Рецензия на Shin Megami Tensei 4
Добро пожаловать в чудесный новый мир. Вам тут не рады.
Shin Megami Tensei всегда был сериалом для своих. Правила тут весьма суровые — путь к победе сравним с пробежкой по раскаленным углям, лежащей через сотни экранов с грустной надписью «Game Over». Впрочем, показная недружелюбность давно сменилась робкими попытками понравиться широкой аудитории: обычно они заканчивались выпуском спин-оффов, будь то упрощенная Persona или тактическая Devil Survivor. Эти искания и вылились в Shin Megami Tensei 4, которая пытается угодить всем сразу. И знаете что? У нее это неплохо получается.
Если раньше создатели «Мегатена» бесцеремонно отправляли игрока прямиком в лабиринты с демонами, громко захлопывая дверь за его спиной, то теперь вас деликатно берут за руку, чтобы провести обзорную экскурсию по незнакомому миру. Первые часов восемь стоит воспринимать как расширенный режим обучения, постепенно раскрывающий суть и важные нюансы вашего путешествия. Игровая территория довольно скромная, персонажи вводятся постепенно, новые элементы игрового процесса раскрываются лишь тогда, когда предыдущие уже усвоены и опробованы на практике.
Shin Megami Tensei IV пытается угодить и новичкам, и ветеранам серии. И знаете что? У нее это неплохо получается.
Острые углы постарались максимально сгладить. Например, после пары фактически неминуемых поражений вы окажетесь на берегах реки Стикс, где вам предложат… откупиться от смерти! Помогут в этом деле не только внутриигровые деньги, но и монетки 3DS — весьма неожиданный повод почаще прогуливаться с приставкой.
Вдобавок к чудесным воскрешениям вам разрешат снизить сложность или сохраниться в любой момент игры — словом, авторы делают все, чтобы вы задержались здесь как можно подольше. Получается этакий компромисс для новичков и ветеранов серии: хотите — игнорируйте все удобства и продирайтесь к победе как раньше, не хотите — выбирайте более щадящий геймплей. Впрочем, особых иллюзий строить не стоит: пусть SMT IV и пошла на определенные уступки, она все равно осталась очень и очень непростой игрой, осилить которую до конца сможет не каждый.
Геймплей четвертой части выстроен вокруг взаимодействия с демонами. С ними придется не только сражаться, но и набирать в свою команду: без помощи потусторонних подопечных самураи не продержатся в бою и нескольких минут. Процесс вербовки завернут в отдельную непредсказуемую мини-игру. Подружиться с чертом — это вам не покемона приручить: грубая сила не в почете, остается рассчитывать исключительно на красноречие. Если рядовых демонов можно просто заболтать, то заслужить симпатию существ рангом повыше в разы сложнее: готовьтесь льстить, отвечать на каверзные вопросы или даже давать взятки. И надеяться на то, что очередной бес не сбежит, обсмеяв вас и обобрав до последней нитки.
Не спешите радоваться, когда наконец-то соберете себе команду достойных защитников: каждая тварь из здешнего бестиария (к слову, огромного) отличается своими умениями, атаками и стихией. Эти особенности куда важнее бездумной прокачки, вы можете владеть бесконечно сильным электрическим монстром, но в бою против существа аналогичного класса он едва ли будет полезнее хиленького водяного бесенка. Вот и получается, что в запасе всегда нужно иметь целую орду демонов на все случаи жизни. Вдобавок к этому, чертей можно спаривать между собой, получая новые особи: одни наследуют родительские навыки, другие осваивают собственные, третьи остаются темными лошадками вплоть до самого рождения. Чтобы эффективно продвигаться вперед, нужно долго копаться в меню, прикидывать боевые тактики и, конечно же, рисковать. Прокачка, конечно, тоже помогает, но с ней происходящее быстро превращается в нудную тягомотину, которая мало кому придется по вкусу.
После долгого введения игрока ждут новые территории, экипировка, приложения для наручного компьютера и уйма дополнительных заданий. К сожалению, удовольствие от SMT портят мелкие проблемы и монотонность. Карта мира оказывается чертовски неудобной и заставляет долго и безуспешно тыкаться по углам в поисках нужной локации. Бои начинают утомлять: схватки случаются слишком часто, из-за чего волей-неволей набиваешь максимальный 99 уровень. Часто не понимаешь, что от тебя требуется дальше, узнать это можно лишь допросив десяток-другой NPC, один из которых удосужится намекнуть на расположение следующей цели.
Вдобавок потенциально интересные спутники превращаются в пародии на самих себя: компаньоны становятся рупором собственных идеологий. Традиционно для серии вам позволят выбрать между хаосом, порядком и нейтралитетом (на сторону влияют ключевые для сюжета решения). Время от времени возникают ситуации, когда нужно определиться между одинаково неприятными вариантами — только потому, что так захотелось разработчикам. Не все гладко и с технической реализацией. Сами трехмерные локации не вызывают нареканий (а стереоэффект и вовсе «бездонный» — пожалуй, самый глубокий на 3DS), но вот бои полностью двухмерны и выглядят довольно примитивно. Анимированные заставки — скорее приятное исключение, чем правило, хотя дизайн персонажей и монстров как всегда выполнен на высоком уровне. В целом номерной выпуск сериала выглядит заметно хуже спинн-оффа в лице Shin Megami Tensei: Persona 4 для PS Vita, что несколько удручает.
SMT IV не претендует на звание лучшей игры на платформе, в серии или жанре, но при этом привлекает именно своей непохожестью. «Мегатен» не избавилась от всех атавизмов, но смогла кардинально преобразиться, подарив неплохой повод для знакомства с этой удивительной вселенной.