Рецензия на Ori and The Blind Forest
Ori сразу задает правильный темп повествования. Игроку рассказывают историю волшебного леса Нибель, где все живет в гармонии благодаря нескончаемому Свету, который чувствуется здесь даже в самой земле. Ори — дитя Нибель и добрый дух, этот Свет способен поддерживать в лесу и его обитателях. Однажды Ори теряется и остается совсем один. Его находит странное, но миловидное существо по имени Нару и заботится об Ори, как о своем ребенке.
В одну мрачную ночь в лесу становится неспокойно — случается страшный Катаклизм, знаменующий окончание эпохи. Свет Нибеля исчезает, уступая место Тьме, а из-за резких перемен все вокруг погружается в хаос. Надежда слаба, но еще не угасла — вернуть равновесие может только Ори. Снова один, снова потерян.
Какими-то едва заметными деталями и штрихами авторам удается за считанные минуты установить сильнейшую эмоциональную связь игрока с главным героем и даже самим лесом, сохраняющуюся вплоть до финальных титров.
После недолгого пролога Ori and the Blind Forest отпускает игрока в свободное путешествие по огромной карте Нибеля. Поначалу, правда, добраться до каждого ее уголка не выйдет — то здесь странная дверь, для открытия которой нужны какие-то непонятные осколки, то там проход завален неподвижными камнями и так далее. Это уж не говоря о том, что нашему герою сперва даже прыжки даются тяжко — по анимации видно, как Ори с трудом пытается ухватиться за уступ, чтобы не свалиться обратно вниз.
Но на помощь ослабевшему духу приходит Сейн — еще один хранитель Нибеля, призванный помочь Ори вернуть Свет. Еще Сейн рассказывает зарисовки о былых обитателях леса, заставляя воображение игрока играть с образами и додумывать истории на свой лад — прямо как в лучших детских книжках.
Вот только Ori and The Blind Forest — это сказка, где главный герой будет погибать, и не раз. Сохранения не автоматические — игрок сам должен создавать связи духа, на которые расходуется энергия — ресурс, пополняемый из разбитых кристаллов на уровне и иногда при убийстве монстров. Поначалу каждый «привал» нужно строго рассчитывать, но дальше энергии становится больше, да и ресурс вырабатывается довольно быстро.
Если хотите выжить, придется сражаться. Способов расправляться с противниками не так много: духовный огонь, «бомба духа» и еще пара приемов. Вместо того, чтобы давать Ори богатый арсенал оружия, авторы сделали упор на акробатику — зачастую выгоднее всего просто пронестись мимо противников.
На определенном этапе игроку дают крутейший навык, позволяющий отталкиваться от врагов и их снарядов, тем самым преодолевая большие расстояния, не касаясь земли. Чуть позже вы научитесь с его помощью еще и перенаправлять атаки, тем самым убивая неприятеля или, например, разрушать преграду, скрывающую секретный проход. На этой уникальной механике построено множество запоминающихся моментов, будь то продвижение по пещере, полной шипов, или воздушное родео с птицами, которые на поверку оказываются не такими проворными, как наш герой.
У всех этих «больших» способностей есть свое благородное происхождение — им Ори учится у духов, впавших в вечный сон после Катаклизма. Сейн рассказывает про то, какими они были и как их звали, а остальное, опять же, игрок волен додумать сам.
Забавно, что авторы изначально задумывали Ori and The Blind как искреннее признание в любви классике вроде серий Rayman и Castlevania. Это не пустые слова, сказанные в целях маркетинга игры — Moon Studios удалось создать эталонный платформер, сделанный с каким-то невероятным почтением к золотым стандартам «метроидваний».
Взять, к примеру, сами уровни. Здесь всегда ясно без лишних указаний, что требуется сделать — буквально за одну смерть (чаще — сразу) понимаешь: «Ага, вот этот механизм нужен для этого, а вот тут нужно забраться, выждать момент и перепрыгнуть вон туда». За все прохождение ни разу не возникла необходимость прибегнуть к методу тыка — даже «тайные комнаты» здесь можно увидеть, если присмотреться к уровню, и не приходится насиловать все стены в поисках «секретки».
При этом геймдизайнеры Moon Studios весьма изобретательны и, скажем, у способности карабкаться по стенам будет не одно, а десять применений. Про повторы можно забыть — каждая задачка на ловкость и смышленость встречается только один раз, что редкость для платформера, рассчитанного на десятичасовое прохождение.
