Рецензия на Fallout 4
Небольшое отступление. Если вы фанат третьей части и верите в четвертую, то персонально для вас я ставлю Fallout 4 оценку 10/10. Точнее, я не очень понимаю, зачем вообще нужна оценка религиозному учению: никто ведь в здравом уме не выставляет баллы Библии или Корану, отмечая удачные и ругая провальные места в текстах?
А теперь о том, какой Fallout 4 увидят те, кто не оформил предварительный заказ на игру через пятнадцать минут после ее официального анонса.
Fallout 4 начинается как лучшая игра в мире. Пару минут (часов) ты проводишь за редактором персонажа, создавая то виртуальную Леди Гагу, то доктора Хауса, а сразу после этого — ядерная война, «все будет хорошо!», взрывы, «неси ребенка в убежище!». С точки зрения драматургии первые двадцать минут — лучшие во всей игре. Бросаясь из крайности в крайность (от радости спасения к ужасу потери единственного сына), разработчики умело готовят игрока к большому пути. Выходя из криокамеры 200 лет спустя, ты внутренне готов к насыщенному и динамичному путешествию: с радостью расправляешься с тараканами-мутантами, задерживаешься возле каждого терминала, чтобы узнать — что же здесь на самом деле произошло. Подходишь к двери убежища 111, которое одновременно стало спасением и проклятием, открываешь ее — и вот он, удивительный новый мир.
Но тебя здесь не ждут.
Ты бредешь к старому дому, где тебя встречает старина Косворт, который когда-то баюкал твоего сына. Затем ты встретишься с псом, который станет твоим верным напарником. Познакомишься еще с десятками героев (некоторые из них также присоединятся к твоей команде), но ощущение тотального одиночества не оставит тебя до самого финала. Просто потому, что теперь ты — вольная птица, лети себе, лети, никто не поможет, никто не подскажет, никто не придет на помощь. Разработчики относятся к игроку без всякого трепета. Fallout 4 не станет тебе ничего объяснять.
Какие квесты делать первыми, а какие отложить на потом? Для каких заданий нужна силовая броня, а на какие лучше не тратить драгоценный заряд батареи? Вот эти двести пятьдесят одинаковых стволов — это так и задумано, или лучше их переделать во что-то помощнее?
А где взять бетон для строительства? А если я оставлю в верстаке припасы, то на другой базе они появятся или нет? Как запустить караван и как его ограбить? Интернет пухнет от тысяч вопросов, обнаружить ответы на которые в самой Fallout 4 можно только самостоятельно, без всякой помощи со стороны разработчика.
Ты чувствуешь себя раком-отшельником, на которого всем плевать. И это почти что круто: современные разработчики в массе своей не доверяют игроку, а предпочитают вести его за ручку от одной точки к другой. Авторы Fallout 4 практически смогли перерезать эту пуповину, оставив разве что отметки заданий на карте (для полного эффекта погружения нужно было убрать и их, конечно). Ты идешь туда, куда хочешь. Исследуешь заброшенные фабрики, таскаешься по вонючим радиационным болотам — и вдруг радио начинает пищать, шуметь. Переключаешься на новую волну, а это запрос о помощи из соседнего полицейского участка. Идешь по сигналу, попадаешь в центр бойни — и вот тебе еще одна длиннющая цепочка квестов.
Проблема в том, что не до конца понятно, зачем здесь вообще нужна эта свобода. Мир Fallout 4 сер и уныл. Одна свалка сменяется другой, один заброшенный дом другим — и так до бесконечности. Несколько ярких точек на карте (преимущественно города) окружают скучные пейзажи мира, пережившего ядерный апокалипсис. Атмосфера создана, но зачистка клонированных страшных коридоров, перетекающих в одинаково захламленные комнаты,— это разве интересно? Скорее, это особенность сеттинга. Мол, у нас тут мир после ядерной катастрофы, какого веселья вы от нас требуете? Нет-нет, не требуем вовсе, просто у вас тут скучно. Очень.
Поймите меня правильно: я знаю, почему разработчики сделали мир именно таким, почему это органично вписывается в рамки конкретно этой вселенной. Я не понимаю другого: как не фанат сериала может бесконечно восхищаться однотипными заданиями «приди — поболтай — зачисти территорию — вернись», которые изредка разбавляются по-настоящему крутыми схватками с огромными и очень злыми тварями-мутантами. Эй, парни, але, у вас тут мир двести лет подряд катится в дерьмо, кругом радиация, всякие твари пытаются вырваться из-под земли, а вы всерьез просите меня сбегать в ближайший поселок и убить десяток сраных рейдеров? Ну, то есть вы ведь можете штамповать одного мощного урода за другим, отправлять их за мной — и вот я уже жертва, я пытаюсь выжить в придуманном вами мире, больные вы ублюдки. А вместо этого — сходи вот еще на эту заброшенную фабрику, клоны которой ты посещал уже раз десять, и опять убей двадцать рейдеров-доходяг.
