Рецензия на One Piece Odyssey: Новичкам тут не место
«Ван-Пис» насчитывает больше 1000 глав манги и серий аниме — эта франшиза представлена во многих медиа, включая кинотеатральные проекты и игры. Среди последних недавно вышла One Piece Odyssey, которая, судя по сюжетной затравке, могла бы стать неплохим стартом для новичков. Автор «Канобу» Руслан Ярсанаев проверил, удалось ли игре предложить что-то новичкам и обычным любителям JRPG.
Начало нового приключения
История берёт своё начало с момента, как команда Соломенной Шляпы (состоящая из Луффи, Нами, Зоро, Усоппа, Санджи, Робин, Фрэнки, Брука и Чоппера) обнаруживают таинственный остров, окружённый грозовыми тучами. Санни — корабль героев, терпит крушение, а всех выживших прибивает к берегу. Пиратам не остаётся ничего, кроме как начать исследование клочка суши, попутно пытаясь починить судно. Но среди экипажа потери: Брук лишился своего тела, а Нами куда-то пропала. Герои немедленно отправляются её искать, после чего находят девушку в лапах местной живности, от которой её предстоит отбить.
В этом эпизоде игрокам предложено насытиться всем великолепием главных героев: у них полный арсенал своих способностей, не оставляющих врагам ни шанса. Правда, продлится такая вседозволенность недолго, так как герои познакомятся с исследователем Адио и девушкой Лим, обитающей на острове уже некоторое время. Она-то и лишает пиратов всех их сил, выпустив их в форме огромных кубов. По мере развития сюжета, команда демонстрирует себя с лучшей стороны, из-за чего Лим понимает, что поступила с героями нехорошо. Она решается вернуть им силы, а для этого необходимо пережить связанные с ними воспоминания — так герои отправляются в Меморию, особое измерение памяти.
Концентрированные ностальгия и фансервис
Примерно с этого момента новички «Ван-Писа» могут выключить игру. Потому что сюжет отправляет пиратов не просто в место памяти, а в ностальгическое и фансервисное прошлое. Тут свою долю удовольствия получат только поклонники — без исключений. Если вступление кое-как, но всё же представляет действующих лиц, то всё остальное рассчитано только на тех, кто уже знает сюжет. Первой же остановкой героев в Мемории становится Алабаста, в которой необходимо столкнуться с Крокодайлом. Кто это такой? Что это за место такое? Ни на один подобный вопрос ответа не будет — по мнению разработчиков, игроки в Odyssey уже всё знают. Более того, они не стесняются закапывать себя дальше в мир прошлых приключений Луффи и его друзей. Потому что Мемория, оказывается, место совсем не обычное. Герои мало того, что попадают в уже пережитые события, так эти самые события могут кардинально отличаться.
Авторы городят свою собственную историю поверх существующей, изменяя как душе угодно. А на все вопросы о том, почему воспоминания развиваются не так, как их помнят герои, ответ будет один — Мемория.
Самое смешное, что изменением событий обеспокоены сами персонажи. А что ещё абсурдней, так это то, что некоторые фрагменты из прошлого могут изначально развиваться не так, как это было в оригинале. Память не меняется от действий более зрелых и опытных героев — они изначально заложники новых обстоятельств в знакомых декорациях.
Несмотря на весь потенциал сюжетной затравки, предлагающей посетить знаковые места, повествование превратилось в какую-то шутку «для своих». В путешествии по событиям прошлого нет никакой переоценки или рефлексии. Команда хоть и комментирует происходящее на экране, но практически не объясняет то, как события разворачивались в прошлом.
Лишь несколько раз в диалогах проскользнёт фраза, отдалённо похожая на хоть какое-то пояснение: в ней пираты говорят куда они пришли, зачем, кого встретили, что сделали и для чего это было нужно. Но таких упоминаний еле-еле наберётся с десяток. Поэтому Дофаминго, Смокер, Мировое правительство — всё это и многое-многое другое существует в игре только для фанатов.
Что делать новичку в One Piece Odyssey?
Если с сюжетом у игры не заладилось, то остался ещё игровой процесс. Но увы, он здесь максимально типичный для JRPG, хотя свои достоинства тоже есть. Что новичкам, что ветеранам жанра освоиться будет несложно. Боевая система построена по простому принципу «камень-ножницы-бумага»: каждый персонаж имеет одну из трёх черт, будь то сила, скорость или техника. Одно эффективно против другого, но слабее против третьего. Кроме этого, герои наделены уникальными талантами: способности Санджи накладывают на врагов воспламенение, удары Зоро вызывают кровотечение, а Чоппер поддерживает команду лечением.
Ещё одна особенность боевой системы заключается в том, что в бою дерётся не вся команда, а только четыре героя. Между доступными персонажами можно быстро переключаться. К тому же бои идут не гурьбой или «стенка на стенку» — в начале сражений что подконтрольные, что вражеские бойцы занимают определённые зоны. Например, Луффи может сражаться с одними противниками на своём поле, пока на другом Нами противостоит второму отряду врагов. Тут-то и пригодятся атакующие способности, отличающиеся по дальности боя.
Например, «резиновый гатлинг» Луффи позволяет ударить сразу несколько врагов, но только расположенных рядом с ним. А «резиновый пистолет» бьёт далеко — на другое поле, но достаёт лишь одного соперника. А некоторые атаки так и вовсе могут перебросить оппонентов с одного поля на другое. Это бывает полезно в некоторых ситуациях, когда нужно выполнить особое условия битвы или защитить героя. Кроме этого, персонажи могут и сами перемещаться по полям, но для этого нужны особые условия. Большинство персонажей бьёт в ближнем бою, поэтому их придётся выводить из одной территории в другую. А Усопп, будучи метким обладателем рогатки, в перемещениях по карте битвы не нуждается, так как его атаки достают до всех.
Уникальность героев также важна не только в боях, но и в исследовании окружения. Луффи легко разрушает каменные кладки и подтягивается к объектам, Усопп сбивает предметы на высоте, Зоро разрезает преграды, Санджи чувствует редкие компоненты, а Чоппер единственный может пролезать в узких туннелях.
Набор талантов разнообразный, вот только применять их негде. Открытого мира нет, есть лишь кишкообразная карта, на которой разбросаны пара врагов, несколько «секретов» и всё — исследовать тут практически нечего. Эта же однообразность свойственна и системе прокачки. Все самые важные кубы со способностями встречаются по сюжету, пропустить их невозможно. Остальные же дают очки для прокачки, чтобы в меню у желаемого навыка добавить пару пунктов усиления. Героев можно усиливать и предметами, но и эта механика добавлена лишь для галочки: выбрали улучшение, вставили в слот, конец.
Итог: тематическая вечеринка для «своих», которая почему-то открыта для всех
One Piece: Odyssey могла бы хотя бы попытаться стать мостиком для новичков во франшизе. Для этого есть всё — новое место действия, необычное измерение, путешествие по памяти и персонаж, незнакомый с главными героями и наделённый уникальной способностью. Даже геймплей — абсолютно незамысловатый, но рабочий и увлекательный для одного прохождения, будто разработан для того, чтобы и новичкам жанра было комфортно.
Но, увы, авторы проекта метили исключительно в сообщество фанатов. Только люди, знакомые с франшизой, для которых Мировое Правительство не просто два рядом стоящих слова, по-настоящему погрузятся в процесс.
Но и поклонникам One Piece тоже может быть несладко. По-началу бои кажутся скучной и монотонной рутиной, из-за чего сложности почти нет. Но ближе к концу, когда боссов становится заметно больше, сражения могут стать настоящим испытанием. При этом ценность одних персонажей явно больше, чем у других. Может это имеет под собой сюжетное обоснование, но непосредственно в самой игре вызывает недоумение. И хотя фансервиса тут хоть отбавляй, у него есть и обратная сторона. Авторы явно искусственно затягивали игру, словно пытались растянуть её до какого-то конкретного значения. Местами получилось просто ужасно.
Да, герои воссозданы очень красиво, будто сошли со страниц манги. Это же касается и их талантов, ведь движения и атаки почти такие же, какими их помнят поклонники. Но всё затянуто. Хочешь-не хочешь, но на одну и ту же анимацию придётся смотреть по несколько сотен раз. И длиться они могут по несколько секунд. Не ускоряет процесс и функция, непосредственно влияющая на темп битвы.
Затянутость касается и бэктрекинга: игроков заставят ходить по одним и тем же картам, как в песне, «вверх-вних, вверх-вниз, туда-сюда, туда-сюда». Одни и те же декорации будут наблюдаться на протяжении нескольких часов. И так как карты это коридоры, то в этих прямых туннелях никак нельзя срезать: нет тайных троп, нет возможности перемахнуть через крышу, нет даже шанса перепрыгнуть через деревянное заграждение.
Благо, визуал и оптимизация не вызывают вопросов. Игра шустро работает даже на относительно актуальных системах (видеокарты Nvidia 1060 GTX не сгорят), да и багов особо встречено не было, что в наши дни редкость и особый повод для ежегодных наград. И One Piece Odyssey всё же красивая: дизайн персонажей, монстров, локаций и многого другого выполнен в духе оригинальной манги. Кроме этого, стилизация, использующая яркие цвета и будто карандашные штрихи на текстурах, добавляет эффект погружения.
One Piece Odyssey точно сможет зацепить фанатов на несколько часов, если не на всё прохождение. Новичкам же стоит игру обойти стороной. Первые найдут чем себя развлечь, а вот вторым будет непонятно, что они тут забыли. Поклонники явно оценят игру намного выше, когда обычные игроки в лучшем случае просто будут не впечатлены. Поэтому единственной оценкой, которая станет условным центром баланса между двумя точками оценки игры, станет 6,5 баллов. Но так как на «Канобу» оценка демонстрирует только целое значение, то 6 из 10 всё ещё будет достаточно близким отражением проекта.
Ключ для обзор был предоставлен магазином игр «Буки».