28 февраля 2018Игры
Обновлено 03.12.2018

Рецензия на Kingdom Come: Deliverance

Kingdom Come: Deliverance — удивительная игра. Она переносит игроков в уникальный сеттинг и предлагает им пережить массу неожиданных ситуаций, но в то же время не забывает вывести из себя багами. Стоит ли сейчас, на старте, покупать билет в Богемию XV века, вопрос хороший. На него мы и постараемся ответить.
Kingdom Come: Deliverance — удивительная игра. Она переносит игроков в уникальный сеттинг и предлагает им пережить массу неожиданных ситуаций, но в то же время не забывает вывести из себя багами. Стоит ли сейчас, на старте, покупать билет в Богемию XV века, вопрос хороший. На него мы и постараемся ответить.

Обновляемая рецензия. Что это значит?

Издатели все чаще не предоставляют профильным медиа ранние копии видеоигр. Причины разные: от попыток урегулировать информационный поток (выгоднее сотрудничать с лояльными стримерами, блогерами, сайтами) до конфликтов с региональными PR-отделами. В конечном итоге страдают читатели — к выходу игры аудитория не получает своевременные рецензии или же читает некачественные, в спешке написанные материалы. Чтобы компенсировать время на отработку релизов, которые слишком поздно попадают в редакцию, «Канобу» вводит формат «обновляемая рецензия».

Мы поэтапно рассказываем об игре, постепенно дополняя обзор новыми блоками текста. Количество проведенного за игрой времени указывается отдельно. После полного прохождения мы выносим вердикт и ставим оценку, которая появится в материале после финального этапа рецензирования. Редакционная политика «Канобу» предполагает оперативное и максимально полное освещение поп-культурной повестки. Так, благодаря «обновляемым рецензиям» наши читатели смогут получить реальную информационную картину, даже если нам вовремя не предоставили ключ.

Рецензия на Kingdom Come: Deliverance - фото 1

Что стоит почитать перед рецензией

Рецензия на Kingdom Come: Deliverance - фото 2

15 часов: лучший симулятор жизни в Богемии XV века, с безумными историями и багами

Kingdom Come: Deliverance начинается с того, что Индржих получает от отца, владельца кузницы, простейшее поручение — сбегать на рынок за углем и на обратном пути захватить в корчме холодное пиво. Вот только в деревне герой встречает друзей-балбесов: они зовут кидаться навозом в дом местного мужика за то, что тот говорил всякое про короля. Если решиться на это уже после посещения корчмы, пиво за время приключений нагреется, и Индржих получит от отца нагоняй. Взбучки не избежать и в том случае, если напиток останется холодным, — тогда главный герой отхватит за то, что водится с дураками.

Warhorse Studios не случайно открывает игру именно так. Эта житейская зарисовка с ходу дает понять, по каким правилам работает Kingdom Come. Речь о безрассудных поступках, принятых решениях и ответственности. О мире и людях. О рутине и обыденных вещах, которыми предстоит заниматься Индржиху.

Заурядности, впрочем, бояться не следует: Deliverance ухитряется все, даже самые обычные занятия с легкостью превратить в весьма неожиданные игровые ситуации. Ведь вокруг, черт возьми, реалистичное Средневековье!

Рецензия на Kingdom Come: Deliverance - фото 3

Из Kingdom Come и впрямь получился настоящий симулятор жизни в Богемии начала XV века. В прологе на деревню Индржиха нападает армия венгерского короля Сигизмунда: родителей героя убивают, а ему самому чудом удается спастись и укрыться в соседнем городе. Вступление длится где-то три часа, если проходить не спеша, и все это время разработчики любезно будут вести вас от одного сюжетного ролика к другому. В какой-то момент можно подумать, что авторы так и будут сопровождать героя вплоть до финала, но вскоре Индржиха все же выпускают в открытый мир одного, и он тут же начинает создавать вокруг себя одну великолепную ситуацию за другой.

Пойдет, скажем, ночью на кладбище через лес — в темноте упадет с пригорка, ушибет ноги и в неподходящий момент начнет засыпать от изнеможения и голода. Или решит заработать денег по-легкому — ввяжется в кулачные бои с оборванцами, получит по шее, но все-таки победит и потратит все выигранные деньги на лекаря. Потом позовет даму на свидание, но по глупости проболтается, что видел, как люди Сигизмунда пытались ее изнасиловать. Или не проболтается — решения, как и выбор строчек в диалогах, всегда остается за вами.

