Рецензия на Halo 5: Guardians
«Джордж Лукас в гробу бы перевернулся, увидев главного героя седьмой части!», — злобно пищат неадекватные фанаты «Звездных войн», успевшие похоронить Лукаса — иначе разве ж он доверил бы Disney съемки седьмой части легендарной киносаги? С игровыми вселенными подобные драмы разыгрываются раз в несколько лет.
Важное уточнение: это предварительная рецензия, оценка не является окончательной и будет пересмотрена либо оставлена без изменений по результатам исследования многопользовательского режима.
При разработке четвертой части Halo перед 343 Industries стояла сложная задача. С одной стороны, новая игра должна была понравиться фанатам трилогии, а значит авторы были вынуждены постоянно озираться на оригинальный материал: не приведи Господь ошибиться с какой-то датой или именем – это же гарантированный расстрел!
С другой стороны, уже в Halo: Reach (кстати, одой из любимейших частей саги, пусть и не вошедшей в основную трилогию) чувствовалось стремительное устаревание некогда любимых механик.
Новое поколение игроков классическим «пиу-пиу, зато мир и персонажи крутые» было уже не привлечь.
Новым разработчикам нужно было учитывать оба эти момента.
В плане сюжета сценаристы пошли единственно верным путем, фактически, перезапустив историю: Halo 4 стала первой игрой в «Саге восстановителя», пятая часть продолжает и развивает эту линию.
Проблема была в том, что художественно четвертая часть выглядела неубедительно: авторы диалогов так сильно пытались походить на Bungie, что постоянно перетапливали и опошляли любой, даже самый простой разговор конской долей пафоса.
То же самое касалось игровой механики. Новые элементы не приживались, казались чуждыми сериалу, а позаимствованные из предыдущих частей — окончательно протухли. Конечно, я сейчас немного утрирую, но для меня было очевидно — так дальше продолжаться не может, серия гибнет под давлением старого багажа.
Когда появились первые цифры продаж, я понял, что все пропало: Halo 4 в первый день заработала больше 200 миллионов долларов США, а со временем была признана Microsoft одной из самых удачных игр серии. После этого я был готов поставить крест на сериале. «Разве кто-то будет исправлять проблемы, если массовая аудитория их просто не замечает?» — примерно так я рассуждал в тот период. И даже готов был признать, что это я морально устарел, а не игра — иначе почему я не чувствовал ничего, абсолютно ничего после прохождения?
Halo 5: Guardians убедила меня в обратном. Я чувствовал все верно, просто для окончательного осознания этого мне пришлось сыграть в пятую часть. На ее фоне Halo 4 выглядит как подросток рядом с Майком Тайсоном, то есть в буквальном смысле слова «никак».
Во время прохождения первых миссий Guardians кажется, что у разработчиков опять на уме одни коридоры и прочие подземные базы.
Игра предлагает новые инструменты, такие как полноценная система прицеливания или возможность прыгать с одного уступа на другой с помощью улучшенного костюма спартанца, но при этом не дает пространства, где все это имело бы смысл. Прицеливаться в коридорах и залах очередной станции — это неплохое нововведение, но довольно бессмысленное, потому что и по старинке врагов расстреливать вполне комфортно. Да и прыгать здесь особо негде: все линейно и понятно, никакого простора для фантазии. Я был в печали.
Но оказалось, что это только начало (процентов 15% сюжетной кампании). Возможно, разработчики создали эти уровни первыми и просто решили не убирать из финальной версии, потому что иначе пришлось бы полностью перекраивать сюжет. Эту теорию подтверждает и тот факт, что первые уровни выглядят на порядок хуже, чем все остальные — и в плане графики, и в плане архитектуры карт. То есть их нужно просто пережить, чтобы добраться до того главного, что делает Halo 5 большим шутером.
Я говорю сейчас о больших открытых пространствах новых планет. Я считаю неправильным в этой рецензии рассказывать, где вы побываете и что увидите (скажу лишь, что проходить игру вы будете в составе двух команд — красной и синей, в одной за Джона, в другой за Лока), потому что в Guardians настолько крутая сюжетная кампания, что любой спойлер может подпортить ваше персональное прохождение. Зато я могу спокойно говорить о структуре и механике прохождения.
Новый костюм и его возможности — это настоящая бомба и прорыв для серии. Герои наконец-таки стали быстрыми и ловкими: перепрыгивая с уступа на уступ, они зависают на несколько секунд в воздухе и расстреливают растерянных врагов сверху — теперь так выглядит стандартная перестрелка в Halo.
