Рецензия на Little Nightmares 2
Первая часть Little Nightmares — формально тоже хоррор, однако, несмотря на мерзкие образы обитающих в «Чреве» существ, находиться в ее мире не так уж и страшно. Некомфортно — да, но чтобы прям страшно — едва ли. Подозреваю, что крайне важную роль в случае со второй частью сыграла изменившаяся тематика и куда более неприветливые декорации.
Мальчик Моно, главный герой Little Nightmares 2, начинает свое приключение в густом и темном лесу, где находит героиню первой части, девочку Шестую. Вместе они добираются до города, над которым, кажется, еще ни разу не поднималось солнце. Они попадают в школу, что олицетворяет все страхи любого ребенка, и проходят через лечебницу — именно такую, какой она предстала бы в вашем кошмаре, с грязными коридорами, вечными лязгами и скрипами.
Это, конечно, не все места, где побывают герои, но — важные для понимания истории. Да и рассказываю я о них без подробностей — чтобы не портить вам удовольствие. Хотя о той же Учительнице, которую упоминают практически в каждом обзоре, не упомянуть просто нельзя.
Эта высокая дама с жестокой ухмылкой не один раз и не два до смерти напугает вас одной только своей жуткой способностью растягивать шею на бесконечную длину. Встреча с ней, конечно, смертельна, и поэтому Моно вынужден прятаться от нее в тени, что дарит чувство страха уже с точки зрения геймплея.
Большая заслуга разработчиков Little Nightmares 2 еще и в том, что Учительница и прочие монстры, каких Моно встречает на пути к призрачной цели, лишь поначалу воспринимаются как бессмысленные образы. Little Nightmares 2 нередко сравнивают с Limbo и — особенно — Inside, похожими по геймплею и стилистике играми студии Playdead.
На мой взгляд, платформер Tarsier все-таки выигрывает и у той, и у другой как минимум в том, что касается повествования и самой истории. И ближе к финалу то, что прежде казалось лишь бессмысленными образами, в ней приобретает понятные очертания. Менее жуткими монстры, правда, не становятся, но разработчики хотя бы объясняют, почему все они выглядят так, а не иначе. И дают массу намеков на то, что вообще происходит в Little Nightmares 2.
Проще говоря, у этой игры есть четкая идея, которая в конце становится более или менее понятной. По поводу финала, правда, все равно уже строят теории, и все они — с достаточным количеством разумных аргументов. Ничего подобного про ту же Inside, например, не сказать.
С геймплеем Little Nightmares 2 — то же самое. Вторая часть в этом смысле отличается от первой лишь тем, что Моно время от времени лупит мелких врагов молотком и гаечным ключом, а также разбивает хрупкие доски небольшим топором.
Тем не менее ключевым элементом это не назовешь — да и на боевую систему не тянет. В центре процесса — по-прежнему пространственные головоломки и, собственно, сам платформинг, завязанный на реалистичной физической модели. Нет, это не Portal, понятное дело, но для прыжков по книжным полкам нужно чувствовать вес персонажа, понимать, как в том или случае сработает инерция.
В то же время в Little Nightmares 2 гораздо больше осмысленных и логичных пазлов — в отличие от той же Inside, где разработчики будто сами не понимали важнейшие элементы собственного геймплея. Tarsier же отлично знает, какие подсказки нужно оставить игроку, чтобы он додумался до решения.
И гораздо лучше студия, похоже, понимает, что геймплей в ее платформере едва ли можно назвать идеальным: Моно порой не может ухватится за уступ, хотя ты вроде бы нажимал нужную кнопку, а суровые тайминги во время погонь — вообще отдельная история. Как раз потому, что Tarsier все это понимает, она и расставила контрольные точки настолько щедро, насколько это было возможно.
По этой причине едва заметные геймплейные недостатки не раздражают и забываются моментально, даже не пытаясь отвлечь от истории. Играть хочется как раз благодаря ей — и порой играть страшно, но выключить и отвлечься на что-то другое крайне непросто.
Кого-то может удивить, что Little Nightmares 2, несмотря на то, что в ней два центральных персонажа, — игра одиночная. Но поверьте: это только до тех пор, пока вы не поймете, что сделать иначе разработчики просто не могли.
Превратить вторую часть Little Nightmares в кооперативный платформер — значит, рассказать совсем другую историю, которая, возможно, уже не была бы такой же пугающей.