Рецензия на Gray Dawn
1920 год, огромный дом при церкви где-то в английской глубинке. Святой отец Авраам, судя по всему, уже не в первый раз слушает по радио обвинения в свой адрес — там утверждают, что по вине священника погиб мальчик Дэвид. Якобы Авраам пытался провести обряд экзорцизма, чтобы изгнать из ребенка какого-то черта, но все пошло не по плану, и мальчик неожиданно умер.
Уже через пять минут начинает твориться сущая дьявольщина: голосом диктора, кажется, говорит сам Сатана, всюду кровь и какие-то странные кролики. Авраам бросается к висящему на стене кресту, чтобы помолиться, и его отпускает. Тем временем за стеной, в большом зале, с первого этажа тянутся жуткие щупальца, идет дождь из жаб, а страшная статуя требует от героя «крови и плоти Христа».
В «Мнении» по поводу демоверсии Gray Dawn я написал, что авторы этой игры отчаянно пытаются заигрывать с метафорами, однако ни одна из них по отдельности ничего не объясняет даже тем, кто хоть как-то разбирается в религии. Полная версия Gray Dawn доказала, что и цельной картины эти метафоры создать не способны — стальная статуя жабы, требующая «крови и плоти Христа», то есть вина и освященного хлеба, так и осталась просто стальной статуей.
Из такого символизма полностью состоит вся игра. Дождь из жаб и нашествие саранчи, которое главный герой наблюдает позднее, — очевидный намек на египетские казни. Обезглавленная статуя Христа и библиотека, полная книг «Гибель Бога», — понятные проделки дьявола. И в именах персонажей — Руфь, Дэвид (Давид), Авраам и так далее — нет никакой загадки, все они знакомы тем, кто читал Библию.
Проблема только в том, что почти все эти отсылки не имеют никакого значения в самой Gray Dawn и не дают понять, что с их помощью собирались сказать разработчики.
Кроме того, у Interactive Stone крайне странные представления о религии в целом. Понятно, что тот огромный дом, где находится главный герой и где происходят все основные события игры, с реальным миром связан мало — при этом Авраам этому внимания не уделяет, его эти дьявольские голоса вполне устраивают. Священника, впрочем, смущает другое: время от времени он будто бы теряет сознание и переносится в другой мир — еще менее реальный.
Сперва Gray Dawn чуть ли не открыто говорит, что этот дивный новый мир — Румыния, где Дэвид жил до того, как познакомился с Авраамом (их встреча — отдельный твист). Окружение это только подтверждает: католические церкви сменяются православными, появляются персонажи в одеждах со славянскими мотивами, всюду возникают иконы, которые можно увидеть, например, в российских храмах.
Кроме того, несколько раз священник становится свидетелем похорон, проходящих именно по православному обычаю — с отпеванием и размещением гроба в доме.
И потом начинается мешанина. Откуда в игре католицизм, можно понять — Авраам из Англии. Он, конечно, мог и протестантом оказаться, но ритуал экзорцизма он проводит именно католический. Откуда там православие, тоже ясно — 80% населения Румынии православные. А откуда в мире Дэвида взялись статуи древнеегипетских богов? А языческие тотемы? А совершенно неожиданный момент, в котором герой крафтит себе крылья Икара и практически повторяет глупый поступок древнегреческого мифологического персонажа?
Gray Dawn — это пазл, детали которого не соединяются друг с другом, поэтому и целой картины не видно. Она, может, и есть, но только в головах у сотрудников Interactive Stone, а игроки, видимо, должны додумывать что-то свое в силу собственных знаний.
Под всем этим религиозным символизмом скрыт весьма простой и предсказуемый сюжет. Рассказать про него без спойлеров не выйдет, но и вообще забить на это дело тоже нельзя, потому что история — единственная причина, по которой вообще следует играть в Gray Dawn. Так что вот отдельный блок, в котором я постараюясь к тому же выстроить теорию о происходящем в игре.
Осторожно, сюжетные спойлеры!
В финале выясняется, что Авраам вместе со своей возлюбленной Александрой усыновил Дэвида, который жил в приюте где-то в Румынии. В один из дней мальчик действительно погиб, но не во время обряда экзорцизма — его насмерть сбила машина, за рулем которой сидел святой отец. Александра от горя покончила с собой, а священник попытался сохранить тело мальчика, поместив его в ванную, полную льда. Когда он наконец осознал, что натворил, то повесился на одном из деревьев.
Вероятнее всего, оба мира — и Англия, и Румыния — созданы сознанием священника в последние мгновения его жизни, на основе воспоминаний. Всю игру Авраам хочет отыскать Дэвида — по мнению героя, мальчик просто убежал из дома. Так проявляется желание вернуть мальчика к жизни. В то же время святой отец винит себя в гибели Дэвида, и эта вина создает в сознании героя те самые дьявольские голоса и видения.
Фантастическая Румыния, в которой переплелись сразу несколько религий и мифологий, — для Авраама нечто вроде рая, где он старается отыскать среди разных конфессий подходящий для себя «способ» раскаяться. Отсюда и вся эта мешанина из египетских казней, католицизма, статуй Анубиса и Гора, крыльев Икара, православия и так далее.
Впрочем, это лишь попытка упомянутую мешанину объяснить. Сомневаюсь, что я хоть немного приблизился к истинному значению символов, которым нашлось место в Gray Dawn.
Конец спойлеров.
Да, все верно: история — пожалуй, единственная причина играть в Gray Dawn. Еще поводом может послужить то, как игра выглядит. А выглядит она великолепно. И дело не в технологии, а в работе художников. Или художника — ведь в студии Interactive Stone работают всего три человека, и, скорее всего, все они делают что-то свое. Вот тот, кто придумал и нарисовал восхитительные декорации, — большой молодец.
А тот, кто отвечал за геймплей, — нет. По сути, Gray Dawn — симулятор ходьбы вроде SOMA или Amnesia: The Dark Descent, с редкой возможностью где-нибудь покрутить вентиль и нажать на кнопку. Чаще всего это нужно для решения простенькой загадки — настолько простенькой, что игра зачастую сама наталкивает игрока на верное решение, ограничивая количество действий на локации. И проходится Gray Dawn часа за четыре максимум.
Interactive Stone называет свою игру религиозным хоррором, однако пугать особо не спешит. В Gray Dawn нет скримеров и визуально отвратительных сцен — если эта история и сможет вас напугать, то лишь из-за того, как вы сами воспринимаете религию и относитесь к религиозным традициям. Ждать от нее увлекательного геймплея тоже не стоит, как и вразумительных объяснений. Разве что православная тематика может привлечь — о ней в играх ведь и впрямь почти не говорят.