Тем не менее виртуальную Богемию постоянно хочется проверять на прочность. Посмотреть, как поведут себя NPC, если забраться к ним в дом. Обокрасть торговца на площади и предложить ему его же товары. Затем увидеть стражника и с дикими глазами побежать к городским воротам. Выдохнуться и с невинным взглядом попытаться откупится от грозного служителя грошами, что остались после победы в кулачных боях. До сих пор Богемия держалась неплохо, хотя однажды стражник накинулся на меня просто так — я до сих пор не понял, что тогда произошло.

В общем, Kingdom Come: Deliverance — мощнейший генератор совершенно безумных историй про обычного парня из средневекового королевства. И ни одна такая история не появилась бы без той самой реалистичности, которой так гордятся разработчики. Понятно, что в этой игре надо спать и есть, иначе для Индржиха все закончится плохо. Еще в ней надо мыться, потому что из-за грязной или окровавленной одежды с героем будут разговаривать совсем иначе — с презрением или недоверием.

Позднее Средневековье — суровое время.

Позднее Средневековье — суровое время.

За те 15 часов, что я провел в Kingdom Come, весь этот реализм успел порядком надоесть — особенно фишки с едой и сном. Нельзя просто так взять и пойти на квест — сперва надо купить еду, чтобы герой не помер от голода где-нибудь в лесу. И выспаться не помешает. С другой стороны, в моем случае ненависть к этим элементам довольно быстро ушла. Во-первых, Индржих может выучить перк и увеличить время, которое он может провести без сна. И во-вторых, вокруг, черт возьми, реалистичное Средневековье!

Я знал, на что подписывался. И вы знаете. Поэтому воспринимайте это как возможность пережить уникальный опыт. Тем более что так оно и есть.

Главное освоиться с самым заметным проявлением реалистичности — боевой системой. Все персонажи в игре, включая Индржиха, умеют бить в пяти направлениях, колоть, блокировать и пинать. Стоять постоянно в блоке нет смысла — только выносливость тратить. Следует блокировать в момент вражеского удара — причем ставить блок нужно в том же направлении, в котором проходит удар. Закликать врага не выйдет: он без труда прервет цепочку ваших атак и ткнет мечом Индржиху в лицо. Поэтому в Deliverance надо натурально учиться драться: обманывать противника, в последний момент менять направление атаки. Стрелять из лука ничуть не проще, так как перекрестия прицела в игре нет, приходится целиться на глаз.

Любое более или менее дельное оружие и броня — большая редкость в средневековой Богемии. Какой-нибудь тесак или простой меч можно найти еще в прологе, а вот лук мне удалось заполучить часу к десятому. Да и броней я пока похвастаться не могу — ношу гамбезон и довольно сомнительный шлем, которые тем не менее уже пару раз спасли мне жизнь.

Kingdom Come никуда не спешит: если отвлечься от основных квестов и начать слоняться по округе, то можно и забыть про месть венгерскому королю. Правда, важно понять, что Deliverance — это не The Elder Scrolls 5: Skyrim, где в каждой пещере вас ждет квест про древнее пророчество. В игре Warhorse на досуге вы или бродите по селам, городам и лесам в поисках тех самых безумных историй, или выполняете побочные задания, которые еще отыскать надо. Их не то чтобы много, но в каждом разработчики стараются отработать сеттинг. Драконов и магии в Богемии не было, поэтому сценаристы предлагают заниматься тем, чем мог бы заниматься молодой человек, живущий в 1403 году. К примеру, ловить соловья — ставить на поляне силки и выслеживать птицу по характерным звукам. Или же добывать кольцо, которое похоронили с недавно повешенным преступником, — искать лопату, идти на кладбище и копать могилу. Без сюрпризов в этой истории, к слову, не обойдется.

Kingdom Come вообще написана и поставлена здорово — авторы умело работают с реальными фактами и ловко вплетают их в историю о мести Индржиха. Им удалось превратить борьбу сводных братьев, королей Вацлава и Сигизмунда, в сюжет очередного сезона «Игры престолов». Все имена и события, в реальности произошедшие в начале XV века, создатели подают легко — с понятной мотивацией героев и злодеев. Отдельное удовольствие — слушать диалоги, живые и полные юмора.

Рецензия на Kingdom Come: Deliverance - фото 5

Смеяться, правда, совсем не хочется, когда игра внезапно вылетает, из-за чего теряются последние полтора часа приключений — именно так произошло у нашего ведущего редактора Дениса Майорова в PC-версии.

