01 апреля 2016Игры
Обновлено 12.05.2016

Рецензия на Space Food Truck

Неделю назад, 25 марта, карточный FTL-подобный симулятор космической закусочной Space Food Truck успешно вышел из Steam Early Access. <br />Команда из двух человек с обманчивым названием One Man Left Studios (так «остался только один» или это намек на то, что изначально их было трое, но один ушел?) создала отличную игру про выживание в космосе, которая вполне подходит на роль первого опыта в коллекционно-карточном жанре для тех, кто еще не вкусил его сочных прелестей.
Неделю назад, 25 марта, карточный FTL-подобный симулятор космической закусочной Space Food Truck успешно вышел из Steam Early Access.
Команда из двух человек с обманчивым названием One Man Left Studios (так «остался только один» или это намек на то, что изначально их было трое, но один ушел?) создала отличную игру про выживание в космосе, которая вполне подходит на роль первого опыта в коллекционно-карточном жанре для тех, кто еще не вкусил его сочных прелестей.
Рецензия на Space Food Truck - фото 1

Почему я вдруг решил написать о скромной инди-игре (да еще и спустя всего пару недель с рецензии на Gremlins, Inc.)? После 40 часов в «Гремлинах» мне захотелось чего-то нового, поэтому я решил продолжить смотреть коллективные стримы Total Bisquit, где они компанией рубятся в настольные и карточные игры. После того как почти сутки смотрел подряд все выпуски их уморительных матчей в Secret Hitler (а смотрятся они напряженнее, чем большинство триллеров), я наткнулся и на пробный полет этой компании на космическом фургончике, доставляющим изысканные блюда в любую точку галактики.

Написать о ней мне захотелось потому, что инди-игр много, ККИ в том числе, но далеко не все способны заинтересовать по-настоящему, предложить что-то новое и внятно объяснить кайф этого нового. Space food truck завоевала меня прежде всего своей цельностью: визуальной, гемплейной и нарративной. Далеко не любая игра способна превратить свод абстрактных правил в нечто столь интуитивно понятое и простое.

Первыми в глаза бросаются кавайные персонажи, ламповая атмосфера неминуемой смерти и забавный мир будущего, чем-то напоминающий «Футураму».

Или вселенную Алисы Селезневой, если хотите, повар – вообще вылитый Громозека что по виду, что по характеру. Нарочито приземленная миссия наших героев – не спасение вселенной, а мелкое предпринимательство, обычный фаст-фуд с гипердвигателем – не умаляет интереса, а наоборот, очаровывает отсутствием пафоса и «бытом среднего класса в 31-м веке».

Рецензия на Space Food Truck - фото 2

Вроде какой тут может быть сюжет? Четверо приятелей на фургоне готовят и развозят заказы, на их голову валятся неприятности на каждом шагу, их атакуют пираты и инопланетные захватчики, одолевают космические паразиты и монстры, метеориты и космический мусор. Но даже через редкие извещения, сопровождающие игровые события, игра умудряется изящными штрихами нарисовать любопытный мир и вдохнуть в него жизнь.

Четырехрукий повар, которому нельзя танцевать, ибо он разносит весь корабль, ручной паразит Челси, которую от одиночества пригрел один из членов экипажа, злые двойники, которые возникают из ниоткуда и молча шуршат в углу, отказываясь с вами разговаривать (тут уже рассказы Лема вспоминаются) – все это помогает прикипеть душой к экипажу вашего фургончика и воспринимать сыплющиеся на него невзгоды близко к сердцу.

Юмор и впрямь очень мил, в ачивках в том числе

Юмор и впрямь очень мил, в ачивках в том числе

Рецензия на Space Food Truck - фото 4

На этот раз я не вижу смысла полстатьи объяснять правила игры как в случае с «Гремлинами». Здесь все куда менее запутанно и разобраться можно довольно быстро.

Игра кооперативная, в идеале вы играете вчетвером – каждый за своего члена экипажа, но можно играть и меньшим составом, в том числе и одному, управляя всеми по очереди. Я прошел игру в одиночку и не заметил каких-либо проблем.

