16 ноября 2016Игры
Обновлено 23.11.2016

Рецензия на Pokemon Sun

2016-й должен был стать поворотным для франшизы Pokemon: первая игра отмечает двадцатилетие, мобильная Pokemon Go стала главным культурным феноменом года, а от свежего выпуска основной серии для Nintendo 3DS фанаты ждали чего-то по-настоящему легендарного. И Pokemon Sun and Moon честно пытается перейти на следующую эволюционную ступень, открыть неизведанные территории. Но с новым вектором развития серии согласиться трудновато.
2016-й должен был стать поворотным для франшизы Pokemon: первая игра отмечает двадцатилетие, мобильная Pokemon Go стала главным культурным феноменом года, а от свежего выпуска основной серии для Nintendo 3DS фанаты ждали чего-то по-настоящему легендарного. И Pokemon Sun and Moon честно пытается перейти на следующую эволюционную ступень, открыть неизведанные территории. Но с новым вектором развития серии согласиться трудновато.

Я не большой поклонник JRPG и портативок, но игры основной серии Pokemon давно стали неотъемлемой частью моей жизни. Каждому выпуску «покемонов» запросто можно посвящать сотни часов, не доставая картридж из консоли по полтора-два года, пока не выйдет следующая часть.

Дело тут в неочевидной глубине игры. Экран карманной консоли открывает путь в целый мир со своими законами и рутиной, которые, как ни странно, создают чувство ролевого отыгрыша там, где его попросту не может быть. Сюжет-то в «покемонах» неизменно линеен, а главный герой лишен какой-либо возможности влиять на ход истории.

«Покемоны» дают игроку не персонажа, а идеально пустой аватар. Его максимально просто отождествить с собой, так что рискованная экспедиция в неизведанные земли, населенные диковинными существами, становится личным путешествием.

Рецензия на Pokemon Sun - фото 1

Говоря напрямую, истории в играх о покемонах назвать сюжетом можно лишь с большой натяжкой. Забавно, но дух отчаянного путешествия этим лишь подкрепляется. В «покемонах» начинающего тренера никогда не водили за руку, все многообразие игровых механик (описание которых в виде гайдов занимает десятки Wiki-страниц) предлагалось постигать самостоятельно. Ориентиры — пара уроков в покешколе, которую еще нужно умудриться не пропустить по пути через первые локации.

«Покемонов» можно везде носить с собой. Игроки часто собираются «в реале», чтобы сражаться, меняться покемонами и делиться накопленным опытом.

Мотивация «собери их всех» обычно дополняется борьбой с очередной злодейской организацией, которая намеревается устроить локальный (иногда всеобщий) апокалипсис при помощи особенно редкого и сильного покемона. Злодеи каждый раз новые, но всегда с броским названием («Ракета», «Галактика», «Вспышка») и в вычурных костюмах. Армию негодяев приходится разгонять собственными силами, после чего редкого монстра можно забрать себе и спокойно отправиться штурмовать Лигу Покемонов, в которой ждут самые сложные соперники.

Рецензия на Pokemon Sun - фото 2

Самое интересное дальше: получив титул чемпиона, вы открываете доступ к мультиплеерным схваткам, по сравнению с которыми сражения с NPC даже на легкую разминку не тянут. Просто собрать толковую команду из шести покемонов и то не просто (их тут сотни), а ведь еще нужно заниматься разведением и селекцией идеальных монстров: у покемонов есть различия в потенциале и способностях даже в рамках одного вида. Но селекцией дело не ограничивается, подопечных предстоит особым образом раскачивать, чтобы потом начать все сначала, осознав пробелы в своей стратегии. Да, вот так все сурово.

И значительную часть этой идеально отполированной за 20 лет формулы разработчики из Game Freak беззаботно перечеркнули, решив сконцентрироваться на совершенно нехарактерных для серии вещах.

Карта нового региона Алола

Карта нового региона Алола

Я не стану вдаваться в подробности продвинутых механик, которые претерпели изменения в Sun and Moon, обозначу лишь самое значимое. Главным и наиболее спорным нововведением стало очевидное смещение акцента с исследования на сюжет и персонажей. Несмотря на то, что большинство геймплейных механик остались относительно неизменными, перед нами совершенно другая игра.

