Обзор Scorn: роскошный артбук для ценителей гротеска, который зачем-то пытаются выдать за игру
Сербский сурвайвал Scorn, вышедший в октябре 2022 года — игра от новичков, так ещё и увязшая в производственном аду. И когда на протяжении почти восьми лет тебя кормят преимущественно эффектными скриншотами, но толком не показывают геймплей — оно явно не к добру. Но, может, это всего лишь совпадение, и долгие годы ожиданий не прошли даром? На этот вопрос ответит автор «Канобу» Дмитрий Сироватко.
Омерзительное великолепие
Пока Scorn находилась в разработке, жанр хорроров, которому предрекали скорую гибель, неожиданно встал с колен, вдохнул полной грудью и, кажется, сейчас чувствует себя лучше, чем когда-либо. Закончилась эпоха однотипных клонов Amnesia и Outlast — в строй вернулась серия Resident Evil, предлагающая как ремейки классических частей, так и новые номерные части. Стараниями Supermassive Games жанр наконец-то «подружился» с интерактивными фильмами, а инди-разработчики то и дело выпускают различные оммажи классическим представителям жанра с заведомо кривым управлением и неудобной системой сохранений.
Жаловаться на однообразие даже в рамках жанра уже давно не приходится. Вероятно, в Ebb Software это прекрасно понимали, как и трезво оценивали свои силы. Поэтому не пытались удивить новаторским геймплеем, а сделали ставку на гротескный визуальный ряд в духе работ Ханса Гигера и Здзислава Бексинского. Омерзительные в своём великолепии творения, к которым в последние годы обращались разве что авторы игр про Чужого, послужили отличной мотивацией к покупке если не самой игры, то подписки Game Pass. Ведь где ещё нынче такое увидишь?
Художники нарисовали таинственный инопланетный мир с ярко выраженным сексуальным подтекстом. С задачей они справились настолько блестяще, что справедливо будет назвать Scorn лучшим боди-хоррором за всю историю видеоигр. Помните, скандал с игрой Martha is Dead, которую забанили в ряде стран из-за сцены с удалением плода из мёртвого тела девушки? Удивительно, что праведный гнев цензоров в итоге обошёл стороной творение Ebb Software: уже первые 20 минут в Scorn вызовут у неподготовленных шок и рвотные позывы похлеще «аборта» в Martha is Dead, отрубленной руки в Resident Evil Village, двух частей The Evil Within и ещё десятка рандомных представителей жанра вместе взятых.
Как страстному фанату франшизы «Чужой», мне хотелось снимать скриншоты едва ли не каждые 10 секунд. Но довольно быстро пришло осознание того, что Scorn — это всё-таки не симулятор ходьбы и не техдемка, поэтому в ней присутствует геймплей. А, стало быть, для доступа к новым локациям необходимо выполнять какие-то действия за пределами пеших прогулок. И тут радость от увиденного быстро сменилась тоской, а затем и настоящим раздражением.
Не заблудиться в трёх соснах
Scorn — это survival horror со стрельбой и решением головоломок. И если первая отсылает игрока во времена ранних Resident Evil, то вторые — к шизофреническим адвенчурам 90-м, способным унизить иного эрудита. Многие сравнивают игру с легендарной Myst — полнейшее отсутствие предыстории и внятной истории в целом, минимум интерфейса и, что ещё хуже, хоть какой-либо цели. Отсылки к классике хороши, но лишь в случае, когда авторы обладают чувством меры. Всё-таки индустрия сильно поменялась за несколько десятилетий, и ошибочно полагать, что настолько безжалостный геймдизайн получит одобрение у основной массы игроков.
Поэтому весь геймплей до встречи с врагами (об этом позже) выглядит как живая иллюстрация выражения «Пойди туда — не знаю куда, принеси то — не знаю что». Каким бы прекрасным не был антураж, с практической точки зрения он лишь мешает прохождению из-за обилия одинаковых залов. Ввиду отсутствия карты довольно сложно сходу сообразить, вернулся ли ты в только что исследованный коридор или угодил в новый, но как две капли воды похожий на предыдущий. В итоге что решение паззлов, что продвижение по локациям выглядит как типичный для вышеупомянутых адвенчур 90-х перебор всех возможных вариантов.
В качестве антипода, где метод проб и ошибок реализован куда лучше, могу привести в пример прошлогоднюю Twelve Minutes от ещё одного новичка в индустрии. Триллер об угодившем во временную петлю мужчине тоже периодически раздражал неочевидностью решений, однако место действия ограничилось тремя комнатами, поэтому сообразить было куда проще. А Scorn мало того, что сходу дезориентирует, так ещё и с порога тычет в лицо геймеру одной из самых дурацких головоломок во всей игре — вариацией на тему пятнашек. Причём сам по себе паззл несложный, но сделан так, что простое в действительности решение будет долго ускользать от вас в попытке разобраться, что и как работает.
Если бы не спасение в виде YouTube — уверен, многие бы бросали Scorn на первой же головоломке. И не сказать, что зря.
Против танка с голыми руками
Дело в том, что вторая составляющая игры, вскоре дающая о себе знать, реализована ещё хуже. Время поговорить об экшене, своей кривизной окончательно рушащем и без того шаткую конструкцию. Этот элемент геймплея вобрал в себя всё худшее из классических Resident Evil и её подражателей — медленного и неповоротливого героя, умирающего буквально от двух-трёх вражеских атак, минимум патронов и аптечек, а также узкие коридоры, подчас заблокированные врагами. Некоторых, правда, можно переманить в соседнее помещение, но это срабатывает не всегда. В итоге нередко приходится оказываться в положении, когда не остаётся других вариантов, кроме как проскочить мимо врага ценой урона, но хотя бы не гибели в неравной схватке.
В Scorn есть автоматические сохранения, но и здесь кроется подвох — ручные сейвы отсутствуют, а слот один. А теперь представьте, что игра сделала сохранение в момент, когда впереди вас поджидает орава пришельцев, а здоровья хватит на один удар. Нет, сходить с ума в попытке выжить в таких условиях или проходить игру с самого начала не придётся — достаточно перезапустить главу. Но радости от этого всё равно немного. Да и чекпоинты тоже расставлены довольно хаотично: в одной ситуации рестарт отбросит вас на 5 минут, а в другой — цинично лишит получаса геймплея.
Вердикт: лучше бы Scorn была артбуком
Сложно сказать, было ли всё вышеперечисленное завуалированным способом скрасить скромный хронометраж или дизайнерским решением — в действительности ответ на этот вопрос не имеет принципиального значения. Важно другое — вдоволь налюбоваться на скриншоты можно и в интернете, а тратить на прохождение однообразной 2-часовой игры втрое больше времени, раз за разом перезапуская чекпоинты — такое себе удовольствие.
Тем не менее, отговаривать от знакомства со Scorn я не стану — в конце концов, пришли же пользователи Steam в восторг от Tormented Souls, во многом страдавшей от таких же проблем. А, стало быть, любители бросить себе вызов в условиях заведомо кривого геймплея всегда найдутся.