21 марта 2016Игры
Обновлено 09.04.2016

Рецензия на Gremlins, Inc.

«Гремлины инкорпорейтед» – это цифровая настольная игра с элементами ККИ, появившаяся в Steam Early Access 22 октября прошлого года, а 11 марта получившая полноценный релиз. Разрабатывал ее Алексей Бокулев, создатель стратегии «Эадор. Сотворение», и компания Сергея Климова Charlie Oscar.
«Гремлины инкорпорейтед» – это цифровая настольная игра с элементами ККИ, появившаяся в Steam Early Access 22 октября прошлого года, а 11 марта получившая полноценный релиз. Разрабатывал ее Алексей Бокулев, создатель стратегии «Эадор. Сотворение», и компания Сергея Климова Charlie Oscar.
Рецензия на Gremlins, Inc. - фото 1

У среднестатистического игрока при первом взгляде на эту игру разбегаются глаза и начинает болеть мозг. В этом, на мой взгляд, и состоит ее основная проблема. Других серьезных проблем у игры нет, она прекрасна.

«Гремлины» кажутся жутко запутанной и сложной игрой, где поначалу абсолютно ничего не понятно. Несмотря на мою любовь к коллекционным карточным играм (особенно великолепной отечественной Spectromancer), пошаговым стратегиям и прочему откровенному задротству, меня она тоже испугала. И действительно, чтобы разобраться в основах игры понадобится как минимум пара часов, но уже после первого матча вы осознаете, что она далеко не такая замороченная, какой казалась. Да, обучение здесь обязательно и некоторое время придется запоминать игровую доску (она всегда одна и та же, как в «Доте») и колоду, но никаких сверхспособностей для этого не требуется.

Игра сама по себе несложная, просто непривычная, но главное – жутко интересная и затягивающая.

Естественно, я пишу это не для фанатов виртуальных настолок и ККИ – они наверняка давно уже в нее играют. Я решился взяться за эту статью по одной причине – мне кажется, эта игра способна выйти за рамки своей ниши и привлечь к жанру новых игроков, которые раньше могли и не задумываться о том, что настольные игры на компьютере могут быть адекватной альтернативой вечеру за ААА-тайтлом или паре каток в какой-нибудь MOBА.

Чтобы убедить в этом потенциальных новообращенных мне придется для начала дать внятное представление об игре, стараясь не уходить в дебри.

Рецензия на Gremlins, Inc. - фото 2

Суть игры

Итак, Gremlins, Inc – это сессионная пошаговая настолка на 2-6 игроков – либо сетевой мультиплеер, либо матч с ботами. Все матчи играются на одном и том же поле, по которому игроки ходят своими фишками. Ближайшим знакомым референсом может служить «Монополия». Игровое поле тут, правда, куда сложнее – от основного кольца отходит десяток петель, плюс существуют несколько проходов через середину, но в основе своей это все тоже кольцевое поле, по которому двигаться чаще всего можно только в одну сторону – против часовой стрелки.

Главной фичей игры являются карты, которые игроки получают из общей колоды. У вас их всегда шесть, тратя одну, вы тут же получаете новую. Карту можно применять двумя способами – либо израсходовать ее на перемещение (вместо традиционного броска кубика) и продвинуться по доске, либо сыграть карту, получив при этом эффект от нее – золото, голоса избирателей, победные очки или какие-нибудь проблемы для оппонентов. Эффетов множество и у каждой из 130 карт эффект свой – вот их-то и придется запоминать по большей части, чтобы сориентироваться в возможностях карт как таковых. Сыграть любую карту можно только в конкретной клетке на доске, которая на ней указана. Например, карту «Наследство» – в Банке, «Джекпот» – в Казино и так далее.

Рецензия на Gremlins, Inc. - фото 3

На доске есть 11 важных клеток-домиков, где играются большинство карт. Вот между этими локациями вам и предстоит бегать туда-сюда, стараясь добежать со своей главной картой до места, где ее можно сыграть, пока другие игроки не разрушили ваши планы: не отобрали необходимые для реализации карты ресурсы, не бросили вас в тюрьму или не отобрали саму карту при обыске.

«Гремлины» – это прежде всего игра про западло.

Запасайтесь своими самыми громкими вздохами и яростными ругательствами, но не торопитесь тратить их в самом начале – они вам еще понадобятся ближе к концу матча, когда победу будут раз за разом вырывать из ваших рук в последний момент. Но не подумайте, что от игры вы получите только ведро фрустраций и истрепанных нервов – быстро к неудачам привыкаешь и ничего кроме хохота уже не вызывает даже самая обидная подстава. Добиваться своего вопреки препятствиям и строить козни оппонентам – вот что доставляет настоящее удовольствие.