Даже в кооперативе игроки ходят по очереди, наблюдая за ходами друг друга, решая, как сообща решить ту или иную проблему, поэтому отличия невелики. Здесь нет и элементов «социальной дедукции» (проще говоря, «Мафии»), то есть никто из игроков не фашист, не сайлон и не мафия, тайных ролей нет, все честно работают сообща на общую цель. Впрочем, студия грозится добавить режим с саботажем в ближайшем будущем.

Рецензия на Space Food Truck - фото 5

Все четыре персонажа имеют абсолютно разные функции и способности. Капитан управляет кораблем и заботится о том, чтобы каждый ход корабль прилетал на новую планету, чтобы обновить запас доступных карт. Если ему это не удается, колоды персонажей быстро забьются мусором и им станет крайне сложно что-то сделать.

Повар готовит блюда, которые нужно доставить – их всего три, доставите все по адресу – пройдете игру. Но это далеко не так просто, как кажется. Также у повара больше всего инструментов для очищения колоды от слабых карт и помощи коллегам. Часто повару нечего готовить, так как не все компоненты еще найдены, поэтому большую часть времени он бегает по отсекам и помогает остальным с их проблемами.

Ученый занимается исследованиями, позволяющими повысить эффективность колод всех членов экипажа и добавить туда новые сильные карты.

Несмотря на то, что все члены экипажа необходимы для выполнения миссии, именно инженер – тот, на ком часто повисает судьба всей команды.

Он чинит сломанные двери и пробоины в обшивке, восстанавливает силовые щиты и увеличивает объем гипер-движка. Если неудачный ход остальных героев неприятен, но не смертелен, то инженер, который не смог на своем ходу ничего починить, запросто может привести всю игру к ее печальному завершению.

Рецензия на Space Food Truck - фото 6

Процесс игры незамысловатый, но затягивающий. Персонаж получает 5 рандомных карт из его личной колоды, если повезет – там будут карты, позволяющие ему совершить действие (капитану – завести корабль и перелететь в новую систему, инженеру – починить что-то и так далее) и карты, которыми можно это действие зарядить (карты энергии, маны, земли – это знакомо по другим ККИ). Специальные карты позволяют исправить ситуацию, когда нужных карт действия нет – попытаться вытащить еще одну из колоды или руки другого персонажа и так далее. Когда все, что можно, сыграно, текущие карты сбрасываются, а из колоды достается новая «рука» на следующий ход.

Когда мы переходим к следующему персонажу, игра выдает нам извещение о событии. И событие это всегда хреновое.

Скандалы персонажей, которых нужно сводить в одной комнате (а на это нужна специальная карта-пропуск), поломки, карта-паразит, заползшая в колоду – короче, шквал неприятностей. Когда мы прилетаем в новую систему, даже если просто пролетаем через нее, не останавливаясь, мы получаем событие, связанное с ней. И они тоже почти всегда хреновые. Иногда мы можем получить топлива на халяву, несколько очков починки или информацию о том, что нас ждет в других системах, но чаще всего это пираты, временные аномалии, червоточины, инопланетные захватчики, атакующие планету и вас заодно. Иов на гноище и тот бы не позавидовал удаче этого экипажа.

Рецензия на Space Food Truck - фото 7

Очевидно, что игра всеми возможными способами пытается вас убить. Если вы думали, что это жизнерадостная история про беззаботный развоз суши, то жестоко ошибались. По сути, вы разбираетесь с кризисами, которые идут один за другим, нахлестываясь друг на друга. Пока чинили дверь, полкорабля засосало в черную дыру, бежали по коридору за паразитом – наткнулись на двухметрового ксеноморфа, выползшего из вентиляции. Но это не вызывает отчаяния. Это весело. Потому что Space Food Truck в отличие от FTL не зажимает вас совсем уж насмерть и не давит временными рамками или ограничениями по ходам. На высшей сложности («Острая тайская») я 80 ходов не мог разыскать компоненты для первого, самого элементарного рецепта, но успел прокачать щиты и набрать более-менее сильные колоду. Что, конечно, не помешало мне сдохнуть сразу после доставки второго рецепта.

