Рецензия на FIFA 18
EA Sports всегда искусно работала с игровой механикой FIFA: разработчики ежегодно вносят точечные улучшения, меняют акценты в балансе, и вот уже новый выпуск ощущается совершенно не так, как предыдущий.
Учитесь играть заново — негласный девиз всего сериала.
Геймплей FIFA 18 изменился достаточно сильно — о некоторых новшествах я рассказал еще в первых впечатлениях. Если коротко, то там в основном про потяжелевших игроков, уменьшенную стартовую скорость и улучшенный дриблинг и контроль мяча. Но на этом перемены в геймплее не закончились.
Одно из основных улучшений — сильно (и это не преувеличение) поумневший искусственный интеллект, существенно преобразивший некоторые аспекты игры. В FIFA 18 игроки намного лучше видят поле: защита грамотнее играет позиционно, стараясь оставлять меньше простора противнику; партнеры по команде лучше чувствуют момент, делая своевременные забегания в свободные зоны, поддерживая ритм атаки. Благодаря улучшенному интеллекту совсем другой окрас обрела игра в одно касание: например, в FIFA 18 быстрый выход из обороны в атаку — это практически приговор для чужой команды, особенно если скорость набрали такие ураганные вингеры, как Садио Мане. Разворачивая контратаку, ваши подопечные почти никогда не задерживаются, мгновенно передают мяч партнеру и врываются в пустующие зоны.
К тому же, отдавая передачу, футболисты выбирают максимально правильную траекторию, и за счет этого сложные пасы в FIFA 18 чаще находят своего адресата, чем в прошлой части. Диагональные забросы и скидки мяча головой стали более акцентированными, а пасы из глубины и вовсе теперь играют чуть ли не ключевую роль. В FIFA 17 техничные, но медленные игроки вроде Давида Силвы или Хуана Маты зачастую выпадали из игры, теперь же они могут одним пасом с центра поля отрезать все линии соперника. Это, кстати, позволяет эффективнее играть в схемах с одним нападающим: в FIFA 17 при слишком сложных траекториях мяч летел либо не туда, либо не долетал до форварда — в новой части этот момент исправили.
Единственное, что разочаровывает в обновленном геймплее FIFA 18 — голкиперы. Вратари слегка сдали в мастерстве, чаще пропускают необязательные голы и хуже контролируют ближний угол. Видимо, EA Sports хотят, чтобы в матчах было больше забитых мячей. Момент, безусловно, спорный.
А вот с режимами EA поработала безупречно. В FIFA 18 стряхнули пыль даже с «Карьеры», где серьезно преобразилась система трансферов. В прошлых частях покупка и продажа игроков не слишком походила на реальность — она была слишком простой. В FIFA 18 трансферные переговоры обросли нюансами: в контракте игрока теперь можно прописать отступные, после уплаты которых игрок может перейти в другую команду без вашего согласия; договориться о сумме подписного бонуса; указать выплачиваемый процент с перепродажи игрока.
При этом сделки теперь можно заключать по ходу всего сезона, а не только в зимнее и летнее окно. Например, игрок, купленный весной, подключится к вашей команде в конце сезона, летом. Более того, в FIFA 18 переговоры полностью визуализированы: тренер встретиться с представителями клуба, а затем с самим игроком и его агентом, начав обсуждение суммы трансфера и деталей контракта. Ну а после завершенной сделки в новостях покажут пресс-конференцию с новичком команды.
Главное же онлайн-развлечение, FIFA Ultimate Team, обзавелось одним очень важным режимом — Squad Battles. Это такая разминка перед большой игрой: здесь вы играете против составов других игроков (в оффлайн-режиме) и получаете разные бонусы. Чем выше уровень сложности (его вы выбираете сами), тем больше награда. На деле это очень полезный раздел, помогающий на начальном этапе накопить на нормальный состав, с которым уже не стыдно отправиться в дивизионы. Для тех, кто осваивает FUT впервые, это отличная находка. Кроме этого, в FUT добавили раздел Champions Channel, где можно загрузить повторы своих голов и посмотреть чужие.
Также в FIFA 18 появилась возможность быстрых замен, и они, по-моему, сделаны в первую очередь для FUT и остальных онлайн-режимов. В прошлых частях откровенно бесили остановки во время матча, когда ваш соперник тратил десятки секунд, чтобы сменить уставших игроков; сейчас подобные паузы должны встречаться реже, потому что все замены можно назначить заранее. В разгаре поединка нажимаешь на одну кнопочку — и нужный игрок уже поле.
В прошлом году EA Sports удивила всех, добавив в FIFA 17 сюжетный режим The Journey, повествующий восходящей звезде — Алексе Хантере. FIFA 18 продолжает его историю: прошлая часть была в основном о становлении молодого игрока, а в сиквеле Алексу пора определиться, кто он: вечно подающий надежды или настоящий лидер своей команды.
Да, сценарий в продолжении The Journey все еще наивный: Алекс, уже будучи звездой и игроком большого клуба, визжит как девочка, видя перед собой Криштиану Роналду, и слишком потеет перед съемкой в рекламе; здесь легко можно предугадать любой сюжетный поворот, а сценаристы излишне навязывают драму там, где это неуместно.
Но зато сюжет в FIFA 18 остается этаким веселым футбольным попурри, где Хантер ходит на вечеринки с легендарным Тьерри Анри, дает интервью Рио Фердинанду и вообще становится своим в высшем футбольном обществе. А порой встречаются и вовсе веселые геймплейные эпизоды: например, в одной из первых сцен Алекс играет в Бразилии в уличный футбол на дворовой коробке. Тут же накатывают прекрасные воспоминания о FIFA Street (2012).
Кто знает, может, канадская студия встроит FIFA Street отдельным режимом в следующей части FIFA? Такое, например, уже произошло с NBA Live 18.
FIFA 18 сохраняет статус лучшего футбольного симулятора. Я намеренно избегал в рецензии сравнений с единственным конкурентом FIFA — серией PES от Konami. Это игры из разных весовых категорий, и пока что уровень исполнения, продемонстрированный FIFA 18, недосягаем для японских разработчиков. А вы как считаете?