07 октября 2020Игры
Обновлено 08.03.2023

Рецензия на Genshin Impact

Genshin Impact сразу после выхода стала невероятно популярной — больше 23 миллионов загрузок на одни только смартфоны, а ведь она вышла также на PC и PS4! Успех игры для кого-то может стать удивительным, однако знакомые с мобильным рынком люди, думаю, прекрасно обо всем догадывались заранее. Genshin Impact — не первая игра студии MiHoYo, до нее разработчики выпустили как минимум весьма успешную Honkai Impact 3rd, которая живет и развивается вот уже четыре года.
Genshin Impact сразу после выхода стала невероятно популярной — больше 23 миллионов загрузок на одни только смартфоны, а ведь она вышла также на PC и PS4! Успех игры для кого-то может стать удивительным, однако знакомые с мобильным рынком люди, думаю, прекрасно обо всем догадывались заранее. Genshin Impact — не первая игра студии MiHoYo, до нее разработчики выпустили как минимум весьма успешную Honkai Impact 3rd, которая живет и развивается вот уже четыре года.

Genshin Impact, впрочем, игра совсем другого порядка — она действительно куда ближе к классическим AAA-играм западных разработчиков, чем любая мобильная игра азиатских студий. И да — она действительно напоминает The Legend of Zelda: Breath of the Wild, но плагиатом (или клоном) Genshin Impact назвать все-таки сложно. И вот о том, чем же эту игру следует называть, мне и хочется поговорить.

Genshin Impact — что это вообще такое?

Для начала давайте определимся с жанровой принадлежностью игры. Некоторые сайты почему-то указывают в графе «жанр» MMORPG, и это в корне неверно. Даже Warframe и Destiny куда больше подходят под этот жанр — там вы как минимум в хабе людей встречаете, плюс на уровнях можете пересечься. В Genshin Impact же большая часть игры — это однопользовательский приключенческий экшен с открытым миром и возможностью игры в кооперативе. Причем кооператив здесь реализован не в лучшем виде, но к этому мы вернемся чуть позже.

Вторая по важности жанровая характеристика Genshin Impact — это «гача». Если вы не следите за рынком мобильных игр и не знаете, что это такое, ничего страшного. «Гача», она же gacha — это термин, восходящий к японским капсульным машинам «гачапонам». Означает он буквально следующее: вы платите определенную сумму, крутите ручку и смотрите, что вам выпало. Де-факто это такие лутбоксы на азиатский манер, только вместо раскрасок для оружия из них выпадают анимешные персонажи.

Гача-игры нереально популярны и приносят совершенно безумные деньги. Fate/Grand Order, например, стабильно висит во многих топах по количеству прибыли. Причина банальная — желание игроков вытащить во-о-он того персонажа.

На этом и строится большая часть всех гача-игр. Вы крутите внутриигровую рулетку за определенную валюту, прокачиваете полученных персонажей и с их помощью проходите уровни. Персонажи, в свою очередь, разделены по редкости — от одной до пяти (реже шести) звезд. Редкость, в свою очередь, влияет на шанс выпадения персонажа из этой самой гачи. Чем круче герой, тем выше его «звездность» и тем ниже шанс достать такого персонажа. Обычно шансы выпадения крутятся в районе 1-2% для самых редких героев, хотя бывают и перекосы. В Granblue Fantasy, к примеру, шанс на выпадение SSR-персонажа равен 3% в обычное время и 6% во время особых событий два раза в месяц, а в той же Fate/Grand Order шанс выпадения «пятизвездочного» Слуги составляет 1%. Причем это ОБЩИЙ шанс выпадения — если вы целитесь в какого-то конкретного героя, то там шансы измеряются уже сотыми и тысячными долями.

Собственно, как раз с этой самой «гачей» в Genshin Impact все не очень весело. Базовый шанс на получение «пятизвездочного» героя — 0.6%, плюс один гарантированный «пятизвездочный» предмет (не обязательно герой!) каждые 90 прокруток и гарантированный «четырехзвездочный» предмет за каждый 10-draw (то есть единовременный «поворот» рукоятки гачапона на 10 единиц). Это катастрофически маленький шанс, хотя я лично был свидетелем того, как человек за одну-единственную прокрутку баннера для новичков достал два «пятизвездочных» и одного «четырехзвездочного» героя (сам я за 70 прокруток ни одной «пятерки» не достал, да). Тут уж все зависит от чистой удачи.

