Рецензия на Rise of the Tomb Raider
Не обсуждая сюжет в деталях, дам лишь некоторые вводные. Лара ищет Святой Источник, который дарует вечную жизнь его обладателю. Она следует по пути, проложенному еще ее отцом: до гибели мистер Крофт искал информацию о неком Пророке, который нашел источник и спрятал его. Эти поиски приводят Лару в Сибирь, в заброшенный в горах советский городок. Где-то в толщине вечного льда спрятан мифический город Китеж, а в нем — Святой Источник. Город и его тайны защищают местные жители, последователи Пророка. Вместе с Ларой сюда отправляется загадочная и хорошо вооруженная организация «Троица», которая на протяжении веков охотилась за Источником и Пророком. И вот во всем этом нам придется разбираться.
Сразу хочу отметить: никакого географического разнообразия в Rise of the Tomb Raider нет. Мы буквально на двадцать минут в начале игры оказываемся в Сирии, но все остальное время проведем в Сибири. Лара ползает по монолитным ледникам, прыгает по деревьям не хуже какого-нибудь ассасина, изучает древние пещерные храмы и заброшенные советские базы, исследует горные рудники, а затем попадает в геотермальную зону: вокруг снег и холод, а здесь — зеленая трава и пушистые жирные зайцы, носящиеся табунами по округе. А в финале вас ждет путешествие в подземный город Китеж, и это — я утверждаю — лучший финал в приключенческих играх за последнее пять лет.
Итак, Сибирь. Это две большие многоуровневые локации (условно «холодная» со снегом и ледниками и «теплая» с паром, идущим от гейзеров). Стоя в лесу и глядя на гору, видишь вдалеке какую-то заброшенную станцию, а через часов пять ты уже лезешь сюда по канату, протянутому над пропастью.
Разработчики сделали все, чтобы игроку было интересно изучать место, в которое он попал. К примеру, в пещерах, которых здесь уйма, можно найти детали крутого оружия или стаю голодных волков, а иногда — проход в заброшенный храм-головоломку, где вы получите ценный навык. Кругом разбросаны записки, которые я бы не советовал игнорировать: с их помощью вы лучше поймете противостояние Троицы и Пророка, погрузитесь в глубины монгольской и греческой части истории этого конфликта — поверьте, они куда интереснее, чем бессмысленные диалоги героев.
Забавный факт: в игре есть система обучения языкам. Когда Лара подбирает записки, она начинает лучше владеть русским, монгольским, греческим языками. Подняли уровень — теперь вы можете разобрать надписи на древних статуях, которые открывают на карте местоположение секретных пещер и тайников. Так что читать записки нужно не только для того, чтобы лучше понимать историю, в этом есть и практический смысл.
Авторы также умело используют уже исследованные вами территории. Вы захватили тюрьму в рамках сюжетной кампании? Отлично, а не хотите вернуться? Вот вам второстепенное задание — освободите пленников, а за это получите деталь для оружия. Из-за этого, гонимый желанием собрать все имеющееся в игре оружие, я выполнил все дополнительные квесты. И они неплохи для экшена: повторное исследование территории открывает возможность найти оставшиеся незамеченными при первом посещении артефакты и записки, получить награду, а также убить еще с десяток кровожадных солдат Троицы. Все в выигрыше!
Само путешествие строится по привычной схеме. Лара обязательно должна продемонстрировать, какая она ловкая. Поэтому мы будем взбираться в горы, используя ледоруб; ползать по непонятным катакомбам, стряхивая с волос скорпионов и прочих жалящих тварей; совершать «прыжки веры», надеясь в последний момент зацепиться крюком за во-о-о-н тот выступ. Со временем в арсенале появятся специальные стрелы, позволяющие выстраивать «лестницы» в деревянных конструкциях и ползать по ним — в этот момент рекомендую вернуться в «снежную» долину и еще раз хорошенько ее изучить, откроете немало потайных мест.
Про охоту: медведя убивать все-таки будем, как и других более и менее агрессивных животных. Их шкуры и рога необходимы для улучшения оружия, сумок и так далее. Но тратить на эту часть игры много времени не придется, шкуры и прочие компоненты вы можете найти в тайниках.
Добравшись до нужной точки, Лара предсказуемо дает бой врагам. В своей основе механика боя Rise of the Tomb Raider мало чем отличается от первой части. Четыре вида оружия (классический лук — пистолет — винтовка — дробовик), а также самодельные коктейли Молотова и разрывные банки-убийцы плюс гранаты. Я отдавал предпочтение луку, так как он максимально бесшумный, но и в критических ситуациях он работает отменно: используя вместо обычных стрел разрывные, вы можете буквально разорвать изнутри неприятеля. А если направить огненную стрелу в бочку с горючим, получится настоящий ба-да-бум, как говорила Мила Йовович в фильме «Пятый элемент».
И хотя основа взята из прошлой части, сами бои стали значительно напряженнее. Во-первых, врагов стало больше. Поэтому на высоком уровне сложности идти напролом — не самое верное решение. Я предпочитал (если была такая возможность) забраться на дерево и в прыжке «снять» одного из постовых, а затем с помощью поганок превратить врага в ядовитую бомбу. Как только к нему кто-то подойдет проверить, что произошло, ловушка сработает — враг начнет задыхаться. В этот момент его можно и добить.
Но это подходит для убийства одиночных целей, случайно забредших в гущу леса. С кучной группой врагов сражаться придется хоть и в открытую, но используя партизанскую тактику. Вокруг обычно валяются пустые банки, которые за пару секунд превращаются в бомбы, бутылки (добавьте немного масла — готовая взрывная смесь), канистры с горючим — в общем, в ход идет все, что может если не убить, то хотя бы на время оглушить врагов. Мой любимый прием — запустить в группу противников ядовитой стрелой, а затем в ближнем бою добить их ледорубом. Кроваво, да еще и дополнительный опыт за это начисляют.
После напряженной схватки обычно следует третий, завершающий этап — побег. И в этом Rise of the Tomb Raider прекрасна. Ситуаций обычно две: или все рушится к чертовой матери (земля ходит ходуном, кругом взрывы, крики, падающие глыбы льда, пролетающие мимо стрелы врагов), или Лара с боем пробивается через узкие коридоры, забитые врагами. Все горит, все взрывается, а они лезут прямо на тебя, — и здесь только дробовик поможет. За три-пять минут, которые длятся побеги, ты получаешь больше удовольствия, чем от некоторых других игр за 40 часов прохождения. Они стали масштабнее, ярче, круче — выбирайте любой положительный эпитет, и он будет соответствовать Rise of the Tomb Raider.
В итоге у Crystal Dynamics получился современный приключенческий экшен, который понравится большинству любителей жанра. Если отбросить сценарий (крепитесь, там полно клюквы и прочего бреда), то перед нами практически идеальная игра с отработанной механикой, прекрасной режиссурой и очень крутым понимаем разработчика, как использовать пространство игры, чтобы зрителю не было скучно выполнять даже второстепенные задания. Если Tomb Raider (2013) была попыткой Square Enix вернуться в этот жанр, то с выходом Rise of the Tomb Raider мы получаем вторую крепкую серию приключенческих экшенов, которая будет напрямую конкурировать с сериалом Uncharted. И это нам, как игрокам, только на руку.
P.S. В конце игры есть четкий намек на то, что мы еще встретимся с Троицей. Возможно, в третьей части. Надеюсь, эта встреча пройдет без Рианны Пратчетт.