Обзор Serious Sam: Siberian Mayhem — из России на здоровье
Serious Sam: Siberian Mayhem можно очень коротко описать одной фразой — «Сэма Стоуна закидывает в самое сердце Сибири, где он пускает на фарш сотни и тысячи инопланетных противников». Это, в общем-то, исчерпывающее описание для всех игр серии, знай только название локации меняй. Самое же главное здесь в том, что геймплейная формула двадцатилетней давности все еще работает и способна подарить всем желающим несколько часов безостановочного экшена.
О сюжете и сеттинге
Сюжет в «Крутом Сэме» всегда был не более чем оправданием для творящегося на экране бардака. Лазерные пушки, огромные монстры размером с девятиэтажку и побоище на фоне египетских пирамид — все это объяснялось тем, что герой отправляется в прошлое и там борется за будущее Земли.
Подход к сюжету у разработчиков из Croteam менялся с каждой частью: — сначала была просто легкая придурь, словно бы написанная в качестве сценария для фильма категории B; во второй части сумасшествия стало куда больше; третья, напротив, стала гораздо более приземленной и серьёзной. В четвертой авторы вернулись к тому, что творилось в оригинале: сюжет вроде бы и серьёзный, но с таким количеством отборной дичи, что воспринимать его без смеха невозможно. Siberian Mayhem идет по той же тропинке, разве что градус трэша для игрока из России и бывших советских стран будет гораздо выше, чем для западных поклонников серии.
Перед нами спин-офф приключений Сэма, события которого разворачиваются между финальными главами четвертой части. Отважного борца с инопланетной угрозой занесло в Сибирь, куда удрал предатель человечества генерал Брэнд. С верным калашом в руках, ругаясь как сапожник, вместе с…. командиром партизанского отряда Игорем Ледовым (всё идёт по плану!) Сэм пробивается через орды монстров, чтобы оторвать генералу его предательскую голову.
Тема России раскрывается в игре немного привычно для такого релиза: она начинается с нетривиальной отсылки к личности лидера «Гражданской обороны», но заканчивается надоевшими шутками о том, что дороги после вторжения орд Ментала не сильно изменились. Добавьте к этому ковры на стенах, замесы под «Калинку-малинку», а также постоянные шутки о водке и других горячительных напитках. Правда, из-за такой отборной клюквы совсем не хочется возмущаться: серия всегда была карикатурной, поэтому все вышеописанные элементы в Siberian Mayhem смотрятся органично и хорошо работают на атмосферу.
Как Siberian Mayhem играется
Ровно также, как и четвертая часть серии — перед вами типичный «Сэм». Носитесь по уровням, поливая врага свинцом из всех стволов, выполняете несложные побочные задания, ищете секреты. Локации традиционно огромные, врагов очень много, и для эффективного ведения боя вам обязательно придется переключаться между пушками (иначе просто не хватит патронов), активно маневрировать и использовать разные полезные гаджеты, вроде замедления времени или дрона-помощника, который выкашивает противников быстрее самого Сэма.
Все проблемы геймплея перекочевали из четвертой части: абсолютно бесполезные добивания (бесполезные потому, что пока вы пытаетесь так кого-то убить, вас сто раз порвут на части), система прокачки, огромные открытые локации, по которым приходится кататься взад-вперед на снегоходе…
К счастью, игра не делает на этом акцента. Открытая карта всего одна; навыков, которые игра выдает по сюжету, вполне хватает на разблокировку самых полезных перков; а добивать кого-то в местном тире попросту нет смысла — враги прут настолько огромными волнами, что вы даже не задумываетесь о такой возможности.
Причем игра совершенно не стесняется постоянно менять темп. После зачистки перерабатывающей фабрики от орд Ментала вас ожидает невероятно драйвовый эпизод, где Сэм управляет мехой (с огромной бензопилой!) и под ядреный ремикс «Калинки-малинки» потрошит противников направо и налево. Затем более-менее спокойная поездка по заснеженным лесам и полям Сибири, которая плавно перетекает в столкновение одного танка с целой армии (но можно попробовать и без танка — дадут ачивку, если сможете).
Следом Стоун знакомится с партизанами отряда Ледова, которые презентуют Сэму совсем уж убойную вещь — лучемет, «прогревающий» противников и заставляющий их взрываться. Стоит ли говорить, что сразу после этого идет эпизод, где вы с помощью этой самой пушки выкашиваете население небольшой деревушки, злобно хохоча в процессе?
Стоит ли брать?
«Сэм» так и остался шутером «старой школы» — из тех, где вы бежите на врагов, стреляете и пытаясь их перекричать. Это одновременно и плюс, и минус проекта — кому-то игра может показаться безнадежно устаревшей, а кто-то, потратив семь-восемь часов на прохождение сюжетной кампании (она в Siberian Mayhem короткая, всего пять уровней), получит огромный прилив адреналина и заряд отличного настроения на неделю вперед.
Так что если вы фанат серии Serious Sam, или просто хотите сыграть в бескомпромиссный и абсолютно безбашенный шутер, то у вас попросту нет вариантов. Благо, что игра стоит всего 549 рублей — из альтернатив за такую цену можно только First и Second Encounter взять.
Итог
Безумно драйвовый, веселый и крутой экшен, который заканчивается ровно тогда, когда от постоянных воплей противников, заваливающих монитор кусков мяса и спецэффектов уже хочется отдохнуть. Siberian Mayhem не привносит в жанр совершенно ничего нового — более того, игра весьма успешно наступает на те же грабли, по которым ходила и оригинальная Serious Sam 4. Однако у Timelock Studios все же получилось сделать хорошую игру, в которую просто приятно играть.
Надеюсь, что на этом сотрудничество Croteam и Timelock не закончится, и студии еще поработают вместе в дальнейшем. Как знать, может быть однажды авторы захотят поставить точку в истории Сэма Стоуна, и мы наконец-то узнаем, сколько пушечных ядер нужно потратить на то, чтобы прикончить Ментала.