Рецензия на Sniper Elite 4

В Sniper Elite 4 мы снова встречаемся с британским снайпером-суперагентом Карлом Фейрберном, которого Союзники отправили в Италию, чтобы сорвать планы нацистов по введению в строй нового супероружия — первой управляемой ракеты, которая может переломить ход войны.
Параллельно Карл помогает местному сопротивлению, налаживает контакты с мафией и уничтожает вражескую инфраструктуру — дай ему немного больше времени, и он бы в одиночку выиграл всю войну.
И здесь кроется главная проблема игры — в ней буквально нет сюжета. Есть лишь грубые наметки с обрывочными диалогами перед началом миссий, персонажами-инструментами и безликим героем. Честно говоря, я удивлен, что вообще запомнил его имя — разработчики позволяют Карлу открывать рот лишь для того, чтобы безучастно озвучивать экспозиционные ролики перед миссиями и изредка давать бестолковые подсказки игроку.



Перед каждой миссией есть «безопасные» участки в лагере, в которых можно поболтать с командой и получить задания. Но они лишь усугубляют положение, хотя могли бы вытянуть всю игру!
Rebellion как будто намеренно спустили в унитаз собственные амбиции, создав потенциально колоритных персонажей, и не вложив в них никакой искры, никакого характера, не придумав им ни единой интересной реплики.
Казалось бы, что может быть проще, чем заставить безликую радистку с позывным «Мама-наседка» перекидываться с Карлом колкостями во время сеансов связи, а престарелого американского агента — разглагольствовать о невероятных подвигах юности и неоценимом вкладе его страны в военные успехи Союзников.
А ведь есть еще чахоточный лодочник, предводительница сопротивления по прозвищу Ангел, несколько мафиози — но все они говорят кратко и по делу, только чтобы поручить нашему снайперу очередную диверсию или убийство и получить в ответ односложный утвердительный ответ.
С жертвами Карл вообще не говорит — добывать ценные сведения он может исключительно из бумажных документов. Так что «демонические» нацистские чины остаются такими только на словах соратников, сами они свою злодейскую сущность никак не проявляют.

Впрочем, несмотря на полный провал сценаристов, придраться в Sniper Elite 4 почти что больше не к чему. С точки зрения гейм-дизайна игра прекрасна, о чем я подробно рассказывал в своем превью.
Признаться, именно такой я хотел бы видеть Metal Gear Solid 5: The Phantom Pain — череда больших открытых карт, каждая из которых ставит новые задачи в новых условиях и практически заставляет осваивать разные стили прохождения.
Италия предстает во всей красе: скалистый остров с виллой и виноградниками, тенистый лес у подножия Аппенинских гор, приморский город с разноцветными домами и узкими улочками — это не унылая пустыня
Например, уровень в горах оказался раем для снайпера — каждые пару минут лес сотрясал оглушительный рев гигантской пушки, который с легкостью маскировал выстрелы, тогда как во время ночного налета на оккупированный порт мне вообще не удалось пострелять — куда проще оказалось без боя проскользнуть мимо патрулей.


Впрочем, пара придирок все же найдется.
Иногда у меня возникало отчетливое ощущение, что игра навязывает свои условности и идет в разрез со здравым смыслом, чтобы усложнить игроку жизнь.
Например, Карл не может залезть в открытое окно, перед которым лежит несколько бревен — прыгает он только по контекстной подсказке на экране, а она появляется только у ящиков с ровной поверхностью и уступов определенной высоты.
То же касается и дизайна миссий — в какой-то момент мафия поручила мне добыть коллекцию предметов искусства, награбленных нацистами. Но сделать это можно лишь одним четко прописанным путем — вызвав кортеж грузовиков, отметив нужный грузовик при помощи бинокля, а потом позвонив в церковный колокол на другом конце карты. Почему нельзя было подбить кортеж недалеко от укрытия «своих» или подать сигнал ракетой я так и не понял.



Но вот за баланс «хардкора» и дружелюбности к казуальным игрокам Rebellion остается только похвалить. Игроку сразу же доступны четыре уровня сложности: от легкого до сложного с различными игровыми условностями и «реалистичный» без интерфейса для настоящих мазохистов.
Впрочем, сложность растет неравномерно, и между «сложным» и «реалистичным» на самом деле пролегает пропасть. На «элитном снайпере» враги все еще казались мне ленивыми, если не туповатыми, но переключившись на «хардкор» (сложность можно менять даже не перезапуская миссию) я понял, что не могу играть совсем: интерфейс исчез, враги стали моментально замечать пропажу солдат, а на общей карте не осталось ни одной пометки, так что было совершенно непонятно, куда вообще идти.
Выход, впрочем, нашелся — в Sniper Elite 4 предусмотрен режим с пользовательскими настройками сложности. Можно регулировать способности врагов, реалистичность стрельбы, интерфейс, даже запас выносливости героя
Также в общих настройках можно отключать помощь в прицеливании при вдохе и различные кинематографичные эффекты вроде «рентгенов» убийств и слежения за полетом пули в замедленной съемки. И это хорошо — выглядят они красиво, но со временем устаешь.
Приятно удивило и техническое исполнение. По ощущениям игра честно соответствует заявленным 1080р/60fps, и выглядит отлично. Качество графики дополняется отличным дизайном — оккупированные поселения выглядят так, будто жители покинули их совсем недавно, архитектура в разных частях Италии ощутимо различается, а природой хочется любоваться. На рецензию мне досталась PS4-версия игры, которую я проходил на Pro-консоли — на PC все скорее всего выглядит еще лучше. Все это, впрочем, не касается откровенно халтурных лиц — Rebellion как будто специально решили плохо сделать вообще все, что с ними связано.
Немного о сетевых режимах. В Sniper Elite 4 предусмотрена возможность совместного прохождения кампании на двоих человек, который добавляет стелсу тактическую глубину. Причем, вдвоем намного интереснее играть в любом стиле - пока один отвлекает внимание “неожиданными” взрывами, второй тайно ворует документы. Или можно просто устроить нацистам кровавую баню, вдвоем у вас получается реальный шанс выжить в открытой перестрелке. Также есть мультиплеер на 12 человек, с семью режимами, но едва ли стоит брать игру ради него.
Четвертая часть Sniper Elite показала, что Rebellion любят и умеют делать прекрасные стелс-экшены. Большие открытые карты со свободой построения маршрутов и вариантов прохождения определенно стали для серии огромным шагом вперед, на правильно подобранной сложности изобретательные миссии и разнообразный геймплей не дают заскучать и затягивают на долгие часы. Но до уровня «отличной» игры этого все еще мало — пока студия не найдет нормальных сценаристов, в высшие эшелоны путь ей, к сожалению, заказан.

