Обзор Starfield. Не ту игру назвали «Мёртвым космосом»
Пять лет назад Bethesda выпустила Fallout 76 — кошмарную практически во всех аспектах игру, которую на старте не разругал только ленивый. Тогда я назвал её «худшим ААА-релизом последних десяти лет» и вовсю жаловался на упущенный потенциал и проблемы практически во всех аспектах. Удивительно, что Bethesda не стала бросать проект на произвол судьбы, и сейчас у неё вполне приличные отзывы в Steam, стабильная база игроков и регулярно выходящие обновления. Далеко не каждый провальный релиз может похвастаться такой выносливостью.
К чему я вообще принялся вспоминать Fallout 76 в самом начале рецензии на Starfield? Да потому, что во время прохождения последней я постоянно ловил мощнейшее чувство дежавю. Мёртвый, абсолютно инертный мир, скучные задания, перестрелки, идиотский сюжет… новая космическая RPG от Bethesda Game Studios буквально ломится от проблем разного масштаба. Увы, «гигантского скачка для всего человечества» — в смысле, для всей студии Тодда Говарда — не вышло. Но не вышло и привычной всем фанатам Bethesda игры. Получилось что-то среднее. И в этом, пожалуй, одна из основных проблем.
На вопрос «стоит ли вообще тратить свои кровные на Starfield» я могу ответить только отрицательно. Прямо сейчас игра представляет из себя решето: там, вроде бы, и есть интересные моменты, но раздражения она вызывает куда больше, чем удовольствия. Что же до конкретного списка претензий — давайте разбираться!
Космическая скука
Начинается всё очень неспешно. Вот вы, обычный шахтёр, отправляетесь на раскопки какой-то планеты, где обнаруживается некий артефакт. За объектом буквально сразу же прилетает некий Баррет — член местного ордена Иллюминатов, известного также как «Созвездие». Но не успевает он вместе с вами отправиться в Новую Атлантиду, один из крупнейших городов Освоенных Систем, как на вашу маленькую добывающую колонию нападают пираты. А затем, когда вы отбились от их нападения, вас сразу же просят приструнить беззаконие. Вы соглашаетесь, реквизируете у Баррета его звездолёт и отправляетесь в безграничный космос.
Примерно с этого момента — а это минут тридцать от начала игры — вас практически никто не держит. Хотите — летите на все четыре стороны, ища приключений на свою пятую точку. Хотите — занимайтесь сюжетом и побочными активностями. В этом плане Starfield действительно «типичная игра от Bethesda».
Увы, но если говорить исключительно о сюжете, то здесь разработчики здорово дали маху сразу по нескольким направлениям. Здесь неспешное начало, перерастающее в знакомство с членами «Созвездия» — совершенно разными людьми, объединёнными общей целью исследования галактики и её секретов. Это — самый лучший момент в сюжете на очень долгое время. Вы попадаете в новый коллектив, пытаетесь узнать его членов получше — и, чёрт побери, понемногу проникаетесь их идеями.
А затем Starfield словно бы говорит: «Проникся? Всё, хорошенького понемногу — настало время скуки». И отправляет вас на поиск древних артефактов. А затем — на поиск древних храмов, где дремлют некие сверхъестественные силы. И так по кругу. Какое-то время вам придётся заниматься только этими проклятыми артефактами: других способов продвижения по сюжету здесь не предусмотрено.
Причём ладно бы Bethesda сделала выполнение каждой однотипной задачи уникальным — тогда бы ещё можно было, поворчав, понять и простить. Беда в том, что это абсолютно раздражающее, репетативное действо: прилететь на указанную планету, высадиться по указанным координатам, добраться до указанной пещеры/шахты/аванпоста/etc., забрать артефакт, полететь за следующим. В случае с храмами всё ещё смешнее: они все идентичны и состоят из одной-единственной комнаты, в которой вам нужно ловить «светлячков». Нет, это не шутка. Именно так здесь обставлен процесс получения сверхъестественных сил, которые роднят протагониста Starfield и драконорождённого из Skyrim. Пришли, полетали полторы минуты в невесомости, вышли на улицу — вуаля, вы великолепны. А теперь бегите вперёд, у вас ещё двадцать храмов не исследовано.
Уникальных квестов, связанных с артефактами, здесь настолько мало, что они буквально впечатываются в память. Например, задание, в котором вы исследуете оказавшийся на пересечении двух параллельных миров научный комплекс, постоянно «прыгая» между мирами. Это интересное и довольно необычное (в рамках игры) задание, которое точно не оставит вас равнодушным. А заодно наведёт на мысль: «а почему с остальными реликвиями нельзя было поступить также?».
