Канобу — фильмы, сериалы, игры и другие современные развлечения
Читай нас
Рецензия на Final Fantasy XIV: Endwalker – блистательный финал десятилетней истории - изображение обложка

Вряд ли после релиза оригинальной Final Fantasy XIV кто-то мог предугадать, что игра не просто выживет — она окажется успешной и будет соперничать с великой и ужасной World of Warcraft за трон среди MMORPG. После предыдущего аддона, Shadowbringers, автор «Канобу» Алексей Егоров не верил что авторы смогут взять ту же высоту дважды, но они сумели прыгнуть выше головы. Вышедшее в декабре 2021 года дополнение Endwalker лишний раз доказывает, что Square Enix совсем не зря потратила множество усилий на переделку изначально полумёртвой игры.

В предыдущих сериях

Историю Final Fantasy XIV коротко можно описать штампом — «из грязи в князи». В 2010 году, когда вышла версия 1.0, игра оказалась чудовищным провалом: рейтинг на Metacritic был в «красной» зоне, а фанаты ругались буквально из-за всего.

Но в 2013 году проект получил второе рождение под названием Final Fantasy XIV: A Realm Reborn, и постепенно четырнадцатая «Финалка» начала завоевывать аудиторию: она становилась лучше с каждым дополнением.

Realm Reborn стала не просто ребутом для проекта — она продолжила начатую в оригинальной FF14 сюжетную линию о противостоянии Гарлеанской империи и жителей континента Эорзия. Первый этап войны закончился катастрофой: один из имперских генералов обрушил на планету спутник, внутри которого был заключен дракон Бахамут. Вырвавшийся на свободу монстр спровоцировал чудовищный катаклизм, последствия которого до сих пор не удалось разрешить.

A Realm Reborn продолжила эту историю: события этой версии развернулись несколько лет спустя, и по ходу сюжета игроки окончательно останавливали наступление гарлеанцев.

Первое дополнение, Final Fantasy XIV: Heavensward, было посвящено уже совершенно другому конфликту — тысячелетней Войне Драконьей песни, в которой погрязло северное королевство под названием Ишгард. В дополнениие авторы изменили свой подход к сюжету: в игре стало гораздо больше озвученных катсценок, вырос уровень постановки, а количество филлерных заданий сильно уменьшилось.

Рецензия на Final Fantasy XIV: Endwalker – блистательный финал десятилетней истории - фото 1

Во втором аддоне, Final Fantasy XIV: Stormblood, повествование вернулось к противостоянию Империи и эорзийцев: одни пытались сохранить свое присутствие на чужом континенте и нанести контрудар, вторые — разжигали пламя войны против захватчиков по всему миру. В этом аддоне авторы добавили множество новых регионов — в их числе был Дальний Восток, со своими культурой и мифологией — серьезно доработали геймплей и ввели сразу нескольких персонажей, чья история полностью раскрылась только в последующих дополнениях.

В Final Fantasy XIV: Shadowbringers история стала еще масштабнее: авторы наконец-то раскрыли истинную природу загадочных антагонистов, стоящих за большинством бедствий в мире, а также позволили герою и его спутникам попасть в параллельный мир. В нем, благодаря вмешательству все тех же злодеев-асцианов, когда-то победили силы Света, из-за чего мир чуть не погиб: из-за нарушения баланса Свет затопил практически весь мир, оставив лишь небольшой пригодный для жизни клочок земли. Воин Света, герой Эорзии и персонаж игрока, прибыв в этот мир, оказался вынужден восстанавливать нормальный порядок вещей и возвращать людям ночь. Впрочем, главное, что было в этом дополнении — это знакомство с ключевыми лицами в рядах антагонистов и их история.

Вернувшись из другого мира с победой, герой обнаруживает, что дома все пошло кувырком. Гарлеанская империя разваливается, злодеи планируют воскресить свое темное божество, и вскоре мир должен настигнуть самый настоящий апокалипсис. В это неспокойное время и стартуют события Final Fantasy XIV: Endwalker.

