Рецензия на сиквел «Кастлвания: Ноктюрн»: много новых сюжетных решений и минимум ясности
28 сентября на Netflix вышел восьмисерийный сиквел сериала «Кастлвания» (Castlevania) под названием «Кастлвания: Ноктюрн» (Castlevania: Nocturne). Как и оригинальный проект, «Ноктюрн» основан на японской серии игр «Castlevania», в этот раз преимущественно на Castlevania: Rondo of Blood и Castlevania: Symphony of the Night. Саша Иванова рассказывает, удалось ли сериалу предложить что-то новое вампирской вселенной и выстроить интересное повествование?
О чём?
«Кастлвания: Ноктюрн» далеко отходит от оригинального сюжета. В «Ноктюрне» главным злодеем, а точнее злодейкой, становится не Дракула, который по сюжету игры был реинкарнирован, а Эржебет Батори, которая впервые появилась в одной из игр в качестве второстепенной помощницы лидера вампиров. Как и Влад Цепеш, Эржебет является исторической фигурой и персонажем множества фольклорных легенд. Ещё при жизни венгерскую графиню Батори обвиняли в многочисленных пытках и убийствах юных девушек, которые происходили на рубеже XVI и XVII веков. Точное число пострадавших неизвестно, но кровавая графиня всё же была занесена в Книгу рекордов Гиннеса как женщина, которая совершила наибольшее количество убийств.
Ещё один важный сюжетный ход, который отличает сериал от игр, касается Аннетт — романтического интереса главного героя Рихтера Белмонта, наследника клана Белмонтов. Белмонты столетиями боролись с вампирами, и главные герои оригинального сериала, Тревор Белмонт и Сифа Белнадес, являются предками Рихтера. Так как события сиквела исторически разворачиваются во время Великой французской революции в конце XVIII века, то эти персонажи здесь не появляются, хотя Сифа упоминается как сказительница, благодаря которой Белмонты стали использовать магию в своей работе.
Что касается Аннетт, то создатели поменяли её расовую принадлежность, изменив одновременно с этим её предысторию. Теперь она — бывшая рабыня из Сан-Доминго (французская колония на Гаити), где одновременно с революцией во Франции произошло восстание чернокожего населения, приведшее к независимости Гаити в 1804 году. Аннетт участвовала в восстании и использовала свои магические способности, полученные по наследству от связи её предков с богом по имени Огун (бог войны и железа в религии йоруба). Затем она поехала во Францию, чтобы найти Рихтера и бороться вместе с ним против Батори, которая пытается установить связь с Сехмет (египетской богиней войны и мести) и начинает называть себя «мессией».
В чём проблема «Ноктюрна»?
В итоге из-за изменений повествования игры и произошли главные сюжетные провалы «Ноктюрна», которые привели к низкому рейтингу (всего 45%) среди зрителей на «Rotten Tomatoes». Если Дракула в оригинальной «Кастлвании» был сложным и многогранным злодеем, которому даже можно было сочувствовать и сопереживать, несмотря на все совершаемые им зверства, то пока что героиня Батори выглядит абсолютно плоской.
Её мотивы не особо понятны, и сейчас единственным объяснением её стремления к могуществу можно назвать многократно повторяемую ненависть к порядкам простых смертных. И этой мотивации в принципе могло бы хватить, если бы на этом не строилась поддержка Дракулы вампирами в первой «Кастлвании» и если бы это хотя бы вписывалось в логику политического и социального пространства «Ноктюрна». Здешние вампиры, по всей видимости, и так неплохо устроились: они представляют большую часть французской аристократии. Но неизвестно, почему в таком случае здесь ещё сохраняется власть королей-людей, и зачем вампирше нужно пить кровь Сехмет и становиться богиней, чтобы окончательно свергнуть нескольких по сути беспомощных смертных?
Хорошей сюжетной линией, на первый взгляд, обладает Олрокс — вампир-ацтек, который в начале самой первой серии «Ноктюрна» убивает мать Рихтера Белмонта. Его поступки со временем обретают смысл и становятся более-менее понятными, но даже здесь сценаристы промахнулись, прописав герою слишком быстрое развитие любовных отношений.
Линия Олрокса раскрывает ещё один слабо прописанный плоттвист проекта, а именно — усложнение магического пространства.
Как и в оригинальной серии игр, Олрокс может превращаться в змея или в дым, но в сериале не объясняется, почему только он обладает столь удивительной способностью, пока остальные вампиры трансгрессируют лишь в летучих мышей. Также в сюжете появляются боги и богини, с которыми связаны герои, но эта связь нуждается в дополнительной прояснении, а у сценаристов явно не хватает сил или усидчивости обстоятельно её обосновать. Пока что шаг в сторону магии остаётся не совсем мотивированным и ясным. В результате мир «Ноктюрна» выглядит недостаточно проработанным.
Многим фанатам и фанаткам Кастлвании не понравилось изменение линии Аннетт, но мне кажется, что сам по себе ход достаточно интересный. Он позволяет иначе взглянуть на реальные исторические события, которые используются в качестве основания для сюжета сериала. Сложно найти такой проект, в котором Великая французская революция раскрывалась бы параллельно с революцией на Гаити, где бы подчёркивались связи этих важных событий и схожесть их причин.
Кроме того, непросто найти проект, в котором происходит смена нарратива о «white savior» (белом спасителе) на спасительницу-бывшую рабыню, предки которой связаны с одним из богов йоруба! Тем не менее, на этапе первого сезона даже этот уникальный ход работает недостаточно хорошо. Непонятно, зачем Аннетт вообще нужен Рихтер и Мария Ренард (далёкая родственница Белмонтов), если она обладает гораздо большими способностями и опытом в революционной борьбе?
Помимо проблем с повествованием и мотивировкой персонажей в «Ноктюрне» хромает качество анимации, особенно если сравнивать с оригиналом. Не говоря уже о ряде проблем с темпом и скоростью развития сюжета, например, Алукард — сын Дракулы и один из центральных персонажей «Кастлвании» — появляется в повествовании слишком поздно.
Вердикт
Несмотря на все провисания и минусы, «Кастлванию: Ноктюрн» сложно назвать неувлекательным или скучным сериалом. Его всё ещё можно смотреть как совершенно самостоятельное и интересное произведение, если удержаться от сравнений с оригинальным проектом.
Сиквел изобилует драматическими сюжетными поворотами, которые раскрываются на фоне хорошего саундтрека, яркими сражениями и кровавыми сценами. А главное, сериал способен взывать к зрительским эмоциям — я, например, даже пару раз пустила слезу, особенно в финальной серии сезона.
«Кастлвания: Ноктюрн» выглядит развлекательным экшн мультсериалом с неплохим заделом на второй сезон, который Netflix, к слову, уже успел заказать. Будем надеяться, что все недочёты первой части сезона, в первую очередь связанные с недостаточным объяснением мира и всех сюжетных поворотов, исправят с помощью продолжения. Всё-таки первый сезон «Кастлвании» тоже только задавал сеттинг, так что, возможно, у «Ноктюрна» и его персонажей всё впереди.