Рецензия на Pillars of Eternity
Ролевая игра обычно начинается с создания персонажа — и Pillars of Eternity не исключение. Как и полагается, здесь дается на выбор много готовых голов и причесок, но самый большой интерес все-таки представляют гиперссылки, которыми начинены описания классов, рас и культур. Пока делаешь протагонисту биографию, получаешь вводную в мир Эора.
Примерно полтора часа я напитывался страноведческой информацией
Вникал в различия между островными и прибрежными аумауа (этакими На’Ви с акульими зубами и полинезийскими именами). Разбирался, почему óрланов — ушастых пегих хоббитов — угнетают все прочие расы (из-за покладистого нрава и неспособности сбиваться в толпы). Раздумывал, не сделать ли героя Богоподобным — гуманоидом, наследственность которого покорежили потусторонние силы — напоминает, тифлингов и аасимаров в Planescape: Torment, которые получались от секса с чертями и ангелами соответственно. Дети богов небесталанны: огненный Б-гоподобный может зажигать светильники без факела.
Увы, пылающий или поросший мхом субъект пугает обывателей и привлекает к себе внимание
Поэтому в итоге мой главгерой стал человеком-магом. Конечно, в Pillars of Eternity есть уникальные классы. Например, Певчий, на поверку оказавшийся обычным воином, распевающим песенки, дающие бонусы союзникам. Есть Сайферы — вроде как манипуляторы душами союзников и врагов, но на самом деле обычные псионики. А маг — он в PoE носит с собой гримуар (красивую книжку-раскладушку с заклятьями) и может (один раз за бой) кого-нибудь ей сильно приложить. Да и заклинания очень пафосные — молнии из рук а-ля Палпатин, отвлекающие фейерверки (Гэндальф! «Земля мертвых»!) и вампирический посох (!).
Расписывание явных преимуществ магов перед остальными классами не должно отвлекать нас от ключевого момента. Когда началась собственно игра, я испытал легкий шок (вероятно, культурный). NPC почти не шевелятся, костер похож на нарисованный очаг на стене у Папы Карло, все немного серовато… Вот здесь важно напомнить себе, что Pillars of Eternity сделана по ретро-технологии (двумерные рисованные задники, псевдотрехмерные герои и монстры), немного привыкнуть и… дальше все будет хорошо. Потому что действие в Pillars of Eternity подхватывает сразу.
Начинается все с довольно банальных приемов. «Враги сожгли родную деревню, пока мы ходили за ягодами» и «Спасись через ужасное неизведанное подземелье с монстрами низкого уровня». Но ситуация резко исправляется, когда на нас наваливают сюжетное бремя: герой получает способность общаться с душами живых и усопших, вытаскивая и переживая воспоминания их текущей жизни и прошлых. Процесс болезненный как для героя, так и для нас — во время сеанса экран светится тошнотворными оттенками фиолетового, в наушниках звучит неразборчивый шепоток. Атмосферно!
На создание атмосферы работает и то, каким герой добирается в первое для нас человеческое поселение — одиноким, продрогшим под ночным дождем, покусанным волками, порезанным бандитами. Неприкаянность персонажа мне передалась — поэтому увешанное телами дерево на центральной площади городка произвело сильное впечатление (хоть я и пережил Красную свадьбу). Что замечательно, сцена не только настраивает на серьезный лад («а игра-то нуарная!»). Она дает толчок развитию сюжета. Биаваки (ветры, отрывающие душу от тела), местные законы реинкарнации (души могут дробиться), странная болезнь (дети рождаются без душ), Адра (полурастение-полуминерал, формации которого лезут из-под земли повсюду в окрестностях) — все это связано с геноцидом, который местный феодал устроил несчастным крестьянам. А также со старинным конфликтом между поселенцами и аборигенами, и с недавним восстанием, устроенным местным мессией. Все это изрядно мотивирует на чтение книг, которые мы собираем в храмах и донжонах.
Главная сюжетная линия и разматывание центральной головоломки игры — не единственное, чем цепляет Pillars of Eternity. Здесь есть Тяжелый Моральный Выбор (не легче, чем в Planescape: Torment). Разобраться, кого казнить, а кого миловать, по идее должно быть легко: герой же читает не только книжки, но и души. Но просканировать каждого NPC нельзя: игра предполагает, что протагонист читает только интересное. Поэтому «неинтересные» (но сюжетно значимые) персонажи беззастенчиво занимаются искажением истины. Видения героя, меж тем, укрепляют в мысли, что все здесь сволочи и все врут. Так, во время одного из припадков призраки оправдывают и массовые изнасилования, и ответную зачистку лесов методами генерала Ермолова.