В итоге получается, что самое интересное в местной истории — это её начало и последние часа четыре сюжетной линии. И то к этому финалу есть множество претензий. Игра словно бы не знает чувства меры: поначалу вас держат в неведении, а затем начинают заваливать откровениями, будто бы из рога изобилия.
Космическое поле экспериментов
Впрочем, бог с ней, с сюжетной линией. В играх от Bethesda (последние лет эдак пятнадцать точно) сюжет — не более, чем оправдание для всего того, что творится вокруг. Основное же очарование всех миров студии — от постъядерных пустошей перерождённой серии Fallout до фэнтезийных просторов Тамриэля из The Elder Scrolls — всегда лежало в исследовании мира и различных побочных активностях. Возможно, что именно здесь Starfield раскрывается по полной?
На словах, конечно, всё неплохо! Огромная галактика с сотнями разнообразных планет, с тысячами точек интереса, со случайными встречами, а также с совершенно разными фракциями, только и ждущими момента, чтобы плюнуть в суп оппоненту. Звучит как невероятно обширная — и интересная! — игровая площадка…
…по крайней мере, первые часы. Весь интерес от исследования местных планет улетучивается примерно в тот момент, когда вы находите первый аванпост-клон, полностью идентичный тому, что видели на одной из предыдущих планет. Когда посетите какую-нибудь очень отдалённую от центра галактики звёздную систему и обнаружите, что там уже побывали первопроходцы — задолго до вас. Или когда осознаете, что до заботливо подсвеченной сканером точки интереса ещё больше километра по пересечённой местности, вы перегружены, а транспорта в Starfield нет никакого.
Скорее всего, ваш интерес закончится уже на третьей планете, когда выяснится, что все они слеплены по одному и тому же шаблону. Вы высаживаетесь, вокруг вас — равнины/холмы, сканер показывает несколько точек интереса: всё, дальше вы сами по себе.
Бегайте, изучайте местных животных и растения, ищите ресурсы и переворачивайте камни в поисках полезных ископаемых. Остаётся лишь один вопрос — «а зачем?».
Строительство аванпостов в Fallout 4 раздражало и было поводом для постоянных шуток про то, что ещё одно поселение нуждается в вашей помощи. Строительство дома в Fallout 76 было частично оправдано тем, что это игра про выживание, и нужно куда-то складывать своё барахло. Но строительство в Starfield — просто бесполезный рудимент. Да, построенные вами базы могут добывать для вас ресурсы, которые вы потом можете тратить на улучшение своих оружия и брони. Только вот нужды в этом нет совершенно: ресурсов вы за время прохождения и так наберёте несколько тонн, а для продвинутых улучшений нужно вложить немало очков развития в прокачку тех самых улучшений.
Плюс ко всему, между «новой игрой» и «новой игрой+» ваши предметы не переносятся. То есть если вы нашли редкую, крайне мощную винтовку, оттюнинговали её по последнему слову техники, то готовьтесь — рано или поздно с ней придётся расстаться.
Ещё одна беда местного открытого мира в том, что он не очень-то и открытый. Это вообще стало одной из самых обсуждаемых тем ещё до полноценного релиза Starfield, и это действительно ломает всё погружение. В худших традициях Bethesda, каждая планета — это отдельный инстанс. Каждые пещера и научная база — отдельный инстанс. Ангар размером с ваш звездолёт или жалкая хибара в трущобах одного из здешних городов — это точно такой же отдельный инстанс. Даже районы городов тут отделены загрузочными экранами, что кажется натуральным безумием.
И усреднённый рецепт исследования космоса в понимании Bethesda выглядит следующим образом. Вы садитесь в свой корабль, взлетаете, видите экран загрузки. Открываете карту, ищете интересную вам звёздную систему или планету и перемещаетесь туда с помощью экрана загрузки. Долетев до точки, выбираете место приземления, куда вас ведёт экран загрузки. Наконец, приземлившись, вы выходите из корабля… разумеется, наблюдая ещё один экран загрузки. И вот так постоянно. Нужно ли говорить, как вся эта рутина раздражает и бьёт по восприятию происходящего?
В космосе никто не увидит твой летающий бублик
Загрузки — ещё ладно. Их количество можно минимизировать, если постоянно пользоваться картой (к слову, ужасно неудобной — как и весь местный интерфейс), хотя раздражение никуда от этого не денется.