Сохраняется Deliverance, когда герой пьет шнапс, однако отыскать его — та еще задача, особенно в начале игры. Автосохранение есть, но контрольные точки расставлены друг от друга довольно далеко. Еще можно записать игру, если поспать долго, но кровать поблизости найдется не всегда.

Короче, реализм работает, а игра — не всегда, поэтому возникают проблемы. Багов в Kingdom Come хватает: тут и беда с анимацией, и странное поведение персонажей. У меня, например, было вот так (огромный патч первого дня, судя по всему, исправил далеко не все ошибки).

И еще один момент: на PC игра выглядит замечательно, а в местных дремучих лесах хочется поселиться — так уж они красивы. Это, впрочем, не касается версий для консолей. На PS4 разработчики заметно порезали дальность прорисовки, понизили разрешение и частоту кадров (до 30 FPS). В сравнении это выглядит как-то так (сперва — PS4, затем — PC).

Чтобы поставить Kingdom Come: Deliverance финальную оценку, пятнадцати часов мало. Нужно окончательно разобраться в боевой системе, исследовать мир, увидеть больше сюжетных и побочных квестов и дождаться новых патчей. Сейчас игра выглядит как симулятор жителя средневековой Богемии, генерирующий массу неожиданных ситуаций и предлагающий уникальный опыт. Не исключено, что баги — важная часть этого опыта, поэтому сыграть в Deliverance следует прямо сейчас — просто нужно понимать, на что вы идете.

65 часов: выдающаяся игра, достойная высшей оценки

Kingdom Come: Deliverance — игра выдающаяся, но даже за первые пятнадцать часов сложно понять, насколько она огромная. Это проверка на прочность — нечеловеческое испытание для тех, кто обожает швырять в Steam скомканные обзоры, полные гадостей. Такие игроки увидят продолжительное вступление, в котором нельзя свернуть ни влево, ни вправо, доберутся до открытого мира, побродят по нему и возьмутся рассказывать про пустые леса и похожие друг на друга поля.

Рецензия на Kingdom Come: Deliverance - фото 6

Не узнают, правда, того, что Kingdom Come окончательно раскрывается часу на двадцатом. Неожиданно в ней начинаешь тонуть: вокруг появляются десятки возможностей, на карте возникают сотни заданий. И мир продолжает расти, подбрасывая все больше занятных историй. Довольно сложно поверить, что Deliverance работает именно так — ведь это игра, созданная небольшой независимой студией за какие-то смешные деньги. Поэтому иногда ждешь, что виртуальная Богемия надломится и появится повод сказать: «Ага, вот она — бюджетная восточноевропейская игра!»

Ни черта подобного. Warhorse Studios ни разу не сфальшивила — напротив, она сделала гораздо больше, чем вы могли представить. Когда Индржиха отправляют на охоту, ждешь, что под видом леса разработчики подсунут пару лысых кустов и десяток берез, и уж точно не думаешь, что герой будет полчаса согнувшись ползать по примятой траве в густой чаще и выслеживать кролика или молодого оленя. Страшно представить, сколько сил потрачено на то, чтобы в деталях воссоздать область реальной Чехии, чтобы перенести в Deliverance настоящие города, крепости и храмы, чтобы написать столько неожиданных квестов и увязать их все с историческими фактами.

Рецензия на Kingdom Come: Deliverance - фото 7

Все это получилось, потому что для Даниэля Вавры и его команды Kingdom Come — игра мечты. Не та пошлая «игра мечты», которую в начале 2000-х пытались сделать в России (и сейчас пытаются, йо-хо-хо), а нечто такое, что без труда способно устоять под чудовищным весом авторских амбиций. Не исключено, что у кого-нибудь другого не получилось бы, но Вавра (именно он руководил проектом) — опытный геймдизайнер и постановщик Mafia: The City of Lost Heaven, и потому Deliverance заработала. Кроме того, от успеха этой игры зависела судьба студии и всех ее сотрудников, поэтому не удивительно, что к созданию Kingdom Come подошли с умом. Это, впрочем, не объясняет, как Warhorse потянула такой масштаб, но если посмотреть недавний дневник разработчиков, где Вавра рассказывает, что поседел за последние четыре года, то все встанет на свои места.

