20 декабря 2017Игры

Рецензия на SpellForce 3

У меня сложилось впечатление, что в THQ Nordic собрались люди, уставшие ждать продолжения своих любимых игр. Поэтому они заработали деньги, основали свою компанию, выкупили права на разные известные некогда серии и теперь занимаются воскрешением мертвецов. Тут вам и Titan Quest, и Jagged Alliance (ее пока не анонсировали, но, судя по всему, уже вот-вот), и SpellForce.
У меня сложилось впечатление, что в THQ Nordic собрались люди, уставшие ждать продолжения своих любимых игр. Поэтому они заработали деньги, основали свою компанию, выкупили права на разные известные некогда серии и теперь занимаются воскрешением мертвецов. Тут вам и Titan Quest, и Jagged Alliance (ее пока не анонсировали, но, судя по всему, уже вот-вот), и SpellForce.

К новому дополнению для Titan Quest, если помните, у меня были определенные вопросы, но если вспомнить недавний анонс консольных версий игры, стратегия THQ Nordic становится максимально прозрачной. Издатель просто прощупывает почву перед выпуском полноценного продолжения.

Увы, к SpellForce 3 вопросов возникает не меньше, и в большинстве случаев они куда серьезнее. Забегая вперед, скажу: из-за этого я в итоге срезал игре один балл, хотя начало, уж поверьте, было поистине многообещающим.

Рецензия на SpellForce 3 - фото 1

Третья SpellForce от прошлых частей отличается довольно сильно, хотя номинально это, конечно, все еще смесь ролевой игры и стратегии в реальном времени. Тем не менее у SF3 куда сильнее заметен перекос в сторону RPG. Кроме того, разработчики изменили многие старые механики: камеры за плечом у героев теперь нет, нижней панели с умениями тоже, а стратегическая система стала запутаннее.

Однако при этом SpellForce 3 — все еще игра в крайне редком нынче жанре, позволяющем одновременно управлять и толпой солдат, и группой героев. Ветераны серии освоятся довольно быстро, да и у поклонников стратегий и ролевок период адаптации будет коротким.

Рецензия на SpellForce 3 - фото 2

Если вы упустили этот момент, то SpellForce 3 — приквел серии. Круга магов, из-за которого произошли события первой части, здесь нет. Зато игра по другим поводам подмигивает поклонникам.

Главного героя (или героиню) зовут Тахар, что очень похоже на фамилию одного из центральных персонажей SpellForce: The Order of Dawn, Роэна Тахира. Упоминается также Фиал Дарг, принц тьмы из дополнения SpellForce: The Breath of Winter: в одной из миссий нам даже предстоит помочь людям, которые стерегут его в подземной гробнице. На месте и цитадель Грейфелл — в третьей части она оказалась в центре конфликта.

В общем, разработчики изо всех сил пытаются доказать, что вы играете именно в SpellForce, а не во что-то другое.

Поначалу история новой игры кажется банальной: опять конфликты из-за магов, вновь страшные катаклизмы, грозящие уничтожить чуть ли не весь мир, и тому подобное. Все это мы уже не раз видели, в том числе и в прошлых частях SpellForce. Но несмотря на это, история все-таки умудряется зацепить, а в нужный момент и удивить неожиданным сюжетным поворотом.

Ожидать шекспировских страстей, конечно, не нужно — игра совершенно не про это. Хотя персонажи и стараются не ударить в грязь лицом.

Да, герои здесь и впрямь стараются задержаться в вашей памяти. И чаще всего им это удается. Это заслуга не только сценария, но и актеров озвучки — у них получилось очень убедительно отыграть персонажей, и потому в них запросто можно поверить. Это касается не только основных героев: даже обычный солдат, с которым вы перекинетесь парой слов, будет озвучен ничуть не хуже, чем ваши сопартийцы и ключевые NPC.

Рецензия на SpellForce 3 - фото 3

Впрочем, персонажи не способны отвлечь от главного. Вскоре после вступления игру начинает здорово заносить, и акцент смещается в сторону RPG. Даже там, где SpellForce 3 предлагает взять под контроль армию, вам все равно предстоит обращаться за помощью героев.

В противном случае возможны два варианта: ваши войска столкнутся с вражескими, и начнется битва длиной в неделю, или же с противником придет герой, и тогда помочь вашему войску сможет только квалифицированный некромант. Поначалу на это не обращаешь внимания, но чем дальше, тем сильнее это будет бросаться в глаза.

В итоге вы или понемногу занимаетесь экспансией, застраивая карту своими аванпостами и обучая войска, или же берете отряд героев и устраиваете раш.

Экспансия в SpellForce 3 занимает неприлично много времени, поэтому я обычно обращался к тактике раша. Брал всех четырех героев, бежал до ближайшей вражеской базы и со всей силы всех там уничтожал. Первые несколько раз провернуть такое будет непросто, но где-то уровня с седьмого этот способ начнет исправно работать. Главное, чтобы у вас в группе был хотя бы один маг с прокачанным заклинанием «Землетрясение».

Рецензия на SpellForce 3 - фото 4

Стратегическая сторона SpellForce 3 вызывает в памяти не стандартные RTS, а, скорее, серию The Settlers до пятой части. Напрямую управлять рабочими нельзя — их можно только назначать в определенные здания или на строительство. Для расширения своей территории необходимо искать и закладывать аванпосты, и этим обычно занимаются герои (просто представьте орка-шамана, забивающего несуществующие гвозди в воздух). Для добычи ресурсов надо активно строить здания в захваченных секторах, потому что одной только центральной базой войну выиграть не получится.

Я бы и слова не сказал про эту систему, не относись разработчики к вопросу настолько серьезно. Чтобы построить аванпост и пару зданий, вам нужно не просто заложить их, нет. Еще необходимо дождаться, чтобы рабочие успешно пригнали караван с ресурсами оттуда, где эти ресурсы есть. Одного захода вряд ли хватит, поэтому ждать придется долго — и тут даже апгрейды на размеры «карманов» у рабочих не помогут. На самоокупаемость новый сектор выходит очень медленно, что, разумеется, жутко тормозит экспансию. А ведь в процессе вам еще и от врагов, недовольных строительными работами, отбиваться предстоит!

Рецензия на SpellForce 3 - фото 5

И в итоге получается вот что: с одной стороны, здорово, что разработчики заморочились и наполнили игру деталями, а с другой — хочется махнуть на все рукой, обвести зеленой рамкой героев, да и гори оно все огнем. С учетом размера некоторых местных карт — вполне себе нормальное решение проблемы.

У метода с уничтожением всего и вся группой героев, впрочем, тоже есть свои минусы. Одни опять же связаны с размерами карт, другие — с местным управлением, о котором поговорим отдельно.

Впрочем, частенько авторы будут вынуждать вас играть исключительно героями, без намеков на стратегию. Таких эпизодов будет много, так что если вы ожидали увидеть баланс между RTS и RPG, забудьте. Баланса между жанрами в SpellForce 3 попросту нет.

Что до ролевой составляющей, то в этом плане новая игра напоминает Baldurʼs Gate, только попроще и без паузы. У вас есть четыре героя, у них — свои специализации, наборы оружия и брони, параметры и все в таком духе. По большей части игровой процесс сводится к тому, что вы исследуете мир, болтаете с NPC и сбагриваете тонны бесполезного лута торговцам (без шуток — вещей тут не меньше, чем в Diablo).

Подбор правильной группы — то еще занятие, хотя если вы владеете тайным знанием микроконтроля, умеете отслеживать одновременно и поле боя, и панель с умениями, то играть можно вообще любым сетапом. Я вот после всех изысканий остановил свой выбор на двух магах, лучнице и воине с двумя кинжалами, который отдувался за всю группу, получая подзатыльники. Да, такой отряд нельзя назвать сбалансированным или живучим — зато он отлично справлялся с нанесением урона.

Рецензия на SpellForce 3 - фото 6

Основная проблема ролевой (да и стратегической, чего уж там) системы заключается в паршивом управлении и неудобном интерфейсе. И для RTS, и для RPG эти вещи невероятно важны, и потому местные схемы управления очень удручают. Самое грустное, что даже переназначить клавиши тут толком нельзя, потому что они почти наверняка будут заняты чем-нибудь не менее важным.

И если в стратегическом режиме это мешает редко (подумаешь, кнопка «M» по умолчанию не карту открывает, а сносит здание), то вот в RPG это превращается в самый настоящий цирк.

Как я уже писал выше, полосы умений в третьей SpellForce нет. Все ваши навыки и активные предметы собраны под портретами героев в верхнем левом углу экрана. Беда в том, что в одной схеме управления «горячими клавишами» можно активировать или заклинания, или предметы (причем переключение на последние завязано на зажатый Shift), а во второй активировать навыки вообще приходится мышкой. И да, больше трех умений каждому герою иметь не положено, поэтому вам необходимо мучиться, выбирая наиболее полезные способности.

Рецензия на SpellForce 3 - фото 7

Что мешало разработчикам оставить эту несчастную панель навыков? Одна длинная плашка снизу экрана решила бы львиную долю проблем. Сейчас же вы половину игры бегаете с одними и теми же умениями, изредка переключая одно или два из них на более подходящие для конкретной ситуации. Это сводит на нет идею с древом навыков и сильно огорчает любителей убивать врагов с помощью магии. То есть меня, например.

То же самое касается и снаряжения. После середины игры вы можете вообще его не менять — разве что эпические предметы имеет смысл заменить на легендарные, которые из вашего отряда сделают банду фэнтезийных терминаторов. Окончательно я понял, что балансом здесь даже и не пахнет, когда нашел легендарный лук, призывающий союзных животных при попадании стрелы. В итоге с полностью прокаченным «Рикошетом» моя лучница за раз призывала по 5-6 медведей, и на этом разговор с вражеской армией, в общем-то, заканчивался.

Рецензия на SpellForce 3 - фото 8

Впрочем, ключевая проблема игры — финал. После эпической битвы за Грейфелл вас наградят короткой катсценой, после которой запустятся титры. Основание Круга магов, награждение героев войны, диалоги с боевыми соратниками — всего этого не будет. О судьбе сопартийцев разработчики вообще почти ничего не расскажут, вскользь упомянут только одного персонажа. Вокруг него, скорее всего, будет выстроено сюжетное дополнение.

Так что да, основная проблема игры не в кривом управлении или отсутствии баланса между стратегией и RPG (это вообще дело вкуса). Нет, проблема в том, что во второй половине игры у разработчиков кончается запал. Локации, несмотря на ОГРОМНУЮ карту мира, начинают повторяться, квестов становится все меньше, а повествование пытаются искусственно растянуть с помощью вызывающих головную боль заданий в духе «пробеги по всей локации и убей трех мобов».

Рецензия на SpellForce 3 - фото 9

По-настоящему в SpellForce 3 впечатляют графика и запоминающийся саундтрек. Цветастую и весьма яркую палитру оригинальных SpellForce променяли на более «реалистичное» фэнтези, снабдив игру очень крутым движком. По локациям можно бегать только ради того, чтобы разглядывать пейзажи, да и при максимальном приближении герои и окружающее их пространство не выглядят набором бесформенных пикселей. Мелочи тоже удивляют: скажем, когда персонажи общаются, то поворачиваются друг к другу, облака на небе отбрасывают тени и все в таком духе.

Рецензия на SpellForce 3 - фото 10

Очевидно, что SpellForce 3 не станет новым словом ни в одном из двух своих жанров, хотя этого от нее никто и не ждал. С другой стороны, лично я не ожидал и того, что игра окажется способной увлечь меня на тридцать часов, заставляя время от времени говорить что-то вроде «ну еще один квестик, и на сегодня точно все».

SpellForce 3 — последствие некромантии. Создатели вложили в свое детище душу, но в самом конце почему-то решили, что и так сойдет. Получившейся игре теперь приходится прилаживать на место постоянно отваливающиеся части тела. Глядя на размер ежедневных патчей (100-200 мегабайт) с трудом верится, что технически SpellForce 3 будет доведена до ума в скором времени.

Короче говоря, это игра не для всех. Кому-то не понравится отсутствие баланса между ключевыми элементами, кого-то взбесят интерфейс и управление, а кто-то скажет, что на экранах загрузки не хватает полуголых эльфиек.

SpellForce 3 — игра далеко не для всех, безусловно. Как, в общем-то, и вся серия.

Комментарии 44
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь
ARTORIUS the Doomer
ARTORIUS the Doomer
Подожду когда патчи перестанут литься как из рога изобилия, а так игра неожиданное для меня открытие, в этом году.