Куда хуже то, что в научно-фантастической игре, где люди занимаются покорением космоса и исследованием его загадок, вы практически не столкнётесь с этим самым космосом.
Нет, правда. Орбита каждой отдельно взятой планеты — это ещё один инстанс, «пузырь», из которого вы можете или полететь дальше (с помощью загрузочного экрана), или попытаться найти что-нибудь интересное своими силами. Например, иногда вам будут встречаться враждебные или дружелюбные корабли: с первыми придётся сражаться, а со вторыми дадут поговорить. И очень скоро выяснится, что ситуация с одинаковыми аванпостами и пещерами перекочевала и в безвоздушное пространство, поэтому готовьтесь по десять раз общаться с миссионерами или со школьниками на экскурсии. Уникальных встреч тут самый мизер.
И, увы, ощущения исследования дальних рубежей, новых просторов для человечества здесь нет. Это не Elite: Dangerous, не No Man’s Sky (даже релизная версия последней, к слову, и то куда лучше работала в качестве космосима, чем Starfield). Хорошо хоть конструктором своего собственного корабля побыть разрешают.
То, что связано с вашим космическим ведром с болтами, способно неплохо увлечь. Есть полноценный конструктор кораблей. Есть и космические сражения — причём вы легко можете во время такой битвы не просто сбивать вражеские корабли, но ещё и нагло захватывать их, врываясь к врагам прямо посреди боя. Это довольно свежо и интересно, да и позволяет пополнить свой ассортимент летающих лоханей.
Что до самих космических сражений… ну, они недурны. Безусловно, больше всего они напоминают тир — особенно в том случае, если вы поставили себе пушки помощнее. Однако эти сражения дарят определённое разнообразие и веселье. Плюс это новый для игр от Bethesda опыт. Единственное что космический стелс, вызывающий в памяти чудовищные флэшбеки от Batman: Arkham Knight, стоило бы вырезать ко всем чертям. Он мало того, что смотрится нелепо, так ещё и практически не нужен. Но зачем-то его добавили.
Обнови свой космический журнал
Вдоволь набегавшись по фронтиру (и немного полетав в космосе), вы в какой-то момент обязательно свернёте к цивилизации — поближе к обжитым местам, к городам и толпам NPC. Там вас ждёт целое море побочных заданий. От банального «сбегай в точку X и принеси мне оттуда Y», и до полноценных линеек от разных фракций.
Пожалуй, именно этот аспект Starfield можно без шуток назвать неплохим — не без оговорок, конечно. Безусловно, большая часть мелких квестов здесь никуда не годится. Вас будут посылать туда-сюда, носить всякую дичь и вообще заниматься совершенно скучной работой — причём в галактических масштабах. Скажем, учёный в Новой Атлантиде попросит вас помочь ему с проблемой, которая рискует перерасти в катастрофу. Что для этого надо? Сначала оббежать половину города, собирая датчики. Затем — выкрасть данные из чьей-то квартиры, чтобы получить нужные результаты. И, наконец, как апофеоз всей этой беготни — вас пошлют на другую планету. За веткой. Ах да, между этапами этого мини-сюжета ещё и подождать придётся: выполнить все три квеста сразу вам не дадут.
Увы, но редко какое побочное задание по форме будет отличаться от этого. Сбегать туда-то. Принести такую-то штуку. Уложить нескольких неприятелей. Уговорить строптивого NPC сделать нечто.
При этом изредка вам будут попадаться действительно интересные миссии. Например, то самое задание на научной базе, которая оказалась между двумя измерениями. Или вот небольшой квест с ограблением банка в Акила-сити, на который вы можете наткнуться в первые же часы. Задания могут поджидать вас где угодно: улетев на другой конец Освоенных Систем я наткнулся на квест про группу поселенцев, которых задирают местные рейдеры. А потом, прилетев на планету-курорт по другому квесту, я столкнулся с древним колониальным кораблём с Земли — и с ним тоже пришлось разбираться.
Пожалуй, выполнение побочных квестов — это то немногое, что может действительно увлечь вас при игре в Starfield. Да, обойдётся без откровений, но и расстроенным, скорее всего, вы не уйдёте.
Фракционные квесты — в ту же область. Линейки разных гильдий и объединений в Fallout и The Elder Scrolls многим игрокам запоминались надолго. Со Starfield явно будет та же история: люди ещё долго будут перемывать кости недооткрытому миру, ругаться на ролевую систему, на шутерную часть — но, скорее всего, с теплотой будут вспоминать местные «гильдейские» поручения.