Поэтому, если вы вдруг думали, как авторы собираются отбивать стоимость разработки игры, ответ перед вами. Хочешь лимитированного героя? Или гринди до посинения, или плати. Хочешь героя с поднятым шансом выпадения? Или гринди, или плати. Если вам такой подход кажется вопиющей наглостью и наглой попыткой выкачать с игроков деньги, то играть в Genshin Impact, скорее всего, не стоит.

С жанром разобрались, но как Genshin Impact играется?

Несмотря на довольно низкие шансы дропа, игра вас тем не менее не будет ограничивать и заставлять крутить гачу до посинения, пока вы не вытащите персонажа Х. Весь «Геншин» можно пройти группой халявных персонажей, которых вы получите в первые несколько часов игры, плюс за те же первые часы вам подкинут достаточно внутриигровой валюты, чтобы вы могли испытать удачу в гаче. Если вам принципиален именно геймплей, а не коллекционирование всех героев, проблем возникнуть не должно.

У вас есть большой открытый мир, сделанный в лучших традициях «Скайрима» и последней «Зельды», а еще — вроде бы простая на первый взгляд боевая система и группа из четырех персонажей, которыми вы и исследуете мир игры.

Особенность здесь заключаются вот в чем. Помните мемную фразу «See the mountain? You can climb it»? Вот в Genshin Impact вы буквально можете взобраться на любую гору, которая находится в пределах игровой карты. А потом разбежаться, прыгнуть и пролететь еще несколько километров с помощью планера. А под конец, когда выносливость уже заканчивается, — спрыгнуть на голову ничего не подозревающим врагам и устроить ад.

Боевая система в «Геншине» — без шуток — двухкнопочная, но это, во-первых, не то чтобы проблема, а во-вторых — дурное наследие мобильных игр. И в-третьих, на деле все играется гораздо лучше, чем звучит. Даже с таким минимумом игра умудряется выдавать неплохой экшен, ведь у вас есть разница между слабыми и сильными атаками, есть разница между обычным «нажатием» скилла и его удержанием, а еще — ультимативные способности. Плюс рывок, который позволяет уклоняться от атак врагов, и возможность в любой момент боя переключиться на ЛЮБОГО из персонажей в вашей группе.

Вот на последней механике строится очень многое. Вашего героя основательно побили, но бой еще далек от завершения и сбегать не хочется? Переключаемся на «лекаря», восстанавливаем здоровье, переключаемся обратно и заканчиваем бой. Врагов слишком много? Запустили одну АоЕ-способность, активировали следом вторую от другого героя — и наблюдаем за фейерверком из спецэффектов. Враг пытается применить особый навык? Переключаемся на персонажа-лучника и бьем в уязвимую точку, что срывает противнику каст и заставляет его пересмотреть свои планы на жизнь.

И, наконец, взаимодействие стихий. Та фишка, которая, по сути, превращает эту игру в реалтаймовую версию Divinity: Original Sin.

В игре семь разных элементов, и каждый как-нибудь образом взаимодействует с другим. Вода тушит огонь, молния электризует воду, ветер разносит пламя и так далее. Правильная комбинация элементов — это залог быстрой, красивой и яркой победы над противником, а также ключевой путь к выживанию в некоторых схватках. Скажем, враг укрылся за огненным щитом? Тушите его к черту, пусть тонет! А сверху можно еще и электричеством бахнуть, чтобы начал дергаться в припадке. Враг стоит в воде? Замораживайте на здоровье!

Эта особенность придает игре необходимую, не побоюсь этого сказать, тактическую глубину. Чем неделю долбить врага слабыми атаками в попытке сломать его щит, лучше просто переключитесь на героя с нужным элементом и взорвите противника! Причем игра сама постоянно подталкивает вас к этому, регулярно подкидывая врагов с разными элементами, а также постоянно пичкая головоломками.

Последние, скажу честно, стали для меня полной неожиданностью. Как говорят мои друзья (и они, замечу, совершенно правы!), в гача-игры приходят не думать, в них приходят весело деградировать. И вот чего ты никак не ожидаешь от такой игры, так это многоступенчатого пазла с элементами ориентирования на местности, головоломками и сражениями на время в духе «у тебя сорок секунд на то, чтобы закопать вражескую армию».

Головоломки и исследование мира в целом — это вторая крутая фишка Genshin Impact после сражений. Игра не водит вас за руку — более того, она поощряет вас, если вы бродите по лесам в поисках сокровищ, руин и всяческих испытаний.

