Рецензия на Ratchet & Clank (2016)
И дело здесь не в том, что другие игры – плохие, а Ratchet & Clank – хорошая. Задам лишь простой вопрос: а когда вы в последний раз ловили себя на том, что широко улыбаетесь просто от того, что играете в видеоигру? Яркие приключения космического фенека Рэтчета и его друга Кланка на красивых и разнообразных фантастических планетах дарят столько положительных эмоций, что, досмотрев финальные титры до конца, я без раздумий начал «Игру+».
Технически Ratchet & Clank представляет собой ремейк одноименной игры, в 2002 году появившейся на PlayStation 2 и позже переизданной для PlayStation 3. Но на деле перед нами нечто большее, и Sony очень постаралась сделать так, чтобы новинку воспринимали именно как перезапуск, современное переосмысление классической серии, а не HD-ремастер.
В начале мая на экраны кинотеатров выходит мультфильм «Рэтчет и Кланк: Галактические рейнджеры». Трейлеры игры по мотивам прямо так и заявляют: «Игра, основанная на фильме, основанном на игре». Но мне кажется, что Sony лукавят – я не видел фильм, но почти уверен, что маркетинговым придатком в этой паре выступает именно он. Дорогим, красивым, забавным (возможно), но все же придатком, призванным привлечь внимание широкой аудитории к возрождению героев полузабытой серии консольных 3D-платформеров. И несмотря на то, что CGI-ролики между миссиями на самом деле просто фрагменты из фильма (да, в лучших традициях «Черной молнии»), у меня язык не повернется назвать Ratchet & Clank приложением к билету и ведру с попкорном.
Ratchet & Clank вышла по-настоящему качественной, увлекательной и удивительно умной игрой. Ее не назовешь детской, куда лучше подойдет определение «семейная», это как сходить в кино на мультфильм Pixar.
При этом под «мультяшной» оберткой скрывается игра, которую оценят и опытные, и казуальные игроки, и дети, которых этой игре можно доверить с чистой совестью.
Но очень важно с самого начала понять и принять одну вещь: Ratchet & Clank создавалась прежде всего с расчетом на детей. Так что сюжет может показаться излишне упрощенным и до неприличия вторичным, а некоторые образы – затертыми до дыр штампами. Но бояться этого не стоит, для взрослых у игры припасена пара-тройка отличных шуток и разнообразный, проработанный геймплей.
Повествование ведется от лица Капитана Кварка, легендарного героя галактики. В новой версии он больше не одиночный супергерой (и, по совместительству, автор популярного фитнес-курса), а предводитель корпуса космических рейнджеров. Голос капитана постоянно звучит за кадром, давая ценные подсказки вроде: «Рэтчет знал, что скоро придется вынырнуть за воздухом». Иногда Кварк пытается сломать четвертую стену, но выходит как-то неуклюже.
Вообще, невозможность избавиться от навязчивых комментариев становится, пожалуй, самой главной проблемой Ratchet & Clank. Для детей они, безусловно, крайне важны, иначе неопытные игроки могут почувствовать себя потерянными, заблудиться или безнадежно застрять там, где взрослым элементарное, казалось бы, решение подскажет накопленный опыт. Но уже в 12-13 лет потребность в незатыкающемся рассказчике (Bastion не в счет) или комментаторе на гонках отпадает, так что было бы куда лучше, будь в настройках игры возможность отключить сопроводительную речь совсем.
В остальном наивность игры создает особый шарм. Вот мы проникаем на вражескую планету-лабораторию, чтобы выкрасть технологию изготовления реактивных ранцев. Но вместо логичной битвы с летающим боссом мы отправляемся выбивать мозги из гигантских летающих спрутов. Зачем? Потому что местный ученый обижен на начальство за то, что ему не дают изучать эти самые мозги, и потому он готов обменять секретную технологию на материалы для собственных исследований.
Ratchet & Clank не строит серьезную мину и не пытается надавить на игрока тяжелой драмой или экзистенциальными вопросами. Вместо этого она предлагает отправиться в яркое космическое путешествие в компании запоминающихся персонажей.
Insomniac ответственно подошла к переосмыслению оригинала. Игра представляет собой увлекательный аттракцион, в котором игроку не дают заскучать ни на минуту, подбрасывая все новые и новые развлечения. Основу геймплея составляет уничтожение врагов всеми мыслимыми способами, но при этом участки со стрельбой перемежаются то гонками на реактивных скейтах, то взломом замков, то побегом от волны нечистот по канализации.
Разумеется, никуда не исчезла и платформерная составляющая с прыжками, карабканием и поиском спрятанных Золотых Болтов. Раньше эти болты использовались для улучшения оружия, но теперь появилась более современная система прокачки, и в новой версии они отвечают за разблокировку дополнительных материалов вроде галерей с концепт-артами, цветных фильтров для изображения и даже читов. Тот, кто соберет все 28 болтов, обретет бессмертие и бесконечные патроны. В детстве я бы боготворил человека, у которого это получилось!