Если раньше наш отважный протагонист всегда был в центре кадра, то теперь, если приглядеться, ему отводится лишь роль второго плана.

Формально перед нами ставят архизадачу пройти сложный обряд инициации, посетив четыре острова вдохновленного Гавайями региона Алола. Но на деле в центре истории находится таинственная девушка по имени Лилли и ее запутанный семейный конфликт. Главный герой просто оказывается неподалеку всякий раз, когда ей необходима помощь и защита.

Рецензия на Pokemon Sun - фото 4

Sun and Moon не оставляет даже видимости свободного исследования. Игра заботливо ведет нас от одной кат-сцены к следующей, отрезая все возможности отклониться от курса и выбрать более живописную дорогу.

И были бы эти кат-сцены интересными! Столкновения с вражеской командой «Череп», к примеру, вызывают смесь недоумения и раздражения — образы отпетых плохишей так старались показать комично преувеличенными, что забыли сделать угрожающими или злыми. У них нет ни мотивации, ни коварного плана. Это просто толпа недалеких гопников, которые пакостят и появляются под техно-рэперскую музыкальную тему. Не таких злодеев мы заслужили.

Рецензия на Pokemon Sun - фото 5

Диалоги и общая канва сюжета вызывает стойкую ассоциацию с аниме-сериалом для младшего подросткового возраста, от просмотра которого становится стыдно. Закрыть глаза на полное отсутствие истории было бы куда проще.

Ситуацию усугубляет и то, что все ролики с диалогами и экспозицией выполнены на движке. Чтобы вы понимали масштабы трагедии: Game Freak не потрудилась снабдить персонажей больше, чем двумя анимациями для выражения эмоций. Главный герой и вовсе переносит все невзгоды с застывшей легкой улыбкой и вытянув руки по швам. И это в 2016 году!

Рецензия на Pokemon Sun - фото 6

Впрочем, во всем остальном графика стала заметно лучше, чем в Pokemon Omega Ruby and Alpha Sapphire, выходившей два года назад. Новые покемоны выглядят отлично, старые — похорошели, а сама игра окончательно избавилась от спрайтового отображения персонажей, так что герои обрели более-менее естественные пропорции. Локации стали живописнее и заметно прибавили в деталях. Продвигаться через разнообразные архитектурные и климатические зоны островов Алолы эстетически приятнее, чем путешествовать по региону Хоэнн из предыдущего выпуска-ремейка.

Большая часть анимаций в боях осталась неизменной, но некоторым движениям все же поддали спецэффектов. Особенно яркими и впечатляющими оказались новые Z-суперудары, которые можно использовать лишь один раз за бой при помощи специального кристалла.

Но улучшенная графика требует платы — на обычной Nintendo 3DS игра нещадно тормозит в двойных битвах и сражениях с «тотемными» покемонами-боссами. Похоже, она изначально создавалась с расчетом на более мощную New 3DS.

Впрочем, радуют новые покемоны как раз только дизайном и анимацией. В Sun and Moon дебютировало несколько десятков новых созданий, включая срисованного с ласки Гамшуза, который подозрительно напоминает Дональда Трампа. Кроме того, несколько старых знакомых вроде Мяута и Вульпикса получили особые «Алола-формы», в которых у них меняются характеристики.

Проблема в том, что годятся они лишь для прохождения сюжета, а вот для соревновательной игры, по предварительным оценкам, котируются лишь единичные новички.

Баланс вообще сильно покосился. Немногие пригодные для мультиплеера монстры, превосходят прочих доступных покемонов на голову. Покемоны никогда не создавались равными, но в этом году расслоение так велико, что в итоге на соревновательной сцене из около 800 видов монстров к середине сезона останется в лучшем случае полтора десятка.

Game Freak как будто забыли о том, что ядро их аудитории, взрослые игроки, год за годом возвращаются в игру именно ради мультиплеера, а в нем никаких полезных исправлений для баланса обнаружить так и не удалось.

