28 июня 2018Игры
Обновлено 28.06.2018

Рецензия на Mario Tennis Aces

Серия Marioʼs Tennis стартовала на злополучной VR-консоли Virtual Boy, а развитие получила на Nintendo 64 в качестве third party-игры c ужасной графикой. Позднее появились версии для GameCube, DS и Wii U — но я думаю, будет справедливо назвать этот франчайз одним из самых малоизвестных cериалов с участием Марио. Лично я все предыдущие игры пропустил (хотя у меня были и GameCube, и DS), и наверняка не я один пришел в красивую и современную Mario Tennis Aces с чистого листа.
Серия Marioʼs Tennis стартовала на злополучной VR-консоли Virtual Boy, а развитие получила на Nintendo 64 в качестве third party-игры c ужасной графикой. Позднее появились версии для GameCube, DS и Wii U — но я думаю, будет справедливо назвать этот франчайз одним из самых малоизвестных cериалов с участием Марио. Лично я все предыдущие игры пропустил (хотя у меня были и GameCube, и DS), и наверняка не я один пришел в красивую и современную Mario Tennis Aces с чистого листа.
Рецензия на Mario Tennis Aces - фото 1

Как и все предыдущие части, Mario Tennis Aces — не внутренний проект Nintendo, а сторонняя разработка японской студии Camelot Software Planning, помимо тенниса с Марио известной только еще менее популярной серией Mario Golf. То есть все ожидания по поводу качества игры нужно сразу занижать в два, а то и в три раза. Но на Nintendo Switch, где любой эксклюзив — серьезное капиталовложение, это сделать не так-то просто. При одном взгляде на ценник цифровой версии игры — 4199 рублей! — ожидания занижать не хочется.

Я очень люблю виртуальный теннис как таковой — это вид спорта, на основе которого можно делать превосходные аркадные игры. Оригинальный Virtua Tennis — один из лучших игровых автоматов, его конверсия для Dreamcast — одна из лучших игр на платформе и одна из лучших в истории Sega, да даже Rockstar Table Tennis на мой взгляд — непризнанный и недооцененный шедевр. Собственно, от Aces я ждал только одного — соответствия уровню Virtua Tennis в мультиплеере. Сингл в виртуальных теннисах и пинг-понгах делают, но, как и в файтинг-играх, он здесь всегда чисто условный, для маркетинговой галочки, а геймплей начинается онлайн или хотя бы в локальном кооперативе. Особенно — при игре парами, ведь «дубли» в теннисе — это одно из самых ярких кооперативных развлечений, известных человечеству.

Сразу скажу: по базовой механике Mario Tennis Aces как минимум соответствует ожиданиям, а может быть даже превосходит величайших представителей жанра. Это ультимативный, самый красивый, динамичный и чуткий к управлению аркадный теннис, игровой процесс в котором не поддается описанию словами.

Рецензия на Mario Tennis Aces - фото 2

Формально ваше сознание регистрирует только одно: с какой скоростью летит мяч, посланный соперником. От этого зависит главная «развилка» геймплея — бить с лету или постараться обработать посыл и ответить каким-нибудь особенно сильным или заковыристым ударом. Все. Больше в теннисе как спорте ничего нет.

Бесконечная глубина начинается за пределами сознательного выбора. На каждой из веток развилки ваши дальнейшие действия подхватывают опыт, интуиция и вдалбливаемые на уровне мелкой моторики приемы. Теннис уходит в «мозг ящерицы» глубже, чем файтинги, дальше, чем шутеры, сильнее, чем аркады. Успешная игра в Aces фантастически красива и может продолжаться практически бесконечно — это одновременно танец, бой и прикладное занятие тригонометрией. Неуспешная завершается на первой подаче (или ее приеме) и сопровождается нечленораздельной руганью и картинным метанием геймпада (а то и всего Switch) на ближайшую мягкую поверхность. Все как в жизни.

Рецензия на Mario Tennis Aces - фото 3

Эту великолепную теннисную механику скрывают особенности местных кортов (красиво срезанный мяч может отскочить от мачты или привидения) и огромная надстройка казуальных механик. Это классический blue shelling в духе Mario Kart — «резинка», уравнитель в правах, гарантирующий, что в Aces cмогут играть все (даже онлайн), включая домашних питомцев.

У меня нет особых претензий к системе накопления суперударов, блоков и разрушения вражеской ракетки. Тут все как в файтингах, хочешь научиться не бить лицом в грязь и выигрывать турниры, зубри не только базовые, но и продвинутые техники, благо, система одиночного «натаскивания» в игре есть. Но в Mario Tennis присутствует еще более казуальная и аркадная механика — система trick shots, фирменных движений каждого из персонажей. И вот она-то, на мой взгляд, непоправимо разрушает всю игру.