Рецензия на Final Fantasy XIV: Endwalker – блистательный финал десятилетней истории - фото 2

О чём рассказывает Final Fantasy XIV: Endwalker

Final Fantasy XIV: Endwalker — кульминация десятилетней истории и сюжета, хронометражем 500 часов. Дополнение ставит жирную точку во всех основных сюжетных линиях игры, захватывая, кажется, абсолютно все истории и всех персонажей, которые мелькали в сюжете четырнадцатой «Финалки». События предыдущих дополнений; решения, которые персонажи принимали сотни часов назад; герои, которых в других играх могли бы и не вспомнить — все это так или иначе есть в сюжете Endwalker.

Но назвать историю какой-то сверх оригинальной или необычной не получится при всем желании: те или иные детали определенно покажутся вам знакомыми, да и темы встречались во множестве других игр. Но при этом игра умудряется даже из довольно банальных сцен выжимать всё.

Воины Эорзии наконец-то вторглись на территорию Империи, которая из-за действий злодеев лежит в руинах — и в их благие, в общем-то, намерения не верит никто из местных жителей. Они считают вторженцев варварами, стремящимися уничтожить привычный уклад жизни имперцев, из-за чего регулярно возникают недопонимания и трагические ситуации.

Рецензия на Final Fantasy XIV: Endwalker – блистательный финал десятилетней истории - фото 3

Герои, пытающиеся остановить кронпринца Империи Зеноса и последнего асциана Фанданиэля, вынуждены работать сразу на несколько фронтов — им нужно и со злодеями разбираться, и помогать выжившим гражданским, и искать пути для предотвращения конца света. Разумеется, далеко не все идет гладко, и иногда герои совершают ошибки, некоторые из которых только усугубляют ситуацию вокруг.

Endwalker раскрывается очень постепенно: игра совсем не стесняется сбавить темп в некоторых местах, где его логичнее было бы увеличить, и дать игроку короткую передышку после изнуряющей схватки — а потом бросить его в пучину отчаяния. Игра на контрасте удается Нацуко Ишикаве (главной сценаристке игры) отлично — впрочем, это было понятно еще по Shadowbringers, над которыми она тоже работала.

Для кого-то, возможно, такой подход к сценарию наоборот покажется минусом: какая может быть передышка в разгар конца света. Отчасти с такими претензиями можно согласиться, но эти немногочисленные моменты спокойствия оказываются очень важны для истории.

Скажем, ближе к концу дополнения авторы не просто меняют обстановку — они отправляют игроков в прошлое, чтобы те смогли лично узнать о том, что привело к нынешнему конфликту. Этот эпизод длится несколько часов, практически целиком состоит из диалогов, и позволяет не только понять, с чего всё началось, но и заново знакомит с несколькими ключевыми героями игры. А заодно дарит чуть ли не лучшую катсцену 2021 года и демонстрирует, насколько хорошо авторы помнят свою игру (спойлер: помнят замечательно, и даже смогли привязать главную тему оригинальной игры к сюжету Endwalker).

Рецензия на Final Fantasy XIV: Endwalker – блистательный финал десятилетней истории - фото 4

Как Final Fantasy XIV играется

Четырнадцатая «Финалка» — это классическая MMORPG: бегаете по миру, истребляете монстров, делаете квесты и зачищаете подземелья. По большей части играть вы будете в одиночку, группы нужны только в подземельях, рейдах и «триалах» — особых мини-подземелий, где есть только боссы. Причем начиная с Shadowbringers игра позволяет проходить подземелья с командой сюжетных NPC, которые и без вашего участия все прекрасно могут закрыть.

Активность в подземельях зависит от вашего класса. Танки держат на себе противников; хилеры — лечат; дамагеры, соответственно, заняты тем, что избивают монстров. Но наносить урон должны все члены группы, а не только дамагеры. То есть танки должны уворачиваться от AoE-атак, чтобы не прибавлять работы хилеру, а также регулярно прожимать особые умения, позволяющие снизить входящий урон. Дамагеры должны уметь в позиционирования для нанесения максимального урона, хилеры же просто обязаны следить за здоровьем не только врага, но союзников.

Рецензия на Final Fantasy XIV: Endwalker – блистательный финал десятилетней истории - фото 5

Игру можно разделить на несколько больших блоков. Первый — это сюжет, который займет вас на 400-600 часов (в зависимости от того, как быстро вы читаете). Второй — сторонние активности, вроде прохождения рейдов. Они не обязательны для понимания сюжета, но некоторые из них дают дополнительную порцию информацию и глубже раскрывают происходящее. Третий — прокачка всех возможных классов, включая крафтеров и собирателей.

Прибавьте к этому возможность построить собственный дом, огромное казино с кучей мини-игр, PvP, подземелья-«рогалики» — и получите огромное количество контента на самый взыскательный вкус. В Final Fantasy XIV есть чем заняться как желающим просто пройти сюжет, так и хардкорным фанатам MMORPG, которые обожают рейды и сложные испытания.

Рецензия на Final Fantasy XIV: Endwalker – блистательный финал десятилетней истории - фото 6

Как изменился контент

Всё довольно стандартно для аддона к MMORPG — авторы добавили шесть новых больших локаций (парочка из них вас гарантированно удивит), несколько подземелий и триалов с ключевыми боссами дополнения, два класса — хилера и дамагера — и ребаланс уже существующих характеристик и навыков. Например, авторы в несколько раз урезали значения здоровья и урона; чуть ли не полностью переделали призывателя (Summoner); провели ребаланс всех остальных классов (где-то хорошо, где-то не очень — темного рыцаря, моего ключевого и любимого танка, в дополнении очень обидели на новые умения).

Подземелья вышли крутыми, триалы — тоже; причем после первого же из них, который открывается на 83 уровне, хочется спросить, не финал ли это. К этому моменту игроки должны уметь обращаться с выбранным классом на нормальном уровне — знать ротации навыков, уметь позиционироваться и вообще не стоять в AFK, раз в минуту нажимая пару-тройку кнопок. За такое поведение вас по головке не погладят, и будут ругаться: боссы в Endwalker вышли не из простых.

Локации тоже хочется исключительно хвалить, не в последнюю очередь благодаря разнообразию: и Луна, и вдохновленный Индией Тавнаир, и заснеженные просторы Гарлеанской империи — каждая карта выполнена в своей стилистике и спутать ее с чем-то другим у вас не получится при всем желании.

Рецензия на Final Fantasy XIV: Endwalker – блистательный финал десятилетней истории - фото 7

Части контента, впрочем, в дополнении пока что нет: оба рейда, на 8 и на 24 человек, появятся уже в пострелизных патчах, там же появятся новые подземелья, триалы и новая сюжетная линия, уже никак не связанная с Хайделин и Зодиарком. Как и прежде, патчи растянутся на ближайшие года полтора (по крупному обновлению раз в 3-4 месяца), так что если вам хочется сложного контента, который потребует всех ваших сил и навыков — то приходите позже. В том же случае, если вам от FF14 нужен именно сюжет, то можете начинать прямо сейчас, ведь в повествовании поставлена точка.

Пробки из игроков

У Square Enix случился самый настоящий «suffering from success, в результате чего на серверах творится сущий ад. Чтобы поиграть на европейском дата-центре, нужно вставать в очередь или рано утром, или часа в два ночи — днем и вечером очереди слишком огромные, причем из нее еще и вылететь можно, словив ошибку подключения к серверу.

Новые сервера Square закупить не могут из-за дефицита полупроводников, в результате чего авторы приняли решение запретить новым игрокам покупать игру и пробовать бесплатную стартовую версию.

Впрочем, рано или поздно ажиотаж спадет, очереди станут меньше и игроки смогут заходить без особых проблем — и вот тогда-то можно будет начать свое путешествие по Эорзии.

Вердикт

Endwalker — одновременно и лучшая точка входа в FF14, и худшая. Лучшая — потому, что это финал десятилетней истории, после которой начнется уже совершенно новая сюжетная арка. Множество часов увлекательной истории, замечательные персонажи, интересные испытания — это все здесь есть и увлекает не на шутку. Худшая — из-за проблем с доступом. Но больших ребалансов в ближайшие год-два, скорее всего, не будет — так что у вас будет время освоиться с нужными вам классами и научиться на них играть.

Читай нас