Рецензия на Pokemon Sun - фото 7

О важных изменениях для тех, кто знаком с серией

В новом выпуске GameFreak наконец пошли игрокам навстречу, упростив ряд механик и доработав интерфейс. Из наиболее очевидного — в бою с покемоном известного вам вида игра подсказывает, какие из атак будут более эффективны, а какие нанесут лишь половину урона.

Самые большие изменения коснулись разведения покемонов для соревновательной игры. Как известно, у каждого монстра кроме видовых характеристик есть характер (определяет предрасположенность к одному из статов, но в убыток другому), индивидуальные параметры IV, которые определяют потенциал раскачки каждого стата от 0 до 31 и очки тренировки EV, которые покемон зарабатывает, побеждая в битвах вместе с опытом — победы над разными противниками прокачивают разные статы.

Раньше узнать точное распределение IV было почти невозможно — их мог считывать только один NPC в постгейме, который в диалоговой, завуалированной форме называл примерный диапазон самой высокой характеристики (или нескольких). Дальше приходилось использовать фанатские калькуляторы, чтобы выяснить подробности. Если в итоге IV вас не устраивали, приходилось долго заниматься селекционированием, скрещивая изначального монстра с другими покемонами, чтобы в итоге получить малыша с идеальной наследственностью и вырастить из него потенциального чемпиона. Теперь же IV можно посмотреть в виде диаграммы (но разблокируется эта функция, опять же, в постгейме).

Кроме того, об IV вообще можно больше не задумываться. В игре появился Hyper Training, который позволяет раскачивать необходимые статы на максимум. Но воспользоваться ин непросто. Во-первых, для этого ваш покемон должен быть максимального 100 уровня (заканчиваете сюжет вы в среднем на 65-м), а во-вторых за прокачку каждого стата нужно заплатить особую крышечку, каждую из которых приходится по часу вылавливать на удочку в одном строго определенном месте на карте.

Что касается собственно процесса разведения, то он заключается в том, чтобы сдать двух совместимых монстров из своей коллекции в специальный питомник, через некоторое время получить яйцо, а потом пробежать с этим яйцом в рюкзаке определенное количество шагов — так игра отсчитывает время до вылупления. Теперь же полученные яйца можно не «высиживать» самому.

В Pokemon Sun and Moon появился специальный архипелаг Poke Pelago, который предлагает несколько полезных услуг: там ваши покемоны могут тренироваться отдельно от вас, выращивать необходимые для битв ягоды, или отправляться в экспедиции по пещерам, добывая полезные и ценные предметы. А еще там есть горячий источник-инкубатор, в который можно поместить до 18 яиц, которые проклюнутся ровно через сутки.

К сожалению, архипелаг работает по принципу «Веселой фермы». Сначала на нем доступен только один остров, а остальные открываются за бобы. Эти бобы растут на дереве на первом острове и их постоянно нужно приходить и собирать, чтобы быстро накопить на все самое нужное.

Рецензия на Pokemon Sun - фото 8

Впрочем, Pokemon Sun and Moon все еще остается той самой игрой, которая исполняет одно из трех заветных желаний десятилетнего ребенка внутри каждого из нас. Письмо из Хогвартса никогда не придет, Квай-Гон вряд ли прилетит и возьмет в ученики, но получить покемона и отправиться в путешествие, чтобы стать лучшим в мире тренером все еще вполне реально.

Свежий выпуск классической серии станет лучшей точкой входа для самых юных игроков — гостеприимная Алола с легкостью поможет акклиматизироваться в мире покемонов тренеру-новичку. Взрослым же игрокам, которые только планируют завести знакомство с серией, я скорее посоветую Pokemon X & Y, выглядит она достаточно современно, но при этом не отказывается от духа более старых частей.

Что же касается игроков, заинтересованных в онлайн-режимах, выбора у них практически нет — принять новые правила игры или ждать следующего выпуска. Впрочем, для них Sun and Moon стала более дружелюбнее, чем когда либо раньше, в плане подготовки команд — но это все равно не искупает проблем с балансом представленных в этом поколении покемонов.

Комментарии 30
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь
MFDOOMgeneral28
MFDOOMgeneral28
Окей.
RadilovD
RadilovD
Рецензия на что-то от Нинтенды на канобке? Вас там Врен покусал?