс межгалактической разборки с роботами-убийцами можно назвать «веселым».
По мере исследования космоса вы можете столкнуться много с чем — с аномалиями на планетах, с недостаточно развитыми цивилизациями, с враждебно настроенными живыми кристаллами и так далее. И почти всегда сталкиваясь с чем-то неизвестным вы будете получать мелкие задания, связанные с научными исследованиями. Нашли аномалию? Отлично, запускайте изучение, и, возможно, получите полезную технологию. Уничтожили вражеский флот? Обшарьте обломки и получите неплохое ускорение для ряда исследований. Нашли цивилизацию, которая не является галактической империей? Ставьте на орбите планеты станцию для изучения и ведите себе наблюдения… или воруйте людей и коров для более детального изучения аборигенов. Все в ваших руках.
Разобраться со всем этим несложно, несмотря на то, что поначалу игра кажется сильно перегруженной — как в плане геймплея, так и в плане внешнего вида. Однако это впечатление обманчиво: большая часть вещей усваивается «на лету», и лишь к нескольким вопросам приходится подходить более серьезно. Например, к развитию империи.
Расширять империю можно тремя путями — колонизацией планет, постройкой форпостов, а также захватом соседних имерий. Поначалу от третьего пункта лучше отказаться и сосредоточиться на первых двух. Самый простой вариант — это постройка форпостов. Каждый из них строится довольно долго и стоит весьма недешево, однако он позволяет быстро расширить границы империи до какой-нибудь системы с большим количеством ресурсов. Это часто бывает полезно, если система находится далеко, или если там нет планеты, которую можно колонизовать.
Другой путь — это колонизация планет. С самого начала этой технологии, вероятно, в вашей копилке не будет, и даже не факт, что вам дадут сразу ее изучить (помните же — три случайных технологии на выбор). Причем даже если эта технология есть, неизвестно, окажется ли рядом с вами пригодный для заселения мир. А если и окажется — не факт, что там не будет всяких проблем вроде непроходимых джунглей или хищных животных, которые решаются — сюрприз — другими технологиями. А если… в общем, список длинный. Для полноценной экспансии требуется много сил и внушительное количество технологий, которые нужно еще найти.
При этом не стоит забывать, что колонизировать можно только определенные типы планет — остальные для заселения придется подготавливать путем терраморфинга, а это в Stellaris процесс очень медленный и дорогой. Если в более простой и понятной Endless Space вам всего-то надо было иметь ресурсы и технологии для этого, а планеты вне зависимости от их типа можно было заселять на определенном этапе развития, то тут все иначе. В Stellaris вам необходимо сначала «поймать» на раздаче терраморфирование, затем — построить на орбите нужной планеты станцию, а затем подождать что-то около десятка внутриигровых лет (а это весьма внушительный срок), и уже потом только лететь заселять новый мир. Прибавьте к этому тот факт, что терраморфинг еще и требует ресурсов, которых у вас может не оказаться, и получите очень дорогую, долгую и капризную технологию. Пусть и весьма полезную.
Захват планет и секторов позволяет вам расширять свою территорию, что, в свою очередь, ведет к неизбежному контакту с другими цивилизациями. Молитесь всем, в кого верите, чтобы это были обычные империи или же другие игроки.
Если обычные AI-противники развиваются примерно с вашей скоростью, а живые игроки скорее предпочтут установить добрососедские отношение (пусть даже на время), то встреча с так называемой «Угасшей империей» скорее всего превратит вас в подушечку для булавок. «Угасшей империей» в Stellaris называют цивилизацию, которая с самого начала игры имеет огромное техническое и территориальное преимущество.
При первой нашей встрече я как раз занимался активной экспансией — рассылал разведчиков, захватывал миры и так далее. Нашлась эта «империя» случайно, однако на следующий же день после того, как я их нашел, мне выдвинули ультимативное требование сдать три моих последних колонизированных планеты и стать вассалом. Я, разумеется, возмутился — мол, чего этот AI-шник себе вообще позволяет? Предложение было сразу же отклонено, и уже через минуту я получил объявление войны, а также объяснение от товарища по команде о том, на кого я нарвался. Впрочем, было уже поздно — в три из пяти моих систем уже влетели флоты по 25 тысяч очков силы флота каждой, плюс товарищам по альянсу досталось тоже. А 25 тысяч на том этапе — это не просто прилично. Это натуральный каток, который способен закатать в асфальт всю галактику, потому как весь мой флот (который я холил, лелеял и постоянно улучшал) к тому моменту имел жалких три тысячи силы. Разумеется, пришлось переигрывать.
В сражениях вообще многое зависит от уже полученных технологий. Если у вас есть тяжелые корабли вроде линкоров или крейсеров, но нет щитов, вам будет очень и очень больно. Как пример – мой флот с четырьмя линкорами, пачкой крейсеров и огромным москитным флотом перемолола огромная толпа корветов и эсминцев. А все потому, что у них были щиты и противоракетные турели, которыми мой флот не располагал. Пришлось срочно делать новый, учтя все проблемы предыдущих дизайнов.
В итоге всегда приходится следить за тем, чтобы на корабле было достаточно щитов, брони, реакторов, продумывать, какой корпус взять конкретно для этого корабля, какие пушки на него навесить, и так далее.
Победить, собрав орду однотипных космолетов типа «Утюг-1» не выйдет, так как они скорее всего даже поцарапать вражеский флот не смогут. Это, впрочем, открывает огромный пласт для разных экспериментов, которые, разумеется, не обязательно приведут вас к победе.
Помимо глобальных ивентов вроде нападения из другого мира, восстания машин или битв с угасшими имериями, случаются события калибром и поменьше — и их в игре вагон и маленькая тележка. Эти ивенты вылезают в любой удобный момент. Обыскали систему и нашли аномалию? Ивент. Колонизовали планету? Ивент. Уничтожили флот бунтовщиков? Ну, вы поняли. Большая часть из них одноступенчатая, но некоторые имеют длинные цепочки последствий. Два моих любимых — это сумасшедшие дроны-помощники… и сражения с натуральной группой XCOM на одном из миров. Остальные «многоэтажные» события менее забавные, но тоже достойные, да и сделаны со старанием
Вся Stellaris построена на контрасте «ох, как же круто!/ох, как же бесит!» У игры сейчас хватает проблем и без средней дипломатии и скверной боевки — например, тут всего два варианта победы, военная и территориальная. AI-противники обладают чуть ли не нулевым уровнем агрессии (если это, конечно, не «Угасшая империя»). Случайные события уже к середине игры становятся преимущественно одноступенчатыми, а процесс исследования галактики замедляется в разы. И на всех этапах игры вас просто заваливают вагонами рутинных дел. Да, в Stellaris есть чем заняться и сейчас, особенно фанатам жанра, но вот всем остальным — я бы посоветовал подождать пару-тройку дополнений, или хотя бы крупных патчей и улучшений. Патчи, к слову, уже не за горами — осталось только дождаться.