Нашли сундук? Вот вам чуть-чуть валюты для гачи. Выполнили испытание? Держите еще. Нашли случайный квест, который привел вас к спрятанному сокровищу? Получите свою валюту, артефакты для героев и много чего еще. Плюс можно еще собирать коллекционные предметы, которые в Genshin Impact нужны, чтобы прокачивать особые статуи. Это дает вам бонус к выносливости, поэтому пренебрегать ими не стоит. Больше выносливости — можно дольше бегать, карабкаться и плавать, а в исследовании мира это все-таки важно. Единственное, что будет прям заставлять вас бегать, — это побочные и сюжетные квесты, но их пока относительно немного.

Про сюжет, квесты и принудительный гринд

Сюжет в Genshin Impact есть, и по меркам большинства гача-игр он даже неплох. Двое Путешественников, брат и сестра, попадаются в лапы какому-то… богу, видимо, и один из них остается у него в плену. Второго Путешественника безжалостно вышвыривают подальше, после чего он обнаруживает себя на берегу незнакомого континента. Обязательного для многих подобных завязок маразма у героя нет, зато есть цель: найти пропавшего родственника.

Сюжет не то чтобы выдающийся, но как минимум неплохой историю назвать можно. Отдельно, правда, веселит тот факт, что злодеи как минимум пролога — это типичные злые русские из страны под названием Снежная (!). Хорошо хоть без ушанок и yadernaya balalaika.

Впрочем, у сюжета (и квестов в целом) есть другие проблемы. Злые русские это ладно — в конце концов, авторы в любом случае разрешат посетить Снежную и там окажется, что не все персонажи сволочи и гады, но это будет еще нескоро. Основная проблема в том, что «Геншин» сейчас и через условные два-три года — это две большие разницы. Сейчас в игре два просторных города и их окрестности, всего же поселений планируется как минимум семь.

Успех игры — а она уже сейчас весьма успешна (60 миллионов долларов за первую неделю!) — дает гарантию того, что контент авторы будут добавлять, причем довольно быстро и в больших количествах, ведь аудиторию удерживать нужно. А пока контента нет, вы можете заняться… гриндом.

И вот гринд выполнен просто в худших традициях мобильных игр. Опять же, если вы знакомы с другими мобильными гача-играми, то прекрасно знаете, чего ждать от «Геншина». Если нет, давайте разбираться.

Для начала — прокачка героев и оружия. Помимо банальных уровней у героев есть «ранги возвышения», они же «анкапы» — то есть определенные точки развития, на которых повышение уровня замораживается. Чтобы получить возможность усиливать героя и дальше, вы должны потратить определенное количество ресурсов и денег. Часть из них добывается с монстров в открытом мире, часть же можно получить только с элитных противников и подземелий. И вот тут игра демонстрирует свое истинное лицо — лицо азиатской гача-игры, которая вытрясет из вас всю душу и все свободное время.

Накопать ресурсы — самое простое. Нашел точку, где есть нужные материалы, поставил пометку на карте, раз в пару (реальных) дней пришел и выкопал. Набить монстров — тоже легко, их много бегает. А вот элитные противники и данжи — совсем другое дело. Чтобы получить с них дроп, мало просто пройти их — еще нужно вложить определенное количество энергии. Энергии вам дается 120 единиц по базе, зачистка данжа стоит 20, зачистка элитного врага — 40, восстанавливается она долго (восемь минут на одну единицу!). И чем дальше, тем больше ресурсов нужно на одного персонажа.

Кроме того, ваш прогресс тормозит система ранга приключений (читай — ранг аккаунта). Эти ранги обсчитываются отдельно от опыта персонажей, и на них завязано примерно все. Сюжетные и побочные задания требуют определенный ранг приключений, улучшение героев выше определенной точки требует ранг приключений, данжи и рейдовые боссы тоже требуют ранг приключений.

Пожалуй, именно такое искусственное растягивание игрового времени — главная проблема большинства гача-игр и Genshin Impact в частности. Она принуждает вас фармить (а ранг приключений фармится очень медленно!), тормозит развитие ваших героев, держит вас на одной точке и не позволяет двигаться дальше. По сравнению с этим, невезение в прокрутке гачи — это так, житейское дело.

Именно это и не позволяет Genshin Impact стать нормальной ААА-игрой. Она всего лишь пытается быть похожей на нее, но все еще остается «гачей». Не будь этих дурных ограничений, я бы без шуток донатил в «Геншин» как сумасшедший, но не судьба.

