Рецензия на Far Cry: New Dawn
Сначала суть: Far Cry в целом опять про зачистку аванпостов. Только теперь каждый можно зачистить несколько раз: повышая сложность, населяя «крепости» более мощными врагами. Стрелять весело. Особенно в компании друзей. Но ганплей с пятой части не изменился: не нравился там — не понравится здесь. Кроме аванпостов добавились «Вылазки» — семь отдельных огромных карт, на которых нужно отыскать рюкзак и с ним сбежать. Это как аванпосты, только с более интересным окружением (упавшая МКС, заброшенный парк развлечений, остров Алькатрас) и без необходимости убивать всех. Чисто механически все круто, приятный шутер.
Есть правда, одна новая спорная механика. В New Dawn все оружие разделено на четыре категории: обычное, редкое, экспертное и элитное — как в RPG. Такое же разделение есть и у противников. Пытаться застрелить «элитного» бандита из обычного или редкого оружия — самоубийство. Хотя от очереди в голову он, конечно, погибнет. Тут даже циферки урона из врагов вылетают, как вы любите! Но их можно отключить, а всю эту псевдо-RPG-систему нет. На мой взгляд, в шутере она ни к чему — пушка есть пушка, и не важно насколько она редкая. Все уравновешивается тем, что самое мощное вооружение получить несложно — я уже до десятого часа обзавелся элитными стволами, но все же незачем Far Cry превращать в Borderlands.
В остальном все примерно так же, как в Far Cry 5 (и претензии почти все те же — почитайте), только в New Dawn всего меньше — оружия, техники, персонажей. Зато есть база, которую можно прокачивать — по три уровня на каждое здание и никакого строительства. Зачистить игру на сто процентов можно часов за тридцать, что довольно много для аддона.
А теперь к деталям.
Начну с жирного спойлера к Far Cry 5. Без него не обойтись, потому что на нем выстроена сама концепция Far Cry: New Dawn. В финале пятой части Монтану и округ Хоуп (а как выяснилось теперь — и всю страну) кто-то разбомбил ядерными ракетами. Прошло двадцать лет, выжившие пытаются восстановить общество, на обугленных останках прежней цивилизации. Хотя стоп, в этом и кроется главная проблема New Dawn — никаких обугленных останков нет. Вернее, где-то они есть, но не в самой игре.
Пустоши и радиационное заражение — всего лишь удобный повод слегка подрезать карту и очертить ее границы. События New Dawn разворачиваются все в том же округе Хоуп и это все еще земля цветущих лугов и густых лесов, по которым скачут олени. Разве что дома обветшали и заросли травой. По кромке все выжжено и трещит счетчик Гейгера, но туда игра все равно не пустит. Главный герой прибывает в Хоуп на поезде издалека — по всей стране он со своим наставником помогает строить поселения и бороться с последствиями ядерной зимы и бомбежки. Но все это где-то там, на полях сценария игры.
New Dawn практически никак не использует тему постапокалипсиса и радиации. Про предыдущую часть я писал: «Надежды на то, что Far Cry 5 будет не такая как все, сообщество все же высказывало и виноват в этом сеттинг». Про New Dawn можно сказать то же самое.
Что вообще есть в Far Cry: New Dawn от постапокалипсиса?
- Мутировавший кабан, медведь, бизон и пума — все покрыты странным мхом и большие.
- Этанол как главная валюта.
- Панки-рейдеры, разъезжающие в раскрашенной мотоциклетной экипировке и громко слушающие современный рэп.
- Техника и оружие, собранное из ржавых болтов и изоленты. Очень крутые внешне — внутри же обычные пистолеты, винтовки, машины и вертолеты.
В общем, весь постапокалипсис тут на словах и в записках бедолаг, не переживших ядерную зиму. Атмосферы «Фоллаута» или «Безумного Макса» не ждите — это «обычный Фар Край». В самом деле, ну что изменилось от того, что по чуть более пыльным дорогам ездят рейдеры с этанолом? В Far Cry 5 точно так же ездили культисты, а в Far Cry 4 повстанцы и военные. И проблема не только в том, что разработчики очень поверхностно использовали новый сеттинг, просто в каждой части Far Cry и так происходит локальный постапокалипсис, так что когда он случился в самом деле — никто и не заметил.