В начале каждого хода вы осматриваете свою «руку» (свои 6 карт) и смотрите, на чем вы будете строить игру. Выбрав мощную карту или даже связку из 2-3, вы отправляетесь туда, где ее можно сыграть. Затем из менее полезных карт выбираете ту, которую решаете потратить на перемещение.

У каждой карты помимо ее эффектов есть фиксированное число клеток, на которое она может продвинуть вас по доске. Средние карты обычно двигают на три клетки, более мощные – на 4-6. Карты с редкими способностями – на одну-две. Конечно, чем дальше удастся пройти за ход, чем ближе подойти к заветному зданию, тем обычно лучше, поэтому мощные карты очень соблазнительно тратить на перемещение. Оставлять при себе карты стоит только тогда, когда у вас есть ресурсы, чтобы ее сыграть, или способ их заработка в ближайшее время. В ином же случае, всегда лучше пожертвовать мощной, но бесполезной пока картой, чтобы получить гарантированную пользу от другой, пусть она и послабее.

Рецензия на Gremlins, Inc. - фото 4

Нужно понимать, что игра очень ситуативная, диспозиция меняется каждый ход – могут внезапно исчезнуть или появиться ресурсы, раздастся новая карта взамен потраченной и на ней будет смысл построить новую стратегию. Копить ресурсы тут очень тяжело, потому что в любой момент другой игрок может активировать событие, ополовинивающее деньги всех игроков или какую-нибудь другую гадость, поэтому лучше не ставить все на одну карту, а зарабатывать игровые очки маленькими, но более доступными порциями.

В тюрьме в «Гремлинах» сидеть не зазорно и не скучно, в отличие от «Монополии». Это невыгодно, так как вы пропускаете ходы и не можете реализовывать карты, но при этом вы можете там качать тюремный ранг и зарабатывать ресурсы, поэтому при попадании в тюрьму меня обычно расстраивает лишь то, что мне придется заново тащиться к нужному мне зданию, к которому я почти дошел, когда меня повязали.

Старайтесь скидывать противников в тюрьму по возможности, чтобы помешать их зловещим планам.

Можно делать это с помощью перенаправленных неприятностей, подлых карт типа «Доноса» или с помощью старого доброго пвп, то есть набив врагу морду. Для этого нужно встать на ту же клетку, что и противник, и биться с ним на денежных мешках – кто сделает большую ставку, тот и выиграет, а проигравший отправится в тюрьму (деньги никому не возвращаются). Естественно, делать это стоит только если у вас больше денег, а у противника их мало, чтобы не слишком тратиться на этот гоп-стоп. Если у вас у самого в кармане пусто, то остерегайтесь других умников – иногда стоит даже отсиживаться и не спешить бежать вперед, чтобы они не смогли вас отловить в темном переулке. Драться в зданиях нельзя (там вы в безопасности), стычки происходят только на обычных клетках.

У игры есть и материальный прототип

У игры есть и материальный прототип

Рецензия на Gremlins, Inc. - фото 6

Впечатления

Я понимаю, что в рецензиях редко кто тратит столько времени на объяснение самой игры, но в этом случае мне казалось самым важным убрать с нее завесу ложной запутанности. Уже через 2-3 матча вы разберетесь в игре и провалитесь в нее, как и я.

Я то и дело отвлекался от написания рецензии на то, чтобы еще немного «порисерчить» игру, сыграть еще один матч, и еще, и еще парочку, и… спать, ибо 9 утра. Она затягивает, ловя на жажду этого редкого удовольствия долгожданной реализации своей стратегии, на подготовку которой ушло полматча. Игра злая и постоянно отбрасывает вас назад, рушатся планы, на их месте возникают новые, а вы упрямо прете к своей цели, подставляя оппонентов при любой возможности.

Надо ли говорить, что художественное оформление игры просто прекрасно. Стим-панк, колоритные гремлины, тиканье шестеренок, гомон города-механизма – а в меню такая музыка, что из него не хочется выходить.

Боты не так тупы и однажды все же одолели меня всем скопом, хотя и это тоже было приятно. Но во всей полноте игра раскрывается только при игре с друзьями. Не с незнакомцами по сети, с которыми вы не можете говорить ничем кроме забавно говорящих эмотиконов и дежурных реплик, а с друзьями и близкими, обязательно с голосовой связью – именно проклятья друзей, доносящиеся из наушников, станут для вас самым сладким звуком.

Долгий путь к финальному виду доски

Рецензия на Gremlins, Inc. - фото 7
Рецензия на Gremlins, Inc. - фото 8
Рецензия на Gremlins, Inc. - фото 9

Вот этот стрим Тотал Бискита с его друзьями по Co-Optional прекрасно иллюстрирует данный факт. Особенно второй раунд, где они уже свободнее ориентируются в игре. Честно говоря, я очень хочу, чтобы Бискит выложил еще пару подобных матчей. Приятно и то, что он тоже по достоинству оценил «Гремлинов». До этого недавним «славянским» проектам от него доставалось по полной. Той же Punch Club, например, взлетевшему выпускнику нашего Games Jam Kanobu.