Самой, на мой вкус, любопытной оказалась линейка, связанная с Багровым Флотом — местными пиратами, держащими всех в страхе. Их цепочка начинается достаточно оригинально: например, я только-только закончил бродить по очередной планете, пришёл в населённый пункт… где меня под белы рученьки взяли местные стражи правопорядка, скрутили и отвезли куда-то непойми куда. Уже на месте мне объяснили: это всё для того, чтобы сделать моего героя кротом в рядах пиратской флотилии. Немного подумав, я согласился — а затем отправился буквально на поиски пиратского клада. Точнее, космического пиратского клада. Круто же!
При этом по накалу страстей и по количеству уникального контента, как бы это смешно не звучало, та же «пиратская» линейка легко превосходит и основной сюжет игры. Вы побываете и на ледяной планете-тюрьме, и поучаствуете в операции по добыче важных технических данных, и даже отправитесь на мёртвый звездолёт, полный загадок.
Всего в игре четыре разных побочных фракции (Багровый Флот, «Рюдзин Индастриз», Объединённые Колонии и Коллектив Свободных Звёзд), и каждая предлагает что-то своё. Если у пиратов это поиск сокровищ, то у корпоратов из «Рюдзин» это, разумеется, закулисные игрища, промышленный шпионаж и всё в таком духе. Короче говоря, если вам вдруг стало скучно, то фракционные задания — это именно то, что вам нужно.
Стрельба в космическое молоко
Кстати говоря, о шутерной части. Я считаю что четвёртую часть Fallout, что F76 крайне скверными шутерами (а уж предыдущие итерации под эгидой Bethesda и вовсе проходят под грифом «кромешный ужас») — и, к сожалению, Starfield на их фоне не кажется большим шагом вперёд. Разумеется, вас не будет выворачивать наизнанку во время боевых сцен, но это, пожалуй, то немногое хорошее, что можно сказать о местных перестрелках.
Режима V.A.T.S. или его аналогов здесь нет, так что перестреливаться вам придётся исключительно в режиме реального времени. Главное тут — найти себе оружие по вкусу. Мне с этим невероятно повезло: почти в самом начале игры я прибыл в Акила-сити и сделал там цепочку побочных заданий, связанных с обороной города от местной фауны, за что мне выдали уникальную легендарную винтовку — с оптикой, глушителем и огромным уроном. С ней я и прошёл до самого финала, истребляя даже самых свирепых гуманоидных противников.
Против всяких инопланетных тварей я использовал другую пушку: автомат, легендарным свойством которого было… превращение его в дробовик. То есть представьте: у вас есть скорострельность, точность и дальнобойность автомата, а ещё — десяток снарядов в одном-единственном залпе. По цене одного патрона. Нужно ли говорить, что выкашивать с помощью этого чуда инженерной мысли (и генератора случайных чисел) всё живое было невероятно легко?
Перестрелки и квесты — это ваш путь к поднятию уровня, а уровни, в свою очередь, дают очки навыков. Они разбиты на пять категорий — и, чёрт возьми, их прокачка сделана ужасно тягомотной.
У каждого из ваших умений есть четыре уровня прокачки. Разблокировав один из них, вы получите небольшое поручение, связанное с самим навыком. Выбрали улучшение для огнестрела? Извольте пристрелить столько-то врагов. Захотели потренироваться в пилотировании своего корабля? Идите и сбейте несколько вражеских кораблей. Вздумали прокачать грузоподъёмность? Ну что же, вам предстоит бегать, пока ваша загрузка выше определённого процента. И так вот — по три раза, причём всякий раз цифры, нужные для достижения следующего уровня, будут повышаться.
Это здорово фрустрирует, особенно на фоне того, что некоторые умения кроме как жизненно важными назвать не получается. Увеличение максимальной загрузки, умение обращаться с отмычками, убеждение в диалогах, … всё это нужно. Но просто так прокачаться не выйдет, увы и ах. Понятно, зачем это сделано (чтобы игроки не смогли «слепить» себе дисбалансного героя за пару часов игры), но необходимость выполнять все эти задания для открытия следующего уровня навыка скорее раздражает, чем мотивирует.
При этом Starfield активно закрывает возможности за прокачкой. Модернизация оружия или корабля? Качайся. Пилотирование более крупных посудин? Улучшай свои навыки. Развитие поселений на планетах (хотя, ей-богу, не могу представить себе того, кому будет весело этим заниматься)? Ну, вы поняли. Даже полоска, демонстрирующая вашу заметность во время скрытного передвижения, и та требует прокачки навыка. А сам стелс при этом, кстати, отвратительный — что отлично видно в тех же квестах «Рюдзина».
