Рецензия на Finding Paradise
ДИСКЛЕЙМЕР
Если вы не хотите портить себе впечатление, то лучше прямо сейчас закройте эту рецензию и поспешите запустить игру, благо ее можно пройти за один вечер. Все-таки заранее лучше не знать никаких лишних подробностей. А еще обязательно пройдите To the Moon с двумя бонусными эпизодами, если еще этого не сделали, и A Bird Story, чтобы в итоге все события сложились в цельную картину.
Мир Finding Paradise не отличается от нашего, за исключением одной особенности — в нем можно исполнить любые мечты. Да-да, все так, совершенно любые! Скажите спасибо Sigmund Corporation и ее новейшим технологиям.
Хотите быть известным? Не вопрос! Богатым? Запросто! Прожить счастливую жизнь без сожалений? Ну, с этим могут возникнуть проблемы, но для специалистов из «Зигмунда» нет ничего невозможного.
Только мир игры — не утопия, потому есть несколько важных ограничений. Во-первых, ваша мечта исполнится только у вас в голове посредством перезаписи воспоминаний. Во-вторых, из-за большой нагрузки на мозг подобное возможно реализовать только в последние минуты жизни пациента. Уже сама концепция игры противопоставляет высокие фантазии и безжалостную реальность. И этот конфликт, показанный еще в To the Moon, в Finding Paradise приобретает новые оттенки.
Мы снова играем за инфантильного Нила Уоттса и рассудительную Еву Розалин, которые в очередной раз взялись исполнить последнюю волю своего пациента — Колина Ридса. Далеко не первая процедура на их счету, но в этот раз даже само желание необычное — изменить что-то важное, не меняя при этом почти ничего. Тут и начинается история о жизни человека, рассказанная устами сторонних наблюдателей.
Вместо линейного повествования от старости к детству из To the Moon разработчики выбрали другой подход: новая игра постоянно прыгает от более позднего эпизода к более раннему, словно закручиваясь в спираль. Подобный подход дарит свежие ощущения, однако нововведения этим не ограничиваются. Freebird Games снова показала чудеса владения RPG Maker, выжав из него, наверное, даже больше доступного. На все эти пиксельные пейзажи и интерьеры очень приятно смотреть. Даже шутки ради добавили кастомизацию персонажей. Нил с бородой и Ева в розовых носках — просто нечто!
Кстати, о главных персонажах. Химия между ними стала еще сильнее. Они постоянно шутят, спорят по поводу и без, не упускают возможности припомнить неприятные случаи из жизни каждого, но при этом безоговорочно доверяют друг другу и всегда готовы прийти на помощь. Без труда верится, что перед вами профессионалы своего дела, которые каждый день сталкиваются с самыми отчаянными желаниями людей, но сохраняют человечность. Правда, есть один нюанс: если в первой части авторы уделяли внимание и тому, и другому герою, то теперь на первых ролях явно выступает доктор Уоттс, у которого, скажем так, свои мотивы и планы.
И если рассматривать техническую, сюжетную и даже концептуальную стороны игры, то она во всем будет лучше своей предшественницы.
Finding Paradise расширяет границы собственной вселенной, вводит новых персонажей; жизненный путь пациента никоим образом не перекликается с судьбой Джонни из To the Moon, о вторичности не идет и речи. Игра задает сложные, неудобные вопросы, ставит под сомнение саму необходимость «исполнителей желаний». И все бы хорошо, но…
Давайте начистоту: лично мне To the Moon, как, думаю, и многим другим, полюбилась вовсе не за оригинальность идеи или шуточки. Она задевала внутри что-то важное и сокровенное, из-за чего к глазам подступали слезы, а в горле образовывался ком. Сочетание сюжета, образов и музыки обволакивало сердце и заставляло задуматься о собственной мечте. Да, сопли и сантименты, но после игры не стыдно было хотя бы на чуть-чуть их себе позволить.
Так что же, Finding Paradise в попытке стать умнее и необычнее растеряла в пути все эмоции и чувства? Отнюдь. Она использует точно такие же приемы, чтобы достучаться до наших сердец, в ней точно такая же мелодичная музыка, а момент с вокальной композицией Лауры Шигихары точно так же бьет в самое уязвимое место души.Точно так же, смекаете? Может, следующая фраза будет звучать как придирка, но быть просто «точно такой же» мало для шести лет разработки. И не то чтобы A Bird Story создала завышенные ожидания, просто To the Moon была слишком волшебной, чтобы не влюбиться в нее. Только во второй раз одни и те же трюки уже не удивляют.