Врываясь на полной скорости в толпу, вы можете одним махом убить мелочевку силовым приемом, а еще лучше — спрыгнуть на них сверху, раскидав по сторонам мощной ударной волной. Но будьте осторожны: приземлившись на союзника, вы можете прикончить его (что, конечно, вызывает злорадную ухмылку, которая исчезает, когда со стороны обиженного приятеля прилетает ответочка).
Вообще, игра в команде, состоящей из четырех спартанцев — это то, что вам обязательно нужно попробовать, если мы говорим о пятой части.
Guardians — одно из лучших мест для кооператива. Дело в том, что карты в игре стали архитектурно значительно сложнее и разнообразнее, чем раньше.
Бой может одновременно идти на трех-четырех уровнях. Сверху прячутся снайперы, расстреливающие вас издалека. Чуть ниже, на основном поле боя, — элиты в камуфляжах, которые выскакивают из ниоткуда и могут одним ударом прикончить вас. Кругом лестницы и спуски в «подвальные» помещения, в темноте которых скрывается подкрепление ковенантов и предтечей, основных врагов спартанцев.
Играя в команде, вы получаете возможность как последовательно зачищать один «уровень» карты за другим, так и выстраивать более сложные боевые схемы. К примеру, посадив снайпера повыше и «вытаскивая» на себе монстров из укрытий, а затем добивая оставшихся из захваченных турелей. А под конец боя снайпер может спрыгнуть на голову недобиткам, применив силовую атаку. Вариантов, как выстроить схватку, здесь уйма.
При этом стоит понимать, что базовая механика боя осталась неизменной. Halo 5 стоит на двух столпах, созданных Bungie: быстром переключении между десятками видов оружий — от простых пистолетов до огромных пушек и снайперских винтовок — и огромном разнообразии противников с разными способностями. И оба эти столпа тесно связаны друг с другом: убивая элитного воина, вооруженного крутым бомбометом, ты уже в голове просчитываешь, против кого его использовать — элитного предтечи, нависшего над союзником, или армии мелких и противных ковенантов, которые по одиночке мало на что способны, но в виде большой группы представляют реальную угрозу.
Единственное, что слегка раздражает — это объем «работы», которую приходится выполнять, если играешь один. Врагов здесь столько, что кажется, будто сражаешься с армией тараканов, поселившихся под раковиной. Срезаешь волну за волной, а они все прут и прут, прут и прут. Компаньоны под управлением AI — так себе помощники, что, конечно, ни разу не сюрприз. Поэтому сразу настраивайтесь на кооперативное прохождение, по эмоциям оно значительно круче, чем возня в одиночку.
Последнее, о чем стоит сказать в этой предварительной рецензии — это об искусственном интеллекте врагов. Наверное, это самая спорная часть текста. Я считаю (хотя со мною многие не соглашаются), что враги ведут себя излишне пугливо, большинство из них предпочитает держать дистанцию даже на высоком уровне сложности.
На это мне, конечно, возразят: если бы все ковенанты и уже тем более предтечи лезли в контактный бой, то от спартанцев ничего не осталось бы. Возможно, поэтому за это я не снижаю оценку игры. Но мне хотелось бы, чисто ради интереса, посмотреть, что было бы, если бы враги прямо вгрызались в тебя и не давали отступать. Потому что в тот момент, когда один из предтеч «телепортировался» прямо в бронемашину, на которой я ехал, и выбросил меня на обочину, а затем попробовал задавить — вот это я понимаю ИИ. Таких моментов в Halo 5 достаточно, но могло быть больше.
Подводя итог, я могу уверенно сказать, что 343 Industries проделала потрясающую работу и смогла заново придумать Halo.
С уважением относясь к наследию Bungie, разработчики не побоялись сделать игру современной, убрать из нее тухлые элементы 2000-х годов. То есть сделали все то, на что не решились в Halo 4. Можно ли поднять планку качестве еще выше? Наверное. Но Halo 5 — это образцовая работа, достаточная, чтобы получить высокую оценку.
Важное уточнение: За бортом этой рецензии остался мультиплеер. На его детальное изучение мне с коллегами потребуется неделя-полторы, после чего мы выпустим отдельный текст. Исходя из выводов, которые мы в нем сделаем, оценка игры будет пересмотрена (повышена — ну, это вряд ли, понижена, оставлена без изменений), а эта рецензия обновлена.