Рецензия на Dragon Age: Inquisition
В третьей части авторы вернулись к привычной концепции: в центре истории – снова избранный, который в одном лице воплощает и последнюю надежду человечества, и власть, способную этот мир изменить. Заставить такое избитое клише заиграть новыми красками – вот истинный талант BioWare. Инквизитор не помнит, откуда на его руке взялась загадочная метка, но знает, как использовать ее во благо.
В Inquisition в роли великого зла выступает огромная дыра в небе, непрерывно извергающая орды демонов – и только чудо-рука (не смейтесь) главного героя способна «залатать» израненные небеса. Неудивительно, что слухи о столь примечательной способности тут же распространяются по всему Тедасу – вот он, мол, вестник Андрасте, который всех спасет! Как и Шепарда, которого игнорировал Совет Цитадели, политические силы не признают Инквизитора. Однако сделать свой голос весомым вам, в отличие от того же Шепарда, еще как по силам. Задача, правда, не из легких: и мечом нужно будет поработать, и со знатью на балу станцевать.
Чего стоят фразы некоторых героев, вырванные из контекста: «Не обращай внимания на жопу в небе, солнышко!»
Решать мирские проблемы не придется в одиночку. В Dragon Age: Inquisition: вам встретятся девять компаньонов; вы можете разминуться с ними или отказаться от их помощи – тогда Инквизитор проведет всю игру в компании Кассандры, Варрика и Соласа. Но едва ли вам захочется строить из себя недотрогу. Все-таки чем BioWare всегда подкупала, так это тщательной проработкой каждого персонажа, особенно напарников героя. С кем-то вы будете постоянно спорить, в ком-то обретете верного друга, а в кого-то даже и влюбитесь – остаться равнодушным просто невозможно!
Чего стоят одни лишь фразы Сэры, вырванные из контекста: «Не обращай внимания на жопу в небе, солнышко!» или «Сим-салабим! Подчинись мне, стрела в роже!» Познакомитесь с ней вы при еще более странных обстоятельствах: разбойница стащила штаны у стражников, потому что «Пфф! Стражники без штанов, прикинь? Ха-ха!» Поначалу хочется покрутить пальцем у виска, но стоит узнать девушку поближе, и тут же станет ясно – она всего лишь выражает себя чуть более открыто, чем это принято. В эксцентричности Сэра может переплюнуть даже Джек из Mass Effect 2.
Словом, заводить новые знакомства в «Инквизиции» — отдельное удовольствие. Хочется особенно отметить заслуги переводчиков: субтитры настолько точно передают суть оригинала, что остается только восхищаться. Некоторые шутки даже стали смешнее в нашей адаптации: «Хочешь спросить обо мне? Давай. Зарядил вральник на полную», — Варрик.
Даже гомосексуальные персонажи (да-да, извечный камень преткновения) наконец-то поданы с правильной стороны. Например, тевинтерский маг Дориан – харизматичный и чертовски обаятельный персонаж. Он умело острит, делится многими интересными фактами об Империи, откуда он родом, да и в бою не становится обузой. Про нестандартную ориентацию Дориана и вовсе можно забыть (даже если вы жуть как нетерпимы к гомосексуалистам) – в романтические отношения завязываются только по инициативе Инквизитора.
С другой стороны, странно, что подобным образом ведут себя вообще все: пока игрок не начнет демонстрировать невероятное мастерство пикапа в диалогах (выбирать реплики с «сердечком»), никто и не подумает сделать первый шаг.
Спрашивается, неужели нельзя просто кому-то понравиться тем, что ты настолько классный в этих сияющих доспехах, да еще и с большим мечом наперевес? Проявляешь милосердие там, где любой другой поступил бы не по чести! Видимо, нет. Зато BioWare по-прежнему выдает трофей «Завести романтические отношения» после постельной сцены – в контрасте с серьезностью, с которой подается тема, это выглядит просто смешно.
Отношениям с союзниками отведена огромная роль. Любое решение Инквизитора не останется незамеченным: начиная от уведомления «Варрик одобряет» и заканчивая диалогами с компаньонами, в которых они высказывают все, что думают о произошедшем. Нельзя разрешить конфликтную ситуацию «хорошо» или «плохо» – у каждого варианта есть свои положительные стороны и неизбежные риски.
Будете всю игру с пеной у рта защищать магов-отступников, развязавших войну с храмовниками, – тогда пройдет не так много времени, прежде чем Вивьен покинет Инквизицию, ведь она, хоть и маг, сторонница порядка. Зато Лелиана поддержит вашу позицию, ведь «маги – тоже дети Создателя и не должны жить в неволе». Но можно придерживаться хотя бы относительных компромиссов и тогда