Рецензия на сериал «Сергий против нечисти: Шабаш» — продолжение фольклорного боевика
В онлайн-кинотеатре KION состоялась премьера второго сезона сериала «Сергий против нечисти: Шабаш» — красочная экшен-комедия о противостоянии сил тьмы и света. Редактор «Канобу» Карина Назарова рассказывает, каким получился новый сезон, и что делает его таким монотонным.
Расстрига Сергий (Роман Маякин) бросил вызов институту Церкви и всем социальным канонам – он аутсайдер, живущий в пороках и удовольствиях, он – страж, охраняющий завесу между мирянами и злющей нечистью. Сергий работает не один, а в сотрудничестве с Тётушкой (Ирина Розанова), этаким персонажем-аналогом Кью из «Джеймса Бонда», которая снабжает героя необходимым вооружением, деньгами и информацией прямо из церкви. Борьба со злом превратилась для Сергия в рутину, жизнь выстроилась в определённый ритм. Но однажды на одной из миссий его застаёт сотрудница убойного отдела – Катя (Лукьерья Ильяшенко), и герой вынужденно посвящает новую знакомую в истины столичного мироздания. По итогу Катя и Сергий объединяют усилия, чтобы вместе распутывать мистические дела и крушить преступников – вурдалаков, призраков, Кощея Бессмертного, Змея Горыныча и Домового.
Первый сезон сериала «Сергий против нечисти» вышел в экспериментальном формате в 2022 году: 6 серий по 15 минут, при желании их можно посмотреть цельным фильмом. Подобное дробление полнометражного кино на небольшие виньетки – весьма уместный ход в контексте десятилетия развитых медиа и перегруженности информационным контентом. Сейчас практика останавливать фильм и досматривать его на следующий день уже не просто вредная привычка, а, как будто, неизбежная практика, навязанная современным временем.
Иной режим просмотра формирует новые стратегии нетребовательного сторителлинга. В «Сергии против нечисти» отсутствуют лишние второстепенные персонажи, ничто не отвлекает от основной затеи проекта – экспозиции мира тёмных сил и сказочных созданий в специфическом жанровом пограничье. Режиссёр Кирилл Кузин и сценаристы Кирилл Ситников и Евгений Русак даже жертвуют предысторией главных героев ради основной детективно-комедийной линии.
В сюжете не найти никаких неожиданностей, сериал не дёргает зрителя за ниточки, а искренне веселится от происходящего «здесь и сейчас» – никакого саспенса или интриги, только динамичный экшен, острые шутки, в общем, – аттракцион.
Второй сезон также бодро исследует потусторонний мир Москвы в формате процедуральной комедии. Сергий опять мучает очередную фольклорную нечисть в красно-зелёном подвале, а у Кати зимним рабочем утром — очередной выезд на место преступления. Рядом с убитым находят сброшенную кожу, что сбрасывает и сомнения героев, очевидно, что преступник – Змей Горыныч. Злодей успел похитить с десяток женщин и заточил их в плену. Чтобы выйти на след Змея и вызволить его жертв, Сергию приходится обратиться к другим участникам группировки нечисти. Например, к Водяному, который вместо Москвы-реки предпочитает спа-бассейны. Перемещаясь от одного создания фольклора до другого, Сергий с особой жестокостью собирает показания, лёгкой рукой крушит злодеев и попутно искушает простых людей, манипулируя их греховными мыслями.
Но в сущности «Шабаш» не привносит в свой вымышленный мир ничего нового, а только лениво следует по тем же сюжетным и формальным тропам. Изначально экспериментальному проекту на финише не хватило экспериментальности. Герои попадают в тот же сюжетный водоворот, который уже бессилен восхитить зрителя.
То, что работало и удивляло поначалу, успело приесться. Отсутствие бэкграунда у персонажей превратилось в нехватку глубины. Приятная прямолинейность повествования лишила историю потенциала для развития и какой-никакой рефлексии над собственным содержанием или внешним миром зрителя.
Проседание выдают и однотипные шутки, которые строятся в основном на гэгах вокруг алкоголизма Сергия, а также монотонность повторяющейся сюжетной процедуры: выйти на след, найти, обезвредить — и так по кругу. Стоит признать, что такая черта характерна для большинства процедуралов жанра «монстр недели». Возможно, стоило сделать полноценный многосерийный сезон, чтобы хватило времени на построение арок персонажей, тогда получился бы весьма яркий ответ сериалам «Сверхъестественное» (Supernatural) или «Секретные материалы» (The X-Files).
На самом деле проблемы второго сезона вытекают из первого – с самого начала этот мир был очень герметичным. Всё же «Сергий против нечисти» снимался как полноценный фильм, поэтому в работе над сценарием и раскадровкой прежде всего учитывалось ограничение по времени. Вдобавок первые серии проекта сразу выложили все карты на стол, предложив карикатурно завершённые образы героев и слишком амбициозную затею: бывший священнослужитель обратился в охотника за головами, обаятельного пьянчугу с яркими шутками. По итогу все грани характеров что Сергия, что Кати оказались у зрителя на ладони с первых минут знакомства, поэтому в «Шабаше» героям просто некуда раскрываться и нечего раскрывать. Но даже вполне оформленная идея требует дальнейшей проработки, которой, к сожалению, в новом сезоне не случилось. Но с основной задачей сериал всё ещё хорошо справляется — он продолжает развлекать доступными ему средствами.
После «Шабаша» шоураннеры планируют выпустить заключительный сезон, в котором, скорее всего, разовьют намеченную романтическую связь между Сергием и Катей и выпустят на сцену ещё с полдюжины персонажей народной мифологии. Но что хотелось бы увидеть в продолжении, так это глубины, новых интонаций, возможно, эпизодического выхода за пределы выбранного жанрового гибрида. Проекту явно необходимо перезапустить комедийность и превратить её в более мрачное и непредсказуемое зрительское пиршество.