09 апреля 2016Игры
Обновлено 17.05.2016

Рецензия на Enter the Gungeon

Рандом. Патроны. Смерти. Сейв. Порталы. Лут. Стамина.<br />Рогалик. «Айзек». Инди. Стрейф. Кооп. Сундук. Обида.<br />Десант, пилот, культисты,<br />Медкит,  ружье, резисты,<br />Ступор, апатия, нажатие,<br />Еще попытка.<br />Битва, броня, ачивка, друзья,<br />Чайка, медуза, танк, череп, две пули, прист, стенка, змея!<br />Раунд!
Рандом. Патроны. Смерти. Сейв. Порталы. Лут. Стамина.
Рогалик. «Айзек». Инди. Стрейф. Кооп. Сундук. Обида.
Десант, пилот, культисты,
Медкит, ружье, резисты,
Ступор, апатия, нажатие,
Еще попытка.
Битва, броня, ачивка, друзья,
Чайка, медуза, танк, череп, две пули, прист, стенка, змея!
Раунд!

Не так я должен был рецензировать Enter the Gungeon. Но эй – последние несколько дней игра старательно вытирала мной пол, так что дайте хоть в этой односторонней битве почувствовать себя победителем. Компенсация – это важно!

Вообще, для телефонов доверия месяц обещает быть жарким. Если вы переживете Enter the Gungeon, вас точно добьет Dark Souls 3. Но многим хватит и «Ганджеона». Мне вот хватило.

В обычной ситуации я бы вообще не стал браться за эту рецензию. Игр Хидетаки Миядзаки я сознательно избегаю, уберхардкорных The Binding of Isaac и Nuclear Throne – тоже, но мимо Enter the Gungeon после шоукейса Sony в Лондоне я просто не смог пройти: приятная пиксельная графика, кооператив, жирные боссы и много фана. Однако вот в чем дело, на шоукейсе сложность была сильно занижена (хотя и тот билд заставлял попотеть даже в связке с напарником), и я понятия не имел, что подписываюсь на нервотрепку в духе The Binding of Isaac.

Самое точное описание нового данжен-кроулера студии Dodge Roll звучит примерно так: «Эта игра прямо как моя половая жизнь. Первый раз был довольно коротким, но я продолжил свои попытки и дольше все равно не стало».

Перед высадкой в подземелье, вернее, «оружелье», как его называют персонажи игры, вы выбираете одного из пяти доступных героев. По сути, разница между условными «классами» заключается лишь в стартовом наборе оружия, но учитывая, что вся ритмика Enter the Gungeon выстроена на скорости и характеристиках взаимодействия со всем, что наносит урон, эта разница становится ключевой.

Вот преступница урабатывает врагов револьвером, обрезом и коктейлями Молотова. У пилота первичный арсенал сокращен до одного лишь бластера (урона от него считай никакого), зато при себе у персонажа имеются отмычки, без которых часто не отпереть сундук с чем-нибудь мощным внутри. У морпеха также открыт только пистолет, зато он может вызывать ящик с боеприпасами. Охотница орудует пистолетом и однозарядным арбалетом; в зачистке залов ей помогает собака, указывающая на сокровища. Культист доступен исключительно в кооперативном режиме. Игроков он порадует дротиками и печенькой дружбы (позволяет воскрешать погибшего товарища, который без печеньки будет просто преследовать вас серой тенью).

После выбора героя вы отправляетесь в само «оружелье» – страдать и имитировать синдром Туретта. Уровни тут генерируются случайным образом, поэтому запомнить карту и расположение врагов просто невозможно. Умерли – получили совсем другую локацию, в которой вас могут в первых же комнатах задавить противниками.

Бои в Enter the Gungeon выглядят примерно так. Вас поливает огнем сразу с полдесятка неприятелей, чьи выстрелы покрывают все пространство экрана. Вы в этот момент кувырками уворачиваетесь от пуль (кувырок дает временную неуязвимость), опрокидываете столы, сооружая импровизированные укрытия, перепрыгиваете через ловушки и бесконечно кружитесь по комнате, избегая смертоносных пуль и ругаясь на несвоевременную перезарядку. Мозг закипает от сосредоточенности и обилия информации, пальцы на рефлексах координируют миллион необходимых для выживания действий.