Про кооператив и остальное

В начале статьи я обещал подробнее рассмотреть кооператив — и пора бы уже этим заняться. Кооп здесь нужен в основном для групповых походов на всяких боссов. Можно, конечно, и толпой бегать по миру, убивая всех подряд, но изначально кооперативный режим под это НЕ рассчитан. Поясню, почему так считаю.

Дело в многочисленных ограничениях. Игрок-хост обладает полной властью над сессией, а у тех, кто к нему подключился, никаких прав нет. Открывать журнал квестов нельзя, открывать сундуки — тоже, даже подбирать коллекционные предметы не дают. Кооператив действительно нужен для быстрого убийства боссов и все. Да, можно делать это и в одиночку — благо всех боссов можно без проблем убить и так, — но в кооперативе это быстрее, проще и гораздо веселее. Плюс думать нужно меньше.

Еще на данный момент (начало октября) кооператив работает плохо. Иногда можно наблюдать идеальные соединение и синхронизацию, но нередки и случаи откровенно ужасного коннекта. Телепортирующиеся персонажи и противники, тупящие враги, рассинхронизация — в общем, все прелести кривого неткода.

А вот к чему придираться не хочется вообще, так это к внешнему виду и к музыкальному сопровождению. Игра выглядит безумно красиво — даже не верится, что это Unity! Причем картинку игра выдает хорошую что на PC, что на телефонах, да и оптимизация отличная. За неделю игры я практически не встречал багов (почти все — в кооперативе), а видеокарта на максимальных настройках почти не нагревалась и вообще вела себя тихо и смирно. И это при условии, что весь мир игры открыт сразу, и вы из одного конца гигантской локации можете увидеть другой. Словом, тут я ни слова плохого не могу сказать — работа проделана титаническая.

Музыка в игре тоже отличная: авторы записывали ее совместно с оркестром, и получилось очень круто. Сопровождение почти всегда попадает в «настроение» локации, кажется уместным и в откровенно европейском Мондштате, и в «китайском» Ли Юэ. Интересно, как будет «звучать» третий — по слухам, японский — город и та же страна Снежная.

Выводы

Ситуация с Genshin Impact неоднозначная. С одной стороны, неплохой базовый геймплей. Исследование мира, битвы с противниками и довольно интересные (и местами многоступенчатые!) квесты вполне себе тянут на крупный релиз. Выглядит как конкурент выходящей в декабре Immortals Fenyx Rising, ведь жанр похожий, только у «Геншина» есть почти два месяца форы и условно-бесплатная модель распространения.

С другой стороны, типичные проблемы мобильных игр и механика «гачи», которые наверняка окажутся неприемлемыми для многих. Подобного рода проекты рассчитаны на то, что игрок будет заходить на полчаса каждый день, фармить «дейлики» и уходить — это понравится не всем. К тому же пополнение списка героев привязано к жесточайшему рандому — а все мы знаем, как большинство игроков реагирует на лутбоксы.

Тем не менее Genshin Impact — релиз любопытный. Это все еще мобильная игра азиатских разработчиков, но ее амбиции прямо указывают на то, что авторы намерены покорять и западную аудиторию тоже. Тем более что тех, кто играет на «больших» платформах, вниманием обделять явно не собираются. И опыт, и деньги на развитие игры у MiHoYo есть, осталось лишь понять, куда это все двинется дальше. Патч 1.1 не за горами, и примерный вектор развития игры можно будет увидеть совсем скоро.

Комментарии 77
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь
Сергей Козорез.rf86w
Сергей Козорез.rf86w
вы еще забыли упомянуть что игра озвучена на множество языков (в том числе японский и английский). и есть полностью русскоязычный интерфейс и субтитры! что для азиатской (а тем более мобильной) игры - вообще уникально! :) я например давно следил за проектом, знаю Михойо еще по Хонкаю и безумно рад за ребят что у них получилось :) красивая, стильная игра. играется легко и непринужденно, прекрасная музыка, интересные персонажи, неплохой и забавный сюжет... поверьте Геншин только разгоняется! :) это же Михойо - они еще нас удивят. конечно гача-систему мало кто любит. но если ты играл хоть в одну мобилку, тебе не привыкать к боли :Д игра очень нравится. и вас никто не заставляет сильно донатить чтоб играть.хотите донатьте, хотите нет - ваше право. я бы посоветовал ее тем игрокам, кто хочет просто побегать по интересному миру, и при этом бесплатно, но с сюжетом и красивыми боями :) ну и кто просто любит подобную тему. мне например нравится очень (пусть моя Джинн, так ко мне и не пришла). так что наблюдаю и жду попасть в Снежную. говорят там царица, ух!! зашатаешься :Д