В переосмысленной Ratchet & Clank довольно много внимания уделили, собственно, роботу Кланку. В оригинале 2002 года за него давали поиграть всего пару раз, и в целом его уровни мало отличались от того, чем в остальное время занимался Рэтчет, разве что врагов было поменьше, а прыжков – побольше. Но теперь у Кланка появилась не только сюжетная, но и геймплейная индивидуальность. Например, ему предстоит сбежать от злобного Виктора фон Иона и решить головоломки с переставлением трех видов сервисных роботов. Как-то раз я случайно выкинул одного такого бедолагу в лаву, и он медленно погружался, пока на поверхности не осталась только рука. Мне было так стыдно перед ним!
К сожалению, сольные уровни Кланка так и остались значительно слабее основных. Возможно, Insomniac просто не даются головоломки, но я склонен списать их однообразие на то, что разработчики не хотели перегружать детские мозги. Впрочем, эти уровни сравнительно короткие и их не так много, поэтому с ритма они не сбивают, скорее дают небольшую передышку.
Несмотря на обилие дополнительных развлечений, самой важной частью Ratchet & Clank все еще остается богатый арсенал оружия и гаджетов. В новой игре Insomniac собрала наиболее удачные решения из прошлых версий, разбавив их парой интересных обновок.
Всего в ремейке игрокам доступно 14 видов оружия, которые открываются по ходу игры. В набор входят и гранаты, и ракетница, и бластер. Но я просто обязан отдельно рассказать про такие находки, как Пикселизатор, Мистер Зуркон и адскую машину Кайфотрон.
Пикселизатор представляет собой нечто вроде дробовика, энергетические импульсы которого превращают врагов в двухмерные пиксель-арты. Поверженные противники разлетаются на груды разноцветных кубиков – качество этого эффекта просто поразительное! А миниатюрный боевой робот-компаньон Мистер Зуркон покорил мое сердце не столько применением в бою, сколько потрясающими фразами в духе: «Мистеру Зуркону не нужны болты, его валюта – боль».
Но самым страшным оружием в игре, куда более зловещим, чем пиломет, огнемет или Овценатор, превращающий врагов в овец, является Кайфотрон. Если подумать, то я бы отдал этому сатанинскому устройству первое место в списке самых пугающих машин смерти в истории видеоигр. Кайфотрон выпускает в воздух диско-шар, который заставляет врагов в радиусе поражения неконтролируемо танцевать под зажигательные ритмы, пока Рэтчет хладнокровно расстреливает их из остального арсенала. Меня до сих пор преследует видение стаи робо-собак, которые продолжали танцевать и кружиться на задних лапах, пока рикошетящие дисковые пилы с визгом превращали их в груду металлолома. Детская игра, как же!
Набор полезных устройств также пополняется постепенно. Вначале Рэтчету доступен лишь энергетический трос с крюком, но со временем он находит и маску для подводного плавания, и магнитные ботинки, и Гидротранспортер, и целых три вида реактивных ранцев (один с пропеллером). Удивительно, но на протяжении игры у меня не возникало ощущения, что тот или иной гаджет простаивает без дела. Единственным исключением стал «большой» джетпак, заправочные станции для которого есть лишь на нескольких планетах.
К слову, о самих планетах. Чужие миры радуют уровнем детализации и дальностью прорисовки – картина в Ratchet & Clank яркая, красочная. Разница между CGI и кат-сценами на движке заметна, но не критична. Заснеженные горы, оживленный мегаполис будущего или райский курорт на тропических островах, – уровни неизменно наделены индивидуальностью и зовут облазить каждую тайную тропу в поисках заветных золотых болтов.
Большую часть времени на экране что-то стреляет, взрывается, светится и разлетается на сотни крошечных гаек и болтов, которые блестящим потоком стягиваются к Рэтчету – и при этом PlayStation 4 выдерживает стабильный фреймрейт. Игра отлично оптимизирована, и я не заметил ни «фризов», ни рывков, ни каких-либо других неприятностей, связанных с проседанием частоты кадров. К сожалению, ценой подобной стабильности стало то, что игра заблокирована на 30 fps, о 60 кадрах владельцам PS4 остается лишь мечтать. Впрочем, на практике о реальном дискомфорте речи не идет.
Insomniac и Sony создали яркое, жизнеутверждающее приключение, которое подойдет игрокам любого возраста. И пусть Ratchet & Clank не бросает реального вызова, к ней просто хочется возвращаться – потому что тут уютно, красиво, интересно. Будем надеяться, успех возрожденного «Рэтчета и Кланка» сподвигнет Sony воскресить и другие золотые хиты эпохи PlayStation и PlayStation 2. В самом деле, ну сколько можно нас дразнить Крашем Бандикутом?