Вообще, интересно наблюдать за тем, как восточноевропейские студии делают невозможные на первый взгляд вещи. Сперва CD Projekt RED создала игру мирового уровня — пусть и с третьего раза, но все же, — а теперь Warhorse совершила совсем уж фантастический поступок — доказала, что для разработки поистине огромной игры не нужны сотни миллионов долларов — хватит и пары десятков.

Рецензия на Kingdom Come: Deliverance - фото 8

Причем единственное, что выдает в Kingdom Come: Deliverance не самую дорогую игру на свете, — баги. Их много, но плевать, серьезно! В первой Gothic я потерял три часа времени, потому что из-за бага упал с лестницы в болотном лагере. В Mass Effect на Новерии надежда галактики неожиданно зависла в лифте, и пришлось загружать автосохранение за час до этого. В Vampire: The Masquerade — Bloodlines и вовсе был баг с лодкой ближе к финалу, из-за чего завершить прохождение было попросту невозможно. И что, какую из этих игр вы можете назвать плохой?

Любой из них и тогда, и сейчас я поставил бы 10. Потому что «десятка» — это всегда эмоции, эта оценка не имеет ничего общего со словом «идеальный». С серьезным лицом искать в Deliverance проблемы, считать количество багов и не замечать при этом все остальное — глупость какая-то.

Тем более что в Kingdom Come ни одна техническая ошибка не рушит игру, как это было в «Вампирах». Да, вылеты и баги с анимацией выводят из себя, но если это плата за одну из лучших ролевых игр, пусть так — я готов с этим мириться. Кроме того, ошибки не влияют на то, как вы станете воспринимать Deliverance в целом. Ключевая механика, тот самый средневековый реализм, работает как часы. Не отыскать цензурных слов для тех, кто просит разработчиков убрать непонятную систему сохранений, облегчить боевку и лишить героя потребности во сне и еде.

Дьявол, в этих мелочах кроется суть Kingdom Come! Избавить игру от них — значит превратить ее в очередной массовый AAA, который чихнуть боится, чтобы не усложнить игрокам жизнь. Уберите из первой Mafia ту самую гонку и стрельбу, что тогда останется от игры? Бесхарактерный клон GTA 3 останется, вот что.

В общем, баги поправят, а все остальное — ценности Kingdom Come: Deliverance. Ценности, которые никогда не появятся больше нигде. Ценности, делающие игру Warhorse уникальной. Оглянитесь вокруг: Kingdom Come из-за всех этих историй про «врываюсь в дома, ем чужую похлебку, отправляюсь в тюрьму» уже стала народной игрой. Даже баги — один из главных поводов для появления мемов. Игру обсуждают, над ней смеются, в нее с огромным интересом играют, для нее создают десятки модов — и будут создавать еще больше.

То же самое было со S.T.A.L.K.E.R., «Ведьмаком», теми же Mafia и Gothic. Kingdom Come: Deliverance ждет та же судьба. «Хайптрейн», возникший в первые пару дней после релиза, уже давно умчался, но про игру говорить не перестали — она до сих пор рождает вокруг себя массу шуток и обсуждений и будет делать это еще очень долго.

Народной игрой Kingdom Come стала еще и потому, что после релиза все вокруг заговорили о Чехии. Авторы сделали историю страны и ее наследие популярной темой, а Даниэль Вавра попал на обложку чешского Forbes. И теперь Deliverance — огромная национальная гордость чехов.

Рецензия на Kingdom Come: Deliverance - фото 9

Во второй половине февраля Богемия начала XV века заняла все мое время, и речь не только об игре. Я написал огромный материал про реальную историю Чехии, взял интервью у разработчиков, прочитал две книги по теме, купил на распродаже в Steam Crusader Kings 2, чтобы помочь Карлу IV привести страну к процветанию, и, конечно, отыграл почти семьдесят часов в Kingdom Come: Deliverance.

Это игра сокрушительной мощи. Черная дыра, затягивающая вас вместе с окружающим пространством. Она сметает все сторонние увлечения и концентрирует внимание на себе и на своем сеттинге. С начала и до конца Kingdom Come: Deliverance не устает удивлять: показывает забавные зарисовки сельской жизни, делает из главного героя средневекового детектива, неожиданного превращает его в монаха, рассказывает трагическую историю, но при этом не стесняется своего, в общем-то, простого сюжета с парой весьма ожидаемых поворотов.

Да и что сюжет, когда вокруг вас огромный мир с десятками интереснейших квестов и массой возможностей!

Комментарии 533
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь
i31O
i31O
Лол, Майоров страдал за наши грехи)