Ведь игровая индустрия не стояла на месте. В 2011 году выпустить игру с упором на историю и почти без геймплея казалось чем-то немыслимым, почти вызывающим, а сейчас это в порядке вещей. Более того, разработчики понемногу учатся сочетать игровой процесс с сильными, пронзительными сюжетами. Давайте вспомним только некоторые примеры:
- Night in The Woods показала упадок маленьких городков Америки глазами потерянных в суете, череде проблем и неопределенностей антропоморфных животных;
- The Talos Principle, словно некий философский трактат античной эпохи, демонстрировала интересный взгляд на вопросы человеческого бытия и сознания;
- Transistor сочетала музыку, уникальный мир и дизайн ради одной истории любви, параллельно умудряясь мелкими деталями раскрывать свой сеттинг и персонажей;
- What Remains of Edith Finch рассказала притчу о смерти, при этом для каждой новой истории вводя уникальную игровую механику.
И выходом Finding Paradise разработчики как будто говорят всем нам: «Привет, давно не виделись. У нас тут второй эпизод нашей истории вышел, сыграйте в него, он классный, мы старались».
И да, черт подери, он классный, трогательный, красочный, красивый, мелодичный и еще десятки эпитетов! Но все они относятся именно к тому самому второму эпизоду небольшой вселенной, но не ко второй части, вышедшей спустя шесть лет после оригинала.
Кроме того, я не могу не придраться к образам и символам Finding Paradise.
ОСТОРОЖНО, СПОЙЛЕРЫ!
В истории Джонни и Ривер из To the Moon использовались достаточно простые, но необычные метафоры, которые в определенный момент складывались воедино и попадали в цель. Бумажные кролики как воплощение Луны. Игрушечный утконос — любимая игрушка Ривер в детстве. Маяк — звезды в ночном небе. Все это имело непосредственное отношения к героям, и когда истинный смысл всех образов раскрывался, тяжело было остаться равнодушным.
Finding Paradise работает на более тонком уровне. Пожалуй, самым важным предметом в сюжете о Колине, его жене Софии и кое-ком еще будет небольшая книга, в которой пациент вел свои заметки. А вот бумажный самолетик и цветок гибискуса задевают, скорее, подсознание, чем наши эмоции. Они прекрасно дополняют общую картину, но не больше.
КОНЕЦ СПОЙЛЕРОВ
Музыка. Кан Гао — талантливый композитор, поэтому мелодии снова, возможно, несколько простые, но от этого не менее эмоциональные.
Некоторые аранжировки песен из To the Moon вызывают приятную ностальгию, а вот использование как минимум одной старой песни уже смущает. Впрочем, от нервного ожидания того момента, когда саундтрек станет доступен для покупки (а шутник Кан Гао сказал, что это будет либо в 2025, либо в 2030 году), меня это никак не спасает.
В конце концов, возможно, я просто строю защитную стену из каких-то аргументов и претензий, боюсь признать простой факт: шесть лет — срок слишком большой. И тот былой я, никогда прежде не сталкивавшийся с историями вроде To the Moon, сейчас бесконечно далеко. За столько времени произошли забавные, потрясающие, удивительные и ужасающие события, навсегда изменившие мир вокруг и конкретно меня. И в попытке не разрушить те светлые воспоминания я вероятно отношусь к ним как к чему-то сокровенному, а на сиквел смотрю трезвым и холодным взглядом. Прямо как работник Sigmund Corporation, постоянно работающий со смертью и вникающий в любую, даже самую личную подробность жизни пациента.
Увы, я не могу всей душой полюбить Finding Paradise. Но не посоветовать ее — это растоптать собственные принципы и идеалы, наступить себе же на горло. Если вы хотите узнать, что случилось с Евой и Нилом — вам понравится эта игра. Если вы хотите произведение, ставящее необычные вопросы и не дающее однозначные ответы — вам понравится эта игра. Если вам нужна искренняя и душевная история о том, как человек преодолевает себя, свои страхи, свое одиночество — вам обязательно понравится эта игра. Да, фурора как в 2011-м она не произведет, но этого, пожалуй, и не нужно. Зато теперь у нас есть еще одно место, в котором можно, пускай и ненадолго, найти свой маленький Рай.