И повезет еще, если для перекатов и уклонистского вальса найдется место, часто Enter the Gungeon закидывает вас в крохотные залы, где и развернуться-то толком не выйдет. К тому же, здоровьем герои игры похвастать не могут, пара выстрелов, и придется начинать сначала – без вырученных с убитых врагов денег и добытого из сундуков оружия. Вот почему найденные дополнительные ячейки жизни и другие полезные бонусы тут все равно что Рождество.

Вот так, комната за комнатой, вы и зачищаете подземелье: обнаруживаете сундуки с предметами и оружием (у отличных от стандартных пушек заканчиваются патроны), бьетесь с бесконечными ордами врагов, освобождаете пленных, которые после возвращаются в «хаб», и умираете, умираете, умираете. Иногда даже не доходя до босса, или, что еще обиднее, прямо у него в логове – потратив 10-15 минут на, как выяснилось, бесцельный забег.

Рецензия на Enter the Gungeon - фото 1

Но Enter the Gungeon куда глубже, чем кажется. Здесь важны не только скиллы, но и грамотный менеджмент, умение вовремя остановиться или наоборот – просчитать свою слабость. Вы можете довольно быстро найти дверь, ведущую к боссу, но идти к нему со стандартным оружием – затея крайне сомнительная. В лучшем случае (и при большой удаче) вы будете минут 15 клевать очередную чайку с пулеметом Гатлинга или медузу, отравляющую воду вокруг себя.

Уж поверьте, боссы тут невероятно живучие, меткие и изворотливые. И если перестрелки с обычными врагами иногда кажутся невыносимыми, то битвы с парнями из высшей лиги и вовсе выглядят как насилие над беззащитными роботами Boston Dynamics. И роботы в этом случае вы.

Игроки постоянно встают перед выбором – искать пушки покруче (в этом, собственно, и смысл Enter the Gungeon – стать опаснее, ощетиненнее) или отправиться на схватку с боссом, поставив на кон раздобытую экипировку и свое время. Но чем больше комнат вы исследуете, тем с большим количеством противников сталкиваетесь. А ведь каждый зал – это не только дополнительные деньги, на которые в расположенных в подземелье магазинах можно купить броню или пушки, но и опасность растерять жизни, не дойти с оптимальным здоровьем до босса. Впрочем, почем зря растратить можно и другие ресурсы – те же «пустышки», например, временно нейтрализующие шквал вражеских выстрелов.

Рецензия на Enter the Gungeon - фото 2

Вот почему Enter the Gungeon – это игра про азарт и риски. Как и в Dark Souls, первые часы ты учишься учиться на своих ошибках. Пробуешь, перебираешь, терпишь поражение. И снова – пробуешь, перебираешь, терпишь поражение. Потому что «голым» сунулся к боссу. Потому что зазевался и позволил противникам себя изрешетить. Потому что поддался самоуверенности и не рассчитал сил. Потому что выбрал не своего персонажа.

Причин сотни, и все они как в песне Игоря Николаева – это ты. И первая причина, и вторая, и все остальные, все ты. Кроме тех случаев, когда ради открытия новых пушек приходится «гриндить» особую валюту, которая в мизерных количествах выпадает с боссов. Вот тогда дело не в тебе, а в Dodge Roll и их чувстве баланса.

Я едва ли буду оригинален, если скажу, что преодоление себя – разочаровывающая, подкашивающая, но в то же время безумно награждающая штука, а в случае с Enter the Gungeon еще и невероятно веселая. Пусть в источники вдохновения Dodge Roll можно тыкать пальцем (The Binding of Isaac, Nuclear Throne, Towerfall: Ascension), игра от этого хуже не становится. Enter the Gungeon – это отличная точка входа для тех, кто хочет испытать себя в жанре интерактивного садомазо, с плетками, но без прищепок на соски в виде беспощадной Dark Souls 3. Если соскучились по «Айзеку» и сложностям вообще, обязательно попробуйте, игра того стоит.

Комментарии 35
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь
twolegsmermaid
twolegsmermaid
А вот впадлу было сделать не рогалик, или руки такие кривые, что даже в баланс не смогли или тупо не захотели?
MFDOOMgeneral28
MFDOOMgeneral28
Большую часть рецензии занимает описание принципов работы большинства "рогаликов". Толку-то от этого? Про особенности именно этой игры совсем немного.