Впрочем, решение у проблемы «Кого мочить?» (в моем случае — «Кого жарить?») есть: судить всех по делам, а не по наговорам окружающих
Да, претендент на трон властолюбив, но он пока что никого не повесил и не резал ножиком своих близких. Старый жрец, может быть, и мракобес, но поточное производство нежити из пленных наладил не он.
Еще одна сильная сторона Pillars of Eternity — так называемая «боевка». Она требует сообразительности и реакции — одни и те же схемы подолгу не работают. Я быстро выработал формулу успеха: поставить партию в арке или узком проходе, выдвинув вперед и в стороны воина и варвара — и накатывать на врагов тяжелые огненные шары (чистый боулинг; знал бы, назвал бы мага Лебовски). «Силовые» классы умеют держать на себе нескольких противников; недобитых оппонентов можно подчистить энергетическими плюхами и конусом огня. Боулинг помог избавиться от упомянутого выше тирана — охрана у него была большая, но в тесном пространстве довести ее (и хозяина) до состояния well done было просто.
Но чуть погодя — в многоэтажном подземелье под крепостью Каэд Нуа (которая была почти ничья, а стала наша) — ту же тактику применили против моих героев. Шустрые мелкие рептилоиды с копьями, противно вереща, связывали первую линию, а мелкие дракончики издалека (и очень быстро) заплевывали партию огнем. Пришлось исхитряться — заранее вешать на одного-двух бойцов с мечами убыстряющее заклинание и науськивать их на вражескую артиллерию. Позднее игра заставила меня внимательно относиться к баффам и дебаффам, а также показала, что прерывание вражеских заклинаний иногда бывает критически важным. Как и своевременное переключение между наборами оружия.
Важная (или нет?) подробность о боевой системе: герои и их противники выбивают друг из друга не очки жизни, а очки выносливости. Если все члены партии валяются на полу — придется загружать сохраненную игру. Вероятно, разработчики хотели придать сражениям динамизм: выносливости у персонажей гораздо меньше, чем «хитов». Но по ощущениям хитроумная новая система ничем не отличается от традиционной — ну подумаешь, хилеры восстанавливают в бою «дыхалку» товарищей, а не здоровье. Единственно что — повреждения накапливаются. Вместе с долговременной усталостью они заставляют героев иногда ставить палатки и зажигать костер.
Для боевого баланса разработчики придумали еще одну «фишку» — в тавернах можно сгенерировать себе дополнительного члена партии за умеренную плату. «Сюжетные» сообщники по приключениям находятся достаточно быстро, но в начале игры все-таки может пригодиться лишний дуболом (если главгерой худосочный интеллигент) или спеллкастер (если протагонист качок). Да и просто приятно это — создать лысого варвара-аумауа по имени Na’Vinsc (жаль, морскую свинку за пазухой добавить нельзя). При желании можно ходить на задания с персонажами собственной выделки, оставив собранных в игре партнеров в своей крепости. Потому что (в лучших традициях старых двумерных RPG) у союзников есть фобии, убеждения, мании и скрытые намерения.
Общество снобящего метросексуального эльфа, самоанского археолога-энтузиаста и совершенно поехавшего попа может и надоесть
Что еще в Pillars of Eternity хорошо — так это совсем простые человеческие радости. Пафос общения с душами и духами, вершения судеб сильных и слабых мира того, подчас выматывает, и тогда можно переключиться на собирание магического шмота — за хорошим мечом можно и в колодец с кровью нырнуть. Или на грабеж — такой простой, но теплый и домашний. В ходе боевых действий обнес чужой замок на пять тысяч медяков — построил в своем таверну, таунхолл и пару башен. Жадность, конечно, ужасная вещь: некоторые (например, я) способны прочесывать локации, держа партию на полусогнутых. Когда герои крадутся, они не только прячутся от врагов, но и обнаруживают различные секретные нычки.
По совокупности впечатлений — у Pillars of Eternity нет слабых мест. Видимо, потому что делали ее опытные люди. Еще раз загибаем пальцы: сюжет — хорошо качает, моральный выбор — тяжелый, боевая часть — интересная, маленькие радости — присутствуют. Руку со все еще оттопыренным большим пальцем мы простираем в сторону заката: Obsidian отработали мои двадцать кикстартерских долларов на совесть.