Здоровое разнообразие коснулось и способностей. Стоит привыкнуть к одной из них, натренировать «тайминги» и научиться мыслить творчески в ее применениях — игра тут же дает что-то новое, а предыдущий трюк не успевает даже начать надоедать. При этом в арсенале нет чего-то, что могло бы сделать остальной набор ненужным. Но при этом ситуации, где способов прохождения несколько, встречаются довольно часто.
Нибель, как и полагается по канонам «метроидваний», представляет собой одну большую локацию. В ней есть несколько подзон, разительно отличающихся не только дизайном и музыкальными темами, но еще и геймплейно. В какой-нибудь пещере вас поджидают древние ловушки, неустойчивые мосты и обвалы, а лес, заполненный ядовитым туманом, будет всячески дезориентировать игрока и вынуждать мыслить наперекор привычной логике. Или вот место, где приходится быстро думать и использовать несколько порталов подряд, чтобы не упасть в колючие растения — у Ori and The Blind Forest всегда найдется, чем вас удивить.
Привычные сражения с боссами авторы решили переделать под увлекательную погоню, игру «перехитри друг друга», испытание на ловкость и умение использовать акробатические приемы Ори, но никогда — банальный спам кнопки атаки и заучивание «паттернов» противника.
Эксперимент получился более чем удачным — благодаря такому подходу Ori and The Blind Forest воспринимается не как игра, где «этаж — еще этаж — босс» и так несколько раз, а как единое приключение.
Нельзя не похвалить то, как Ori выглядит и звучит. Настоящая магия искусства в играх — это когда даже самые сложные моменты не вызывают раздражения и ненависти. Например, сцена побега из гигантского дерева, которое вот-вот заполнится водой: нужно срочно подниматься на самый верх, а за малейшую ошибку придется поплатиться жизнью. Шутка в том, что ты натурально любуешься, как бурные потоки воды разбиваются в брызги, почему-то летящие строго вверх (отчего, надо признать, сцена выглядит еще волшебнее), о толстую кору дерева, сбивают засохшие сучки и — на минуточку — вот-вот настигнут и утопят в себе Ори. И все это под тревожную музыку, в которой, кажется, тоже слышно какое-то необъяснимое ликование о красоте происходящего.
Не знаю, хотела ли Moon Studio показать, что смерть бывает такой же прекрасной, как и сама жизнь, но именно это в итоге и получилось.
И после очередной нелепой гибели и загрузки в самом начале «потопа» в голове вместо привычного «Да сколько можно!» слышится лишь «Как же все-таки красиво». Удивительно.
На самом деле, тут хочется любоваться каждым «уровнем». В солнечном лесу тепло и уютно, а в замерзшей обители технически продвинутой расы с одной стороны тоскливо и одиноко, а с другой — хочется рассматривать все эти руны на неизвестном языке, догадываясь об их значении. Даже радуешься, когда после получения очередного умения появляется смысл вернуться назад — еще раз полюбоваться и за одно собрать оставшиеся бонусы.
Я пытался — честно пытался — придумать, за что можно поругать Ori and The Blind Forest. Как такое может быть, что маленькая команда, работающая на огромном расстоянии друг от друга, создала игру, способную вызвать такие же сильные эмоции, как и The Last of Us полтора года назад? Неужели Moon Studios удалось сделать все без ошибок, которые студия поспешно замаскировала перед релизом?
Пришлось сдаться. Ori удалось буквально все, о чем может мечтать 2D-платформер: тут вам и по-настоящему интересный игровой процесс, и потрясающий саундтрек, идеально задающий настроение в каждой сцене, и плавные анимации, и необычная, а оттого интересная боевая система. Сюжет — и тот удивил, избежав привычных штампов и сохранив при этом целостность; ни один персонаж не оказался забыт, а все до единого задания, которые выполнял Ори — были не просто так. О чем уж тут говорить — даже какое-нибудь несчастное деревце на фоне одной из зон нарисовано вручную и обязательно используется только один раз — четыре года разработки игры не прошли зря.
Для кого-то минусом станет то, что после прохождения сюжета нельзя вернуться назад и собрать все оставшиеся бонусы — я же не считаю, что из-за этого стоит снижать оценку.
Ori and The Blind Forest — это, пожалуй, первая игра 2015 года, которую ни в коем случае нельзя пропускать, даже если бы она продавалась за полную цену, а не за 419 рублей в Steam и за 699 рублей в Xbox Store. И будь она эксклюзивом Xbox One — я бы, не робея, советовал купить ради нее консоль. Но раз она вышла и на PC, причем с неполным ценником — я не вижу причин, по которым вы можете не поиграть в нее.