Рецензия на Hades
На первый взгляд, впрочем, Hades мало отличается от других «рогаликов». Здесь тоже есть Герой, ему необходимо пройти череду забитых врагами и боссами уровней, добраться до определенной Точки, победить Главного Злодея и таким образом Пройти Игру. В процессе Герой, конечно, много раз погибнет, откроет новые Способности и Оружие и тем или другим образом рано или поздно финала все же достигнет. И в какой-нибудь другой игре на этом месте вас обычно поздравляют с прохождением, но Hades — совсем другая история.
Главный герой игры — Загрей. Сын бога Подземного царства Аида, молодой бунтарь, друг Цербера и просто хороший человек. В один прекрасный день Заг понимает, что его все достало, и решает выбраться из Тартара. В игре, правда, это все объясняют сильно после, ведь впервые вы встречаетесь с Загреем ровно в тот момент, когда он сбегает из отчего дома навстречу неизведанному. В руках у него меч, за душой ни гроша — и лишь сильное желание вырваться на волю ведет его через мрачные коридоры царства Аида.
Кончается все предсказуемо плохо: в определенный момент герой все-таки получает по голове, «погибает» и приходит себя в доме Аида. А тот, ничуть не удивленный таким исходом, откровенно ехидничает.
Оно и не удивительно. Он говорил сыну, что из Тартара не сбегают? Говорил. Послушал тот его? Нет, конечно. Даже помощь олимпийских богов, которые решили вмешаться в тихую и размеренную жизнь Подземного царства, не спасла парня от незавидной судьбы. Но Загрей, понятное дело, мириться с такой судьбой не собирается, а потому вновь сбегает из дома. А затем еще раз. И еще. И еще. И потом еще раз двадцать. И с каждым разом пройденный им пусть становится все длиннее и длиннее, он охватывает все больше и больше регионов Тартара, где принц Подземного царства знакомится с разными — живыми и мертвыми — людьми и богами. И с разного рода монстрами, конечно.
Постоянный цикл «живи-умри-повтори» в Hades вполне себе напоминает все остальные «рогалики». Но это, скажем так, только первый круг местного Ада.
Каждая (удачная) попытка побега отнимает где-то полчаса реального времени даже у тех, кто с жанром знаком не слишком хорошо. И большую часть времени в этих побегах вы будете заняты сражениями не на жизнь, а на смерть. Каждая комната на пути Загрея набита противниками, ловушками, иногда лавой вместо пола и прочими приятными мелочами. После зачистки комнаты можно получить заранее обозначенную награду — оболы Харона, ключи, дающие доступ к оружию и способностям, Тьму для прокачки и тому подобные вещи. А затем — отправиться дальше.
Локации каждый раз «собираются» по новому, поэтому всякая новая попытка уникальна. Пробежать два совершенно одинаковых уровня у вас вряд ли получится, потому что меняются не только комнаты и враги в них, но и расположение наград, и мини-боссы и много чего еще. За все время в игре я нашел только одну закономерность: если вы получаете молот Дедала в самой первой комнате, то найдете точно такой же в первой же комнате Элизиума. Хотя, может, мне просто везло, кто знает?
Помимо денег и предметов для способностей в награду за прохождение уровней можно получать и дары от олимпийских богов (или молот Дедала), и они могут существенно повлиять на ваше прохождение. Каждый бог дарит что-то свое. Зевс, например, позволяет наносить урон молниями, Деметра учит замораживать, а атаки с дарами Диониса накладывают на врагов эффект мощнейшего похмелья (то есть урон от яда). Есть, конечно, определенный список «полезных» и «бесполезных» эффектов, только вот на деле игру можно пройти даже набрав совершенно идиотский на первый взгляд билд. Да, потребуется приложить чуть больше стараний и понадеяться на помощь госпожи Фортуны, но «плохой» билд не сломает вам игру.
Хотя нет, не так. Даже если поначалу вам выдавали одни бесполезные на первый взгляд дары, то в определенный момент вы все равно сможете понять, чем они полезны в комбинациях и в чем их главная особенность.
Например, есть у Посейдона дар, который позволяет отталкивать врагов после рывка. А что, если при этом вы получите дар, который наносит отброшенным в стену врагам дополнительный урон, а каждая отталкивающая атака будет вешать еще и DoT-эффект? Ага, уже звучит интереснее, правда? А еще можно найти дар, который усиливает урон по боссам для атак с отталкиванием, и вот вам готовый билд. Вписать еще пару-тройку полезных даров — и можно бежать вперед, махая мечом или копьем.
Комбинаций здесь — великое множество, ведь определенные навыки могут не просто работать в комбинациях, но и открывать особые двойные дары, смешивающие качества сразу двух олимпийцев. Правда, в игре практически все завязано на чистой случайности, поэтому нет никакой гарантии, что вы наткнетесь на дар нужного бога. Даже наоборот — вы скорее всего не наткнетесь на такой дар, и это значит, что придется импровизировать.
К этому можно прибавить тот факт, что у Загрея есть шесть разных видов оружия. Меч, копье, щит, лук, перчатки и, кхм, автомат с подствольным гранатометом — каждое со своими особенностями и с уникальным геймплеем. И если вам кажется, что шести видов оружия будет маловато, то держите в уме, что каждое содержит по четыре «аспекта» — у них совершенно разные пассивные навыки, иногда в корне меняющие стиль игры на конкретном виде оружия.
Сама боевая система при этом максимально простая и понятная: есть удар обычный, есть усиленный, есть бросок «кровавым камнем» и рывки. На этом все — крутитесь как хотите.
Местная боевка — это easy to learn, hard to master в чистом виде. Всегда есть тысяча и один нюанс, из-за которых все может полететь к черту. Скажем, вот вы взяли для своего копья улучшение, которое позволяет бить после рывка трижды — здорово же звучит, согласитесь! Оно и правда здорово, только вот уменьшенную дальность рывка игра вам наверняка не раз в последствии еще «припомнит». Дар Диониса для «кровавых камней» превращает их в гранаты — они бьют по площади и бьют больно, вот только летят крайне медленно, из-за чего нужно учиться брать «поправку на ветер».
Если вы играете с щитом Эгидой, то можете блокировать вражеские атаки. А еще швырять его, как самый настоящий Капитан Греция Америка. Копье тоже можно швырять, но летит оно строго по прямой и может наносить увеличенный урон врагам в спину, когда вы приказываете ему вернуться. Лук заряжается медленно, но позволяет снимать врагов издалека. Экзагриф — местный автомат — можно при желании и благосклонности его величества Рандома превратить как в снайперскую винтовку, так в дробовик или в кассетный миномет. Причем все три варианта будут играться по-разному.
В общем, во время побегов геймплей у вас максимально насыщенный. Убиваете врагов, собираете все, что плохо лежит, общаетесь с богами и другими интересными личностями, а затем умираете — и отправляетесь домой.
В перерывах между побегами главный герой проводит свое свободное время в доме Аида — огромном роскошном особняке, основательно побитом временем и Цербером. В доме обитает сам Аид, Загрей и несколько других богов, полубогов и как минимум один мертвый герой в лице Ахиллеса. Каждый не прочь уделить вам внимание, подарив крупицы информации о том, что творится вокруг. Именно таким образом вы рано или поздно выйдете на завязку настоящего сюжета.
Погибли определенное количество раз и прочитали нужные диалоги? Держите небольшую кат-сцену, которая подкинет пищи для размышлений. Или прогуляйтесь по воспоминаниям Загрея. Или подслушайте чей-нибудь важный разговор. История в Hades разворачивается довольно неспешно, и вам предстоит погибнуть не раз и не два, чтобы составить цельную картину.
Персонажей много, и поговорить любят все. Даже олимпийские боги, которые очень жаждут видеть Загрея на Олимпе и всячески его к себе зазывают. И практически у каждого персонажа в игре есть своя история.
