Рецензия на Get Even

**Важно:**эта рецензия была опубликована до того как автор закончил игру и содержала неточности. Перед вами окончательная версия текста с финальной оценкой.
Get Even — попытка относительно безызвестного польского коллектива The Farm 51 выбиться в люди. Студию основали бывшие сотрудники People Can Fly, той самой, которая стояла у истоков жанра «польского шутера», со своей серией Painkiller, но за свою они успели отличиться лишь посредственной NecroVision и не самой удачной Painkiller: Hell and Damnation. Послужной список весьма сомнительный, но Get Even, кажется, сможет подправить репутацию студии.

Поляки поняли, что «мясные» шутеры от первого лица сегодняпревратились в достаточно узкий жанр, в котором нет смысла соперничать с Bethesda. Так что для своего амбициозного возвращения после нескольких лет молчания они решили попробовать что-то новое. В тренде теперь хорроры и «симуляторы ходьбы», и именно к этому поезду прицепилась The Farm 51. По крайней мере, попыталась, жанровое самоопределение у Get Even получилось расплывчатым. Она жонглирует клише и штампами из разных жанров, переплетая их в не самую оригинальную, но крепкую и самобытную историю.
Игра то воображает себя Resident Evil 7, то встает на рельсы симулятора ходьбы про поиск утраченных воспоминаний, то вообще принимается неловко, но узнаваемо подражать Tom Clancy’s Splinter Cell: Chaos Theory. Ах да, и все это приправлено детективным элементом Batman: Arkham Asylum.
Несмотря на то, что сами создатели позиционируют Get Even как психологический «хоррор-шутер от первого лица», более верной характеристикой будет «фантастический приключенческий хоррор», потому что со стрельбой здесь все не очень хорошо, а вот элемент тайны и всякая жуть поставлены хорошо. Все элементы нанизываются на геймплейную основу «симулятора ходьбы» — герой умеет бегать и пригибаться, но не способен прыгать и карабкаться, так что большую часть времени вам придется передвигаться медленным шагом или красться. Очевидно, это было необходимо для поддержания необходимого напряжения, но от этого сильно страдает динамика стрельбы.

Это точно не чистые ужасы, как та же недавняя Outlast 2, — действие происходит в зловещей заброшенной психиатрической лечебнице, но вас то и дело будут вырывать из обшарпанных коридоров в более светлые и безопасные места.
И это самая сильная сторона здешней режиссуры. Каким бы страшным ни был хоррор, к концу его эффект всегда выветривается, игрок просто устает бояться и привыкает к расчлененным трупам и крови на стенах. А в Get Even ужас подается дозированно, с перерывами, и от этого держит куда крепче.
Впрочем, самый страшный участок все равно ждет игрока в первые полтора часа, эту «болезнь» жанра не поправишь, наверно, ничем. Все потому, что только здесь включается страх неизведанного, заставляющий пугаться каждой тени просто потому, что ты не знаешь, может ли в ней что-то прятаться или нет.


Сюжета коснусь максимально кратко, без спойлеров, но несколько вещей отметить все же стоит. В центре истории некий Коул Блек, который помнит только собственное имя и то, что пытался спасти какую-то похищенную девушку. Его запирают в покинутой психиатрической лечебнице, надевают на глаза странный VR-шлем и предлагают пройти серию тестов, которые помогут восстановить память.
Шлем способен погружать человека в симуляцию его воспоминаний — таинственный доктор развесил по всей больнице фотографии, газетные вырезки и аудиозаписи, из которых, в теории, должна выстроиться цельная картина прошлого.
И наш герой покорно соглашается. Его не беспокоит, что в рамках «терапии» ему приходится шататься по заброшенной (на самом деле не совсем) психушке, в которой пациентов когда-то содержали в близких к нечеловеческим условиях. Его не беспокоит и то, что голос, который выдает задания, звучит жестоко и пристрастно даже сквозь искжения. Его даже не беспокоят странные, чужие галлюцинации. И чем дальше — тем меньше в нем страха и сомнений, ведь постепенно проступающая история его жизни оказывается полной загадок, недосказанностей и интриг, которые до последнего не укладываются в единую картину.
[Фрагмент обновлен]
Сценарист Get Even заслуживает премии или, по крайней мере, признания — настолько умной и насыщенной, но при этом приземленной и живой фантастической истории я давно не видел не только в играх, но и, пожалуй, в кино. Коул Блек не просто узнает что-то новое о своем прошлом, а развивается как личность, перенимая все больше контроля над ситуацией по мере того как к нему возвращается память. Вместе с ним меняется и мир — многообразие жанров, которыми жонглирует The Farm 51 подстраивать темп и стиль игрового процесса под нужды истории, а не загонять его в рамки выбранной формулы.
Страшные эпизоды в лечебнице не чередуются с воспоминаниями, а точечно разбавляют погружения в детективный клубок, чтобы добавить напряжения и немного сменить темп — ничто так не прочищает голову, как небольшой всплеск адреналина.
История Коула Блека, его работы и его бывших коллег хитро закручена, но, что особенно важно, никакого «рояля в кустах» в конце нет — ко неожиданным поворотам можно отследить намеки на всем протяжении игры.
[Оригинальный текст]
Сценаристам удалось отлично передать изменение и развитие персонажа, что довольно редко встречается в играх. К тому же, в прошлом Коула разворачивается настоящий шпионский детектив, за которым действительно интересно следить. Лично меня эта часть истории зацепила сильнее всего.