Для тех же, кто не знает английского, есть куча стримов на русском, включая наше недавнее видео с Пашей Пивоваровым и Алексеем Бокулевым, создателем игры.

Ну и байка из одного матча в качестве примера: Я почти дохожу до Астрала, остается одна клетка до того, чтобы сыграть там карту за 5 голосов и получить 8 очков, выиграть игру, которая тянется уже 75 ходов. Меня досматривает противник и пытается отобрать карту, которой я выиграю. Мне надо заплатить всего 50 голды, чтобы откупиться, но у меня нет ни копейки – путь к астралу состоит из клеток взяток, которые опустошили мой кошелек. Я отдаю карту и стою перед бесполезным теперь астралом – все нужно начинать с начала. Только потом я осознаю, что еще на предыдущем ходу были выборы, меня выбрали губернатором, чему я обрадовался, так как можно пройти по взяткам без уплаты. Не сообразив, что выборы ополовинили мои голоса (голоса избирателей – это один из ресурсов) и теперь я пришел бы к астралу без нужных голосов на победную карту в любом случае (она требовала 5 голосов). Так пролетела моя гениальная стратегия. Жду от вас подобных слезливых историй в комментариях.

Рецензия на Gremlins, Inc. - фото 10

Советы

Играть лучше всего втроем-вчетвером, матч на пять-шесть человек сильно отличается. Когда народа много и хода своего дольше ждешь, и атаки, направленные на одного противника, становятся уже не так эффективны. Да и прилетает событий не в пример больше, а события тут в массе своей похожи на ушат с дерьмом.

Читайте лог! Внизу экрана ползет таймлайн всех событий, где показываются все действия оппонентов и ваши собственные. Редко когда успеваешь разглядеть, кто сыграл какую карту и что она натворила, как ты оказался в тюрьме и куда делись накопленные нелегким гремлинским трудом деньги.

Большая часть клеток на доске – это поля взяток, жандармов и опасностей. Последних двух не стоит бояться – там всего один шанс из 6 на то, что с вами что-то стрясется, поэтому в большинстве случаев логично рисковать.

Платить и подстраховываться нужно лишь тогда, когда вы уже почти у цели и ставить план под угрозу вам не с руки. Взятки тоже не так сильно жалят, но если они вас нервируют – направьте свои усилия на то, чтобы стать губернатором. Губернатор и взяток не платит и жандармы его не останавливают. Национальный колорит у игры чувствуется.

Не копите деньги – они рассыпаются как мечты в тридцатник. К примеру, в одном матче у меня было 650 монет, но пока я шел куда-то заработать еще – осталась сотня. Ограбили, проиграл, растратил на взятки. Самые дорогие карты стоят по 1000 монет неслучайно – накопить такую сумму и донести ее до нужного места крайне непросто.

Секретные и криминальные карты помечены другим фоном названия на самой карте – серым и красным, эти карты отнимаются у вас при обысках и досмотрах автоматически и при этом вас могут скинуть в тюрьму, поэтому если не планируете их играть – лучше избавьтесь от них поскорее, чтобы не ставить под угрозу свой план.

И да, мне они все равно больше напоминают гоблинов нежели гремлинов.

И да, мне они все равно больше напоминают гоблинов нежели гремлинов.

Вот эти граждане вспоминаются меньше

Вот эти граждане вспоминаются меньше

Пожелания

Мои пожелания к дальнейшим обновлениям игры просты: хочется еще одну доску, просто чтобы внести разнообразие в процесс. Хочется «хот сит», который бы позволил компании играть за одним компом посменно, как в HoMM. Да, трудно будет не палить карты друг друга, но все же в некоторых случаях это все равно куда более интересный вариант, чем рассаживаться по комнатам, покупать игру еще раз и орать друг на друга через коридор. Иногда просто хочется потолкаться локтями за одним столом. Можно было бы конечно намутить мобильное приложение-спутник, которое бы подключалось к матчу и показывало игроку только его карты, чтобы ходить с телефона и не палить их соседям, но я осознаю, что это крайне странное и неэффективное решение.

Также хотелось бы больше разнообразия в скорости карт. У большинства прописан ход на три клетки и чаще всего у тебя на руках остаются лишь трех-ходовые карты, что лишает тебя какой-либо гибкости при перемещении.

В остальном все хорошо, прекрасная маркиза. Так держать.

Рецензия на Gremlins, Inc. - фото 13
Комментарии 66
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь
Vladimir  Sedinkin
Vladimir Sedinkin
Хочу.)