Некоторые игроки жаловались на несбалансированность событий – мол, отрицательных куда больше. Кто-то явно не понял, что баланс именно в том, что они все отрицательные, а положительные должны были стать приятным сюрпризом, редким исключением. И это, как ни странно, обнадеживает.

Плутон 2 – на этот раз точно планета

Плутон 2 – на этот раз точно планета

Когда ты знаешь, что тебе сейчас прилетит в лоб, ты не гадаешь, повезет ли тебе, не расстраиваешься, получив свору голодных вуглускров вместо сундука золота. Ты не первый день живешь, ты знаешь, что нет никаких сундуков золота – ни здесь, ни где бы то ни было еще. Нет принцев и волшебных лягушек, нет вменяемых начальников и зарплат, которые не уничтожают твое самоуважение. Есть только боль и страдание, которые, если повезет, сменяют друг друга, разбавляя монотонность.

Есть каморка в фургончике, два метра личного пространства и фиолетовая личинка размером с батон, которую можно назвать Челси и придумать, что она любит тебя в ответ.

Это симулятор мизантропии и пессимизма, нарисованный нарочито яркими и жизнерадостными красками.

Рецензия на Space Food Truck - фото 9
Рецензия на Space Food Truck - фото 10

Уже второе прохождение на средней сложности стало для меня успешным, и я опасался, что сейчас словлю ощущение, появившееся после 40 часов в «Гремлинах» – ты разобрался в игре, понял, как выжимать максимум из доступных карт и дальше просто действуешь на автомате, игра уже не дает тебе новых ощущений и не бросает вызовов. Но я все же начал новую игру на высшей сложности и убедился, что интерес никуда не делся. Прохождение в таких играх – это далеко не конец, процедурная генерация и вариативность событий, которую дает уместный здесь рандом, делают каждый новый заход уникальным. Естественно, если играть с другими людьми, ощущения становятся еще более яркими и куда более разнообразными.

Игра на данный момент выглядит довольно отполированной и продуманной, но, конечно, еще есть моменты, которые можно было бы улучшить.

В конце хода все карты персонажа сбрасываются и вытаскивается новая партия, но не успеваем мы разглядеть то, с чем нам придется иметь дело на следующем ходу, нас уже перетаскивает на следующего персонажа. Я бы предпочел, чтобы нам давали время и переход осуществлялся по кнопке «перейти в следующему персонажу». Возможно, это все беды одиночного прохождения, ведь если играть за одного персонажа в кооперативе, никто тебе не помешает пялиться на свои новые карты хоть все чужие ходы.

Рецензия на Space Food Truck - фото 11

Даже когда тебе удается загодя прощупать некоторые системы с помощью карты разведки, она сообщает лишь название события, на которое ты нарвешься. «Интуиция», «Вдохновляющие речи» и т.д. Не говорится, хорошее это событие или нет, остается лишь гадать и запоминать на будущее. Это, конечно, скорее фича, чем баг, и в этом есть свой смысл, но поначалу это обескураживает, ибо разведка дает ноль информации. Но по крайней мере ты уже знаешь, что редкого ингредиента там нет, это говорится прямым текстом.

Процедурная генерация зачастую соединяет звездные системы такими близкими линиями, что они почти сливаются и становится сложно понять, сколько там узлов и где они, а приблизить карту галактики или вращать ее нельзя. Это ни разу не стало большой проблемой, но тут явно стоит что-то придумать.

Полгалактики исследовано, а квантовые бобы для первого рецепта так и не найдены. Пичаль.

Полгалактики исследовано, а квантовые бобы для первого рецепта так и не найдены. Пичаль.

Рецензия на Space Food Truck - фото 13

Честно говоря, я не ожидал, что мне так понравится эта лаконичная и яркая игра. Простая и понятная концепция, реализованная действительно талантливо и с тем самым искренним, ненатужным юмором, который завоевывает с самого начала. Если все же решитесь вступить борьбу с голодом в галактике, погладьте за меня Челси.

P.S. Я дважды умер и прошел игру трижды. Два последних раза – на высшей сложности Thai Hot, и пока она меня по-прежнему не отпускает.

Комментарии 34
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь
Sotasil2
Sotasil2
То самое чувство, когда рецензия на инди, заняла больше места чем Quantum Break