При минимальном навыке использования trick shot позволяет вытащить уже ушедший, безнадежный мяч из абсолютно любого угла площадки. Причем, если суперудары вы можете исполнять лишь с трети шкалы накопленной энергии, трикшоты можно крутить без всяких ограничений, даже если этой энергии нет вовсе. Да, без энергии падает точность и скорость отбитых ударов, но сам факт спасения проигранного мяча остается — и это можно проделывать сколько угодно раз. Если силы равны, то проблема не такая серьезная: вы методично продавливаете оборону соперника, копите энергию и готовите неотразимый суперудар, от которого никакой трикшот не спасет. Это медленно, муторно, не нужно и ничуть не похоже на настоящий теннис, где все идет до первой ошибки…, но определенный баланс в этом есть.

Рецензия на Mario Tennis Aces - фото 4

Представьте себе другую ситуацию. Вы столкнулись с превосходящим вас по опыту и технике соперником, но вы играете лучший матч в своей жизни. По счастливому наитию вам удалось перебросить мяч через врага или отправить снаряд в тот единственный уголок корта, до которого ракетка в бесконечной, казалось бы, руке какого-нибудь там Валуиджи не дотягивается… это 15, 30 или 40 очков, может быть даже сет-пойнт или матч-пойнт! И тут оппонент небрежно включает трикшот и играючи вытаскивает ваш гениально посланный, уже 100% прошедший мяч.

Готовы ли вы повторять такие удары по 10-15 раз в надежде, что соперник совершит ошибку в трикшотах, или вы сами накопите шкалу суперудара? Готовы ли вообще продолжать игру после такого разочарования?

Обойти этот фатальный изъян механики можно только одним способом: включить режим «настоящего тенниса», в котором все спецтехники убраны по умолчанию. В этом режиме можно вполне прилично поиграть онлайн как со слабыми, так и с сильными соперниками, простор для саморазвития огромный, общие механики ударов и тонкости каждой из них, как и в настоящем теннисе, можно постигать всю жизнь. Но со всеми остальными суперударами и веселым ломанием ракеток тоже придется распрощаться.

Рецензия на Mario Tennis Aces - фото 5

Вторая серьезная претензия к игре связана с обучающим режимом. Он тут очень бюджетный и делался, что называется, «на сдачу» от основного проекта. Амбициозные сценаристы Camelot Software, явно ни разу не говорившие с людьми, воплощавшими эту кампанию в жизнь, размахнулись и напридумывали типичных для флагманских игр Nintendo ситуаций вроде «бой со снежным огром на вершине горы».

Но ни денег, ни времени на реализацию этих концепций не было: снежный огр выглядит как пара витающих в воздухе квадратных ледяных ладоней, почему-то издающих странный неистовый рык (?!) при атаках. Ну прописали бы в сценарии хотя бы ледяного элементаля — это бы еще можно было понять!

Не меньше удручают и нарочито-растянутые переезды на кораблях и паровозиках, которые должны хоть как-то удлинить очень куцый и скромный сингл-режим. Обучиться техниками (пусть лишь самым базовым) в кампании можно, зарубиться с довольно сильными компьютерными соперниками перед выходом онлайн — тоже, но в целом это никакой не сингл и даже не кампания, а перекормленный сюжетом и амбициями простейший тюториал.

В современных играх с участием Марио любая бюджетность, любые уступки темпам разработки очень режут взгляд: ведь рядом в меню выбора Switch красуются Mario Kart 8 Deluxe и Super Mario Odyssey, а к концу года подоспеет и Super Smash Bros Ultimate.

Mario Tennis — игра уровня Kirby Star Allies, выпущенная на рынок в серьезно недоделанном (и, судя по фейлу с трикшотами, недотестированном) виде. Базовая механика в игре на высочайшем уровне, но мы ведь платим не за невидимую теннисную базу, а за весь, так сказать, package, за презентацию, за продуманность и доработанность мельчайших деталей, за общее качества продукта, его приятную осязаемость.

В итоге заплатить пресловутые 4К за эту игру я могу вам порекомендовать лишь в трех случаях:

  1. у вас есть родственник/друг/знакомый/близкий человек, согласный сидеть рядом с вами на диване и рубиться в дубли
  2. вы ОЧЕНЬ увлекаетесь аркадным теннисом
  3. вам СОВСЕМ не во что играть на Switch онлайн

При выполнении одного и более из этих условий Mario Tennis на 100% оправдает капиталовложение. Видеоигра у Camelot и Nintendo получилась не очень, зато теннис и онлайновое времяпрепровождение — отменные.

Комментарии 10
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь
Sergo Pavlenoshvili
Sergo Pavlenoshvili
Читая эту рецензию, уже на втором абзаце словил себя на мысли, что совершенно невозможно читать эту тягучую как битум телегу. Проскролил вверх, посмотрел автора - всё стало на свои места. Снова он - косноязычный бич этого ресурса. Жду не дождусь, когда на Канобу появится фильтр по автору - Башкирова решительно невозможно читать! Если кто-то замутит петицию, готов участвовать деньгами!