Космическое видение
Ещё один небольшой момент — о стилистике и графике. Здесь всё очень двояко: местами Starfield поражает воображение своей детализацией (тексты на записках, например, можно читать прямо так, не открывая их) и проработкой. А местами — заставляет нервно усмехнуться, глядя на очередного NPC с лицом как из TES 4: Oblivion. То есть картинка, конечно, качественная, но иногда случаются… казусы. И их больше, чем хотелось бы.
Анимации персонажей, к сожалению, тоже словно бы взяты из прошлого десятилетия. На фоне недавних Baldurʼs Gate 3 или Cyberpunk 2077: Phantom Liberty, авторы которых проделали титаническую работу над мимикой и анимацией героев, Starfield кажется ископаемым.
А вот к стилистике «NASA-панка» придраться сложно — и сама задумка, и реализация вышли весьма удачными. Да, этот самый «NASA-панк» виден далеко не везде и не во всём, однако его хватает. И выглядит игра благодаря этой стилистике здорово: Bethesda ухитрилась добавить в научно-фантастическую историю щепотку реализма, который не просто не разрушает атмосферу, но и укрепляет её. Видно это и в дизайне оружия, и многих построек, и ряда городов и станций: пожалуй, именно в таких местах научно-фантастическая составляющая проекта раскрывается лучше всего (ну, и ещё на Неоне, пожалуй).
Итог
К большому сожалению, но назвать Starfield чем-то, кроме как «целого космоса упущенных возможностей» сложно.
Игра словно бы составлена из разных запчастей, которые мало того, что плохо подогнаны друг к другу — они ещё и плохо подходят. Поэтому очень редкие светлые моменты здесь граничат с беспросветным ужасом. Да, новое творение Bethesda практически не лагает (за всё прохождение я видел буквально несколько глитчей да разок вывалился на рабочий стол), но от этого не легче.
Излишняя амбициозность только мешается. Все эти бесконечные планеты, серые и унылые, абсолютно скучная боевая система, и море «подай-принеси» квестов, большинство из которых заставит вас мотаться по галактике так, что поневоле захочется основать курьерскую службу. Действительно уникального контента в Starfield преступно мало.
И на этом фоне не очень понятно, зачем Bethesda вообще гналась за галактическими масштабами. Все они разбиваются о миллион загрузочных экранов, одинаковые локации и весьма скучных — и в плане дизайна, и в плане геймплея — врагов. Отсутствие какого-либо транспорта не позволяет наслаждаться поездкам по просторам немногочисленных красивых планет, а отсутствие полноценного космоса не даёт тех же возможностей, что есть в уже упомянутых Elite: Dangerous или No Manʼs Sky.
Без шуток, во время игры в Starfield я поневоле возвращался на пять лет назад, к моменту, когда проходил Fallout 76 — и ловил себя на мысли о том, что даже та игра, кривая, косая и кошмарная, местами была сделана лучше. Локации там были сделаны вручную, и они были уникальными (пусть многие тогда и стояли просто в качестве декораций, без какой-либо истории). Там было куда больше разнообразия в плане флоры и фауны. Чёрт побери, да даже от строительства базы там был прок — чего я так и не сумел найти в новом проекте Тодда Говарда. Я не скажу, что Starfield вышла хуже релизной версии F76 — нет, это далеко не так — но мысли во время прохождения у меня были сплошь невесёлые.
И, пожалуй, самая большая проблема в том, что игра практически не дарит эмоций. Да, во время прохождения того же «семьдесят шестого» я постоянно шипел сквозь зубы, бесился и ругался — но это были искренние чувства, пусть и негативные. Во время прохождения Starfield я по большей части просто смотрел в монитор со скучающим видом — выдавить из меня хоть какие-то эмоции у «Старфилда» получалось очень редко.
Возможно, что годик спустя, после выхода больших патчей и конструктора для создания модификаций, игра и преобразится. Мёртвые планеты наполнятся жизнью, противники внезапно осознают, что всю свою недолгую цифровую жизнь они были идиотами, а большую часть тормозов и разного рода проблем всё-таки поправят. Может быть, так и случится — и тогда Starfield станет неплохой песочницей, в которой можно будет пропасть на сотню часов, потихоньку исследуя мир и помогая разным фракциям в достижении их целей. Делать же это сейчас, когда выходит столько крутых игр разом, я бы не стал — только время зря потеряете.