И я ни в коем случае не считаю, что разработчики не старались. Во-первых, мое почтение художникам, придумавшим все эти самодельные стволы (особенно пиломет) и безумные дудл-узоры, которыми рейдеры все разрисовывают. Во-вторых, спасибо за рэп: поджаривать розовых панков под Экшена Бронсона — это стильно и немного сюрреалистично, запоминается. В-третьих, я склоняюсь, к тому, что игру делали слишком быстро и банально не дотянули. В New Dawn отличные сюжетные миссии: бои на арене рейдеров, участие в смертельной гонке, внедрение в тюрьму под видом заключенного, чтобы убить надзирателя, атмосферный полунаркотический трип — с разнообразием и фантазией все отлично! Да и постапокалипсисом в сюжетных забегах иногда немного, да попахивает. Но это короткие вспышки, которые в общем потоке растворяются — несколько часов против десятков.
Может, стоило сделать более концентрированное маленькое дополнение?
New Dawn повисла где-то между полноценным спин-оффом и крупным DLC, каких пятая часть уже получила три штуки. Для дополнения она все же крупновата, для полноценной новой части мелковата и местами скомкана. Особенно это заметно в общей сюжетной линии, которая подтягивает знакомых по Far Cry 5 персонажей только в сайд-квесты — по одному на каждого. Проходишь такой квест — получаешь персонажа в свою команду, но в сюжете все эти герои больше не играют никакой роли: ни пастор Джером, ни Ник Рай, ни даже помощник шерифа, за которого мы и бегали в Far Cry 5.
Времени не хватило ни на кого, даже на злодеек-близняшек Лу и Мики, лидеров рейдеров. Появляются они редко, но если появляются — матерятся и убивают всех подряд, смеются над пытками и в целом ведут себя как мрази. «Апокалипсис — это нереальный кайф» — да, это правда про них и никаких дополнительных слоев за пределами этого образа нет. Под конец нас будто просят им посочувствовать, но поведение сумасшедших дам объясняют моралью в духе: «Не мы такие, жизнь такая» и скверным воспитанием со стороны папки. Не работает! А ведь сильные злодеи — важная черта Far Cry! Вспомните, того же Иосифа Сида… впрочем, в сюжетном плане игра больше посвящена как раз ему.
Формально New Dawn рассказывает историю о том, как община «Процветание» пытается избавиться от грабящих и убивающих рейдеров. На деле же все крутится вокруг Иосифа и его попыток понять желания господа и себя самого. Вот как я описывал его в рецензии на пятую часть:
Пастор Иосиф Сид, искренне верящий в собственные деяния, читающий проникновенные монологи и показывающий самый реалистичный, пробирающий плач в истории игровой индустрии.
Лично я считаю, что финал в Far Cry 5 мощный и самодостаточный — там кипела злая, но в чем-то даже смешная ирония. На этом можно было и закончить. При этом я не могу сказать, что сценаристы New Dawn плохо поработали с Иосифом. Его история развивается последовательно, логично, приводит его куда следует и обрастает по пути библейскими отсылками, которые здесь очень к месту. После финала New Dawn я готов признать Сида самым интересным и глубоким персонажем все серии. И, разумеется, его уже сложно считать злодеем.
Но если с Иосифом все понятно, то вот с единой вселенной Far Cry — нет. Ее завели в такие дебри, что о будущем серии думать одновременно и интересно, и страшно. Оценивать пока не буду, насколько все хорошо или плохо — будет видно по будущим играм. Если, конечно, New Dawn просто не объявят неканоном.
Завершу рецензию словами, с которых я ее начал — у Far Cry нет причин серьезно меняться.
Покупая Far Cry, всегда знаешь, что получишь — качественный шутер в красивом открытом мире с простеньким сюжетом и колоритным злодеем. Игры серии не особо меняются еще со времен Far Cry 2, но продаются отлично. Игроков все устраивает — в общей массе лишь единицы с каждой новой частью негодуют, что одну Far Cry от другой якобы не отличить. Игры и вправду похожи, это логично, у серии своя ниша, даже свой жанр, в котором конкуренции сегодня нет. Поэтому я не буду в очередной раз распинаться на эту тему, и не буду снижать New Dawn оценку за то, что она похожа на Far Cry 5.
Предыдущий абзац — слегка измененная цитата из вступления к моей рецензии на Far Cry 5. Думаю, я еще долго смогу ее использовать.
"Пытаться застрелить «элитного» бандита из обычного или редкого оружия — самоубийство. Хотя от очереди в голову он, конечно, погибнет." Это именно то, чего я так сильно боялся. Зачем юбисофт, зачем????