Но если бы только это. Игра с методичностью провинциалки, приехавшей на «Давай поженимся» в поисках пенсионера-идиота, которого при первой возможности стоит выбросить на улицу и прописать в Москве маму-алкоголичку, превращает тебя в бомжа. Откуда ни возьмись набегают воины-в-белых-плащах (минитмены), которые предлагают вам возглавить свое движение. Зачем я только согласился? Но кто же знал, что «возглавить» есть синоним «пропасть».
По всей карте разбросаны поселения, которые очень нуждаются в помощи прекрасных минитменов. Система работает примерно так: приходишь к очередной лачуге, в которой живет страшная баба со страшным мужиком или группой мужиков и баб (видимо, разработчики не сильно парились и не пользовались собственным редактором, когда создавали внешности местного пролетариата). Они сразу начинают свой «плачь Ярославны»: «Ой, мы бедные несчастные, нас все обижают, особенно вон те рейдеры, говорят, убьют нас, кто бы нам помог». Ну, ты идешь, разбираешься с отморозками. Казалось бы, миссия выполнена, получай награду и топай дальше. Но здесь включается принцип «мы в ответе за тех, кого приручили». Страшные люди вдруг решают поверить в минитменов (то есть в вас) и настоятельно просят заняться развитием их поселения.
А это значит, что теперь вы будете бегать от одной заброшенной дыры до другой в поисках материалов для крафта. Потому что обездоленным нужно буквально все: и чистая вода, и еда, и спальные места, и защита. На создание водонапорных установок, автоматических турелей, лазерных ловушек уходит уйма ресурсов. Поэтому ты берешь одного из компаньонов и отправляешься на местный шоппинг: собираешь старые вентиляторы, ложки, вилки, кружки, остатки унитазов, сломанные игрушки — в общем, превращаешься в классического Плюшкина. О! Грязные тряпки. Отлично!
Нагружаешь себя, затем своего компаньона — телепортируешься на нужную базу. Выгружаешь в верстак все это барахло и начинаешь обустраивать территорию. И так до тех пор, пока все эти жуткие люди наконец-таки не будут довольны. Но и тогда не стоит расслабляться, ведь, почувствовав себя в безопасности, они начнут делиться методом почкования — и вот опять ты думаешь, где взять сталь для охранных сооружений. Этим, в общем, можно и не заниматься, но какой ты тогда минитмен и великий герой?
За всей этой мишурой скрываются десятки по-настоящему интересных персонажей, которые говорят о мире Fallout 4 так, что ты начинаешь в него верить. Эти герои, пусть местами и карикатурные, живут себе и живут — пока ты, словно первооткрыватель, случайно не натолкнешься на них и не выслушаешь их историю. И эти истории интереснее, чем основная сюжетная линия, но оно и понятно — так уж в этой серии заведено.
А еще есть крутая силовая броня, мгновенно превращающая тебя в супергероя. И отличная система прокачки, когда ты выбираешь не только банальные скилы, но и в произвольном порядке по-настоящему необходимые тебе способности. И есть страх, когда ты осознанно перекладываешь часть «боевой» работы на союзников — так жить проще: они отвлекают врагов — ты их расстреливаешь. Или (как в квесте в одном из полицейских участков) ты тихо следуешь за крутым парнем, буквально уничтожающим мерзких синтов (умные роботы), изредка стреляя по врагам, чтобы получать опыт. И за это тебя никто не осудит: ну, не хочет человек лезть на рожон, чего в него пальцем тыкать — пусть собирает себе всякие консервные банки и сто двадцать пятый лазерный пистолет.
В этом и есть суть Fallout 4 — здесь ты можешь быть кем угодно. Трусом или героем. Тихим крафтером, большую часть времени проводящим за выращиванием арбузов и ползаньем по помойкам, или облаченным в силовую броню «танком», охотящимся за мутантами. Выбирать тебе. Другое дело, что игроку, избалованному за последние годы четкими указаниями что, когда и, главное, зачем делать, в этом мире скорее всего будет некомфортно. Fallout 4 — хорошая игра, но застрявшая где-то в районе 2008-2010 годов. И если вы не ярый фанат (спокойно, спокойно, я же вам написал — для вас своя оценка, 10/10!), то вы вряд ли поймете, зачем вам тратить на это время. И будете правы, что бы вам там ни пытались внушить критики, смотрящие на игру сквозь призму своей собственной влюбленности в сериал.