Рецензия на SpellForce 3
К новому дополнению для Titan Quest, если помните, у меня были определенные вопросы, но если вспомнить недавний анонс консольных версий игры, стратегия THQ Nordic становится максимально прозрачной. Издатель просто прощупывает почву перед выпуском полноценного продолжения.
Увы, к SpellForce 3 вопросов возникает не меньше, и в большинстве случаев они куда серьезнее. Забегая вперед, скажу: из-за этого я в итоге срезал игре один балл, хотя начало, уж поверьте, было поистине многообещающим.
Третья SpellForce от прошлых частей отличается довольно сильно, хотя номинально это, конечно, все еще смесь ролевой игры и стратегии в реальном времени. Тем не менее у SF3 куда сильнее заметен перекос в сторону RPG. Кроме того, разработчики изменили многие старые механики: камеры за плечом у героев теперь нет, нижней панели с умениями тоже, а стратегическая система стала запутаннее.
Однако при этом SpellForce 3 — все еще игра в крайне редком нынче жанре, позволяющем одновременно управлять и толпой солдат, и группой героев. Ветераны серии освоятся довольно быстро, да и у поклонников стратегий и ролевок период адаптации будет коротким.
Если вы упустили этот момент, то SpellForce 3 — приквел серии. Круга магов, из-за которого произошли события первой части, здесь нет. Зато игра по другим поводам подмигивает поклонникам.
Главного героя (или героиню) зовут Тахар, что очень похоже на фамилию одного из центральных персонажей SpellForce: The Order of Dawn, Роэна Тахира. Упоминается также Фиал Дарг, принц тьмы из дополнения SpellForce: The Breath of Winter: в одной из миссий нам даже предстоит помочь людям, которые стерегут его в подземной гробнице. На месте и цитадель Грейфелл — в третьей части она оказалась в центре конфликта.
В общем, разработчики изо всех сил пытаются доказать, что вы играете именно в SpellForce, а не во что-то другое.
Поначалу история новой игры кажется банальной: опять конфликты из-за магов, вновь страшные катаклизмы, грозящие уничтожить чуть ли не весь мир, и тому подобное. Все это мы уже не раз видели, в том числе и в прошлых частях SpellForce. Но несмотря на это, история все-таки умудряется зацепить, а в нужный момент и удивить неожиданным сюжетным поворотом.
Ожидать шекспировских страстей, конечно, не нужно — игра совершенно не про это. Хотя персонажи и стараются не ударить в грязь лицом.
Да, герои здесь и впрямь стараются задержаться в вашей памяти. И чаще всего им это удается. Это заслуга не только сценария, но и актеров озвучки — у них получилось очень убедительно отыграть персонажей, и потому в них запросто можно поверить. Это касается не только основных героев: даже обычный солдат, с которым вы перекинетесь парой слов, будет озвучен ничуть не хуже, чем ваши сопартийцы и ключевые NPC.
Впрочем, персонажи не способны отвлечь от главного. Вскоре после вступления игру начинает здорово заносить, и акцент смещается в сторону RPG. Даже там, где SpellForce 3 предлагает взять под контроль армию, вам все равно предстоит обращаться за помощью героев.
В противном случае возможны два варианта: ваши войска столкнутся с вражескими, и начнется битва длиной в неделю, или же с противником придет герой, и тогда помочь вашему войску сможет только квалифицированный некромант. Поначалу на это не обращаешь внимания, но чем дальше, тем сильнее это будет бросаться в глаза.
В итоге вы или понемногу занимаетесь экспансией, застраивая карту своими аванпостами и обучая войска, или же берете отряд героев и устраиваете раш.
Экспансия в SpellForce 3 занимает неприлично много времени, поэтому я обычно обращался к тактике раша. Брал всех четырех героев, бежал до ближайшей вражеской базы и со всей силы всех там уничтожал. Первые несколько раз провернуть такое будет непросто, но где-то уровня с седьмого этот способ начнет исправно работать. Главное, чтобы у вас в группе был хотя бы один маг с прокачанным заклинанием «Землетрясение».
Стратегическая сторона SpellForce 3 вызывает в памяти не стандартные RTS, а, скорее, серию The Settlers до пятой части. Напрямую управлять рабочими нельзя — их можно только назначать в определенные здания или на строительство. Для расширения своей территории необходимо искать и закладывать аванпосты, и этим обычно занимаются герои (просто представьте орка-шамана, забивающего несуществующие гвозди в воздух). Для добычи ресурсов надо активно строить здания в захваченных секторах, потому что одной только центральной базой войну выиграть не получится.
Я бы и слова не сказал про эту систему, не относись разработчики к вопросу настолько серьезно. Чтобы построить аванпост и пару зданий, вам нужно не просто заложить их, нет. Еще необходимо дождаться, чтобы рабочие успешно пригнали караван с ресурсами оттуда, где эти ресурсы есть. Одного захода вряд ли хватит, поэтому ждать придется долго — и тут даже апгрейды на размеры «карманов» у рабочих не помогут. На самоокупаемость новый сектор выходит очень медленно, что, разумеется, жутко тормозит экспансию. А ведь в процессе вам еще и от врагов, недовольных строительными работами, отбиваться предстоит!
И в итоге получается вот что: с одной стороны, здорово, что разработчики заморочились и наполнили игру деталями, а с другой — хочется махнуть на все рукой, обвести зеленой рамкой героев, да и гори оно все огнем. С учетом размера некоторых местных карт — вполне себе нормальное решение проблемы.
У метода с уничтожением всего и вся группой героев, впрочем, тоже есть свои минусы. Одни опять же связаны с размерами карт, другие — с местным управлением, о котором поговорим отдельно.
Впрочем, частенько авторы будут вынуждать вас играть исключительно героями, без намеков на стратегию. Таких эпизодов будет много, так что если вы ожидали увидеть баланс между RTS и RPG, забудьте. Баланса между жанрами в SpellForce 3 попросту нет.
Что до ролевой составляющей, то в этом плане новая игра напоминает Baldurʼs Gate, только попроще и без паузы. У вас есть четыре героя, у них — свои специализации, наборы оружия и брони, параметры и все в таком духе. По большей части игровой процесс сводится к тому, что вы исследуете мир, болтаете с NPC и сбагриваете тонны бесполезного лута торговцам (без шуток — вещей тут не меньше, чем в Diablo).
Подбор правильной группы — то еще занятие, хотя если вы владеете тайным знанием микроконтроля, умеете отслеживать одновременно и поле боя, и панель с умениями, то играть можно вообще любым сетапом. Я вот после всех изысканий остановил свой выбор на двух магах, лучнице и воине с двумя кинжалами, который отдувался за всю группу, получая подзатыльники. Да, такой отряд нельзя назвать сбалансированным или живучим — зато он отлично справлялся с нанесением урона.
Основная проблема ролевой (да и стратегической, чего уж там) системы заключается в паршивом управлении и неудобном интерфейсе. И для RTS, и для RPG эти вещи невероятно важны, и потому местные схемы управления очень удручают. Самое грустное, что даже переназначить клавиши тут толком нельзя, потому что они почти наверняка будут заняты чем-нибудь не менее важным.
И если в стратегическом режиме это мешает редко (подумаешь, кнопка «M» по умолчанию не карту открывает, а сносит здание), то вот в RPG это превращается в самый настоящий цирк.
Как я уже писал выше, полосы умений в третьей SpellForce нет. Все ваши навыки и активные предметы собраны под портретами героев в верхнем левом углу экрана. Беда в том, что в одной схеме управления «горячими клавишами» можно активировать или заклинания, или предметы (причем переключение на последние завязано на зажатый Shift), а во второй активировать навыки вообще приходится мышкой. И да, больше трех умений каждому герою иметь не положено, поэтому вам необходимо мучиться, выбирая наиболее полезные способности.
Что мешало разработчикам оставить эту несчастную панель навыков? Одна длинная плашка снизу экрана решила бы львиную долю проблем. Сейчас же вы половину игры бегаете с одними и теми же умениями, изредка переключая одно или два из них на более подходящие для конкретной ситуации. Это сводит на нет идею с древом навыков и сильно огорчает любителей убивать врагов с помощью магии. То есть меня, например.
То же самое касается и снаряжения. После середины игры вы можете вообще его не менять — разве что эпические предметы имеет смысл заменить на легендарные, которые из вашего отряда сделают банду фэнтезийных терминаторов. Окончательно я понял, что балансом здесь даже и не пахнет, когда нашел легендарный лук, призывающий союзных животных при попадании стрелы. В итоге с полностью прокаченным «Рикошетом» моя лучница за раз призывала по 5-6 медведей, и на этом разговор с вражеской армией, в общем-то, заканчивался.
Впрочем, ключевая проблема игры — финал. После эпической битвы за Грейфелл вас наградят короткой катсценой, после которой запустятся титры. Основание Круга магов, награждение героев войны, диалоги с боевыми соратниками — всего этого не будет. О судьбе сопартийцев разработчики вообще почти ничего не расскажут, вскользь упомянут только одного персонажа. Вокруг него, скорее всего, будет выстроено сюжетное дополнение.
Так что да, основная проблема игры не в кривом управлении или отсутствии баланса между стратегией и RPG (это вообще дело вкуса). Нет, проблема в том, что во второй половине игры у разработчиков кончается запал. Локации, несмотря на ОГРОМНУЮ карту мира, начинают повторяться, квестов становится все меньше, а повествование пытаются искусственно растянуть с помощью вызывающих головную боль заданий в духе «пробеги по всей локации и убей трех мобов».
По-настоящему в SpellForce 3 впечатляют графика и запоминающийся саундтрек. Цветастую и весьма яркую палитру оригинальных SpellForce променяли на более «реалистичное» фэнтези, снабдив игру очень крутым движком. По локациям можно бегать только ради того, чтобы разглядывать пейзажи, да и при максимальном приближении герои и окружающее их пространство не выглядят набором бесформенных пикселей. Мелочи тоже удивляют: скажем, когда персонажи общаются, то поворачиваются друг к другу, облака на небе отбрасывают тени и все в таком духе.
Очевидно, что SpellForce 3 не станет новым словом ни в одном из двух своих жанров, хотя этого от нее никто и не ждал. С другой стороны, лично я не ожидал и того, что игра окажется способной увлечь меня на тридцать часов, заставляя время от времени говорить что-то вроде «ну еще один квестик, и на сегодня точно все».
SpellForce 3 — последствие некромантии. Создатели вложили в свое детище душу, но в самом конце почему-то решили, что и так сойдет. Получившейся игре теперь приходится прилаживать на место постоянно отваливающиеся части тела. Глядя на размер ежедневных патчей (100-200 мегабайт) с трудом верится, что технически SpellForce 3 будет доведена до ума в скором времени.
Короче говоря, это игра не для всех. Кому-то не понравится отсутствие баланса между ключевыми элементами, кого-то взбесят интерфейс и управление, а кто-то скажет, что на экранах загрузки не хватает полуголых эльфиек.
SpellForce 3 — игра далеко не для всех, безусловно. Как, в общем-то, и вся серия.