При этом, как вы понимаете, просто так вам весь сюжет не выложат. Извольте сначала наладить с персонажем отношения, подарить ему бутылочку нектара. И так потихоньку, слово за слово, вы будете собирать крупицы информации — а заодно подарки от других персонажей (которые нужно использовать во время побегов).
Особенно приятно, что персонажи в Hades — не просто безликие статисты. У каждого из них есть свой характер, свои особенности поведения, и вместе с отлично написанными диалогами это все дает нужный эффект — героям начинаешь сопереживать, их историями проникаешься. Вот, к примеру, Орфей, который здесь работает придворным музыкантом у Аида. Он печален и скучает по своей музе, кажется сломленным — но при этом он готов помочь Загрею советом или научить его играть на лире.
Вот Мегера, первая из сестер-фурий, с которой у Загрея вроде бы роман… хотя они и вынуждены постоянно убивать друг друга на выходе из Тартара. При этом и образ у девушки соответствующий — наряд чуть ли не в обтяжку, плетка в руках и соблазнительный, чуть хриплый голос.
А где-то в глубинах Тартара можно отыскать Сизифа, того самого, с валуном. Неунывающего и постоянно веселого, несмотря на то, что его постоянно терзают фурии. Можно найти сломленного, потерявшего все Патрокла, который уже ничего не хочет и не ждет. И у каждого из них будет, что поведать принцу Подземного мира. А некоторым из них можно попробовать помочь — при условии, конечно, что вы достаточно упорны.
Еще невозможно не отметить две вещи — арт и музыку. Картинка в Hades яркая, цветастая и очень «живая». Причем вся эта яркость ничуть не мешает в бою — да, если на вас вывалилось с пару десятков противников разом, а вы кинули им несколько гранат и добавили рикошетящим щитом, то за спецэффектами будет трудно что-то разглядеть. Но обычно поле боя отлично читается, даже более того — от каждой вражеской атаки можно спокойно уйти, если не дергаться в припадке.
Портреты персонажей — разговор отдельный, ведь они тоже отлично играют на образ того или иного героя (да и просто выглядят прекрасно). Сурового Аида натурально побаиваешься, Дионис выглядит совершенно компанейским парнем, а Цербера, например, так и хочется погладить.
Что же касается музыки… ну, тут композитор Даррен Корб снова переплюнул самого себя. У Hades просто фантастический саундтрек, причем речь идет как о боевых темах, так и о вокальных композициях, которых в игре — с избытком. Иногда во время беготни по Подземному царству хочется просто остановиться и послушать раздающуюся где-то вдалеке песню Эвридики. Или же, вернувшись ко двору Аида, попросить у Орфея, чтобы он сыграл (можно, конечно, и самого Загрея натаскать на тему игры на лире, но ему эта наука дается весьма непросто).
Я мог бы еще долго рассказывать про детали, но определенные вещи лучше увидеть своими глазами. Что будет, если после прохождения вы возьмете контракт «Чрезвычайные меры». Как будет реагировать Аид на ваши попытки перестроить его Подземное царство и личную резиденцию. Или как отнесется Харон к попытке Загрея втихую уволочь мешок с оболами. Или знакомство героя с Хаосом, встречу в Астерием… результат первого успешного побега из царства Аида, в общем-то, тоже лучше видеть своими глазами (и лично прочувствовать этот момент, конечно же!).
Hades — это прекрасное сочетание хорошего «рогалика», увлекательной истории в сеттинге древнегреческих мифов, отличного саундтрека и приятной графики. Да, при желании, конечно, можно найти у игры пару недостатков: в ней всего пять боссов и пять же локаций — этого мало. Но вы действительно думаете, что на это стоит обращать внимание? Hades при всей своей камерности и минимализме дарит огромный набор возможностей, позволяя каждый забег по царству Аида превратить в уникальное приключение, полное взрывов, замороженных призраков и несчастных скелетов гидры.
Эта игра из разряда «ну я еще разок пробегусь и спать», где после десяти забегов и разрешения сложной семейной ситуации вы все еще сидите и красными глазами смотрите в монитор. А на нем в это время разыгрываются сцены, достойные пера лучших древнегреческих авторов.