В большинстве уровней-воспоминаний игра превращается в примитивный, но удивительно сбалансированный стелс-экшен. Коул не умеет прыгать и лазать, что ограничивает возможности импровизации, но зато отлично экипирован и всегда есть вариант расстрелять врагов открыто.
Главный друг нашего героя — его чудо-смартфон. Высокотехнологичный армейский прототип оснащен мощным ультрафиолетовым фонариком, тепловизором, картами с детектором движения и сканером улик (прямо как у Бэтмена!). Но главная его суперспособность в том, что за всю игру он вообще не разряжается и ни разу не теряет сеть, вот где настоящая фантастика!
Коммуникатор остается с нами и в прошлом, и в настоящем, но в воспоминаниях к нему присоединяется очень крутая пушка «Корнерган». Это перископическая рукоять для пистолета и пистолета-пулемета, которая позволяет стрелять из-за угла. А видоискателем ему служить все тот же смартфон — почему такой штуки раньше нигде не было? Кроме того, присутствует богатый арсенал другого оружия, которое открывается за пройденные на 100% главы.

[Обновленный текст]
Поляки, от которых мало кто ожидал чего-то стоящего, смогли создать по-настоящему талантливую игру. Get Even можно упрекнуть в отсутствии оригинальности, но отсылки и заимствования к популярным играм и фильмам переосмыслены и скомпилированны достаточно самобытно, чтобы их можно было простить. Я не буду называть произведения, из которых очевидно черпает вдохновение сюжет — это будет слишком большим спойлером.
Впрочем, проходить Get Even рекомендуется в один — максимум два захода, иначе напряжение успевает рассеяться, и эффект немного портится, но не сильно. Проблема в том, что это достаточно трудно сделать, игра длинная для своего жанра, на полное прохождение у меня ушло около 12 часов.
[Оригинальный текст]
К сожалению, по отдельности части игры выглядят куда лучше, чем в составе цельного произведения. В Get Even чувствуются отличные задумки, но реализации не достает элегантности и полировки.
Нет, я не почувствовал, что Get Even «расслаивается» и распадается на части — два плана повествования влияют друг на друга и рассказывают общую историю. Дуэт у них, правда, получается не очень стройный, сюжетные линии так и норовят перехватить инициативу.
Постоянное чередование «чертогов памяти» и реальности сильно сбивает темп, и далеко не всегда получается нормально перестроиться. К тому же, к третьему акту игра как будто устает от истории с жуткой психбольницей и максимально сокращает перерывы между погружениями.
А на графику хочется пожаловаться. Я понимаю, что странно придираться к маленькой польской студии, но на PlayStation 4 Get Even выглядит очень плохо. Вроде и дизайн хороший, но в деталях все очень грустно — единая мутная текстура земли в открытых локациях, картонная трава, минимум анимированных лиц — в большинстве катсцен персонажей вообще заменяют дрожащими статичными проекциями (неплохое оправдание, но все равно это не дело). Хотя, возможно, так она пытается сломать четвертую стену, вызывая у игрока ощущение, что он вернулся в прошлое.
Get Even не лишена слабостей: у нее достаточно вялая стрельба, предсказуемый хоррор и посредственное техническое исполнение, но сюжет и режиссура позволяют сделать скидку. Кажется, примерно так должен выглядеть интерактивный триллер — геймплей подстраивается под сюжет, но не отходит на третий план, как у Quantic Dream или Telltale. Кроме того, решения и действия игрока действительно что-то значат — от того, как вы взаимодействуете с окружением и какой стиль прохождения выбираете зависит исход игры (небольшой спойлер, лучше убивать как можно меньше).
Главное здесь — не заскучать в первые полтора-два часа, пока история разгоняется и постепенно приоткрывает свое истинное лицо. И еще, любители Outlast и Soma могут сразу идти мимо, реальной жути в игре почти нет, да и суммарно все эпизоды в коридорах лечебницы уступают по времени расследованиям, стелсу и перестрелкам.
