Рецензия на «Грисельду»: Где Пабло Эскобар учился – София Вергара преподавала
25 января на Netflix вышел мини-сериал «Грисельда» (Griselda). На протяжении шести серий разворачивается драма жизни одной из самых известных женщин в истории наркобизнеса — баронессы Грисельды Бланко. Она была частью преступной сети, связанной с Медельинским кокаиновым картелем, наиболее известным из-за другого наркобарона — Пабло Эскобара (о нём Netflix в 2015 году выпустил один из самых успешных авторских сериалов — «Нарко» (Narcos)). «Грисельда» даже начинается со слов Эскобара, так мы и узнаём, что Грисельда Бланко была единственным человеком, которого он боялся.Удалось ли сценаристам шоу и Софии Вергаре передать реальные жестокость и кровожадность Грисельды Бланко рассказывает Саша Иванова.
Предыстория. Грисельда Бланко начала заниматься контрабандой наркотиков в начале 1970-х годов, ещё будучи в Нью-Йорке и вместе со своим мужем Альберто Браво. В 1975 году она была вынуждена вернуться в Колумбию, в Медельин. А после убийства Альберто Грисельда, вооружившись поддельными документами, вернулась в США, поселилась в Майами и построила собственную наркоимперию с оборотом в три тонны кокаина в год в лучшие периоды своего существования. В 1985 году Бланко сдалась полиции, но уже через 19 лет её выпустили из тюрьмы и депортировали в Колумбию. В 2012 году её убили выстрелом из проезжающего мимо мотоцикла.
Сериал начинается с попытки Грисельды скрыться от своего абьюзивного мужа. Ночь. Она и три её сына собирают вещи и отправляются покорять Майами с килограммом кокаина в сумке младшего, Оззи. Они поселяются у знакомой Грисельды, бывшей торговки наркотиками Кармен, которая теперь владеет своим туристическим агентством. Главная героиня убеждает подругу, что порвала с преступным миром наркотиков, но планирует сбыть привезённый из Колумбии килограмм. Желая того или нет, Грисельда оказывается втянута в криминальный мир, водоворот убийств и насилия. 1982 год. Грисельда Бланко живёт в своём огромном особняке, окружённая золотом, кокаином и приближёнными. К тому моменту она родила своего четвёртого сына, Майкла Корлеоне. К слову, реальный Майкл перед выходом сериала подал иск о несанкционированном использовании образа своей материи и их семьи. Он требовал отложить выпуск проекта, но этого не произошло, основные разбирательства по делу ещё не закончились.
В роли Грисельды Бланко предстаёт София Вергара — несомненно, главная причина положительных отзывов критиков. Вергара абсолютно растворяется в роли Грисельды и под конец становится совершенно неотличимой от своей героини. Созданный ею образ на экране, по всей видимости, несколько далёк от реального характера наркобаронессы, но к Бланко в прочтении актрисы невозможно не испытывать сочувствие и не проникнуться её историей сопротивления мужскому миру. Игру Вергары дополняет плеяда актёров и актрис, которые также прекрасно справляются со своими задачами: Ванесса Ферлито в образе Кармен, Альберто Герра в роли третьего мужа Грисельды, Диего, и, конечно, Мартин Родригес, играющий Риви — ближайшего советника и sicario (наёмного убийцы) Бланко.
Путь Грисельды в руках сценаристов облекается в историю противостояния патриархату и сексистским установкам. Героиня разрушает стереотип о том, что женщины не могут быть такими же успешными, как мужчины. В контексте шоу эта мысль усиливается, ведь Грисельда крутится не в обывательском мире, а в маргинальных, криминальных кругах, живущих по ещё более суровым законам, где достижение успеха требует от каждого и каждой особой выдержки, силы воли и жестокости. Вокруг главной героини собирается целый ансамбль сильных женщин, готовых бороться за свою судьбу — от секс-работниц, привлекаемых Грисельдой для транспортировки кокаина, до полицейской Джун (Хулиана Айден Мартинес), которая с самого появления Грисельды в Майами обращает внимание на женщину-наркобаронессу, в существование которой никто из полицейских не верит.
Мужчины в этом повествовании скорее обрамляют Грисельду, подчиняются ей или пытаются активно сопротивляться. Если они выбирают второй путь, то чаще всего расплачиваются собственной жизнью. Так или иначе, Грисельда не способна в одиночку преодолеть мир мужчин и поквитаться со всеми своими врагами — постепенно петля на её шее становится всё туже и туже.
Увлекательное повествование не даёт уверенности в том, что сценаристы успешно справились со своей задачей.
Очевидно, им приходится лавировать, чтобы случайно не романтизировать наркопотребление и насилие, и постоянно сглаживать углы в реальной и монструозной истории. Грисельда Бланко по примерным оценкам ответственна более чем за 200 убийств, и именно вокруг неё развернулась нарковойна в Майами. Но в этом сериале она предстаёт гораздо более мягкой и вызывающей сочувствие, чем в других произведениях о том времени — например, в документальном проекте «Кокаиновые ковбои» эта женщина кажется совсем иной.
Сериал также упускает возможность включить сцены убийств выстрелом из проезжающего мимо мотоцикла — метод, который, по слухам, был почерком Грисельды Бланко, именно поэтому так её и застрелили в 2012 году. Сценаристы не смогли успешно выстроить сложный нарратив о том, как могли бы сочетаться жестокость Грисельды и патриархальные установки мира вокруг неё. В конце вообще окажется, что её относительно маленький тюремный срок — результат действий и любви мужчины, что исторически, возможно, верно, но скомканный финал сериала мешает полноценно развить эту линию, вписать её в реальные временные рамки.
Конечно, противопоставить всем фактическим ошибкам можно то, что «Грисельда» — это всё-таки не документальное произведение, а история, безусловно подкреплённая вымыслом. И всё же из насыщенной жизни Грисельды Бланко можно было бы почерпнуть куда больше, а по итогу сериал лишь неловко соединяет один эпизод из её биографии с другим, что кажется скорее проблемой, чем достоинством проекта.
Пусть так, но всё остальное в «Грисельде» действительно на высоте. Звуковое и музыкальное сопровождение добавляет повествованию глубины, визуально сериал сделано ярко, красиво и динамично. Хотелось бы более удачной работы с биографическим материалом, но ради блестящей и безупречной игры Софии Вергары, которая наконец перебралась из комедийного жанра в драму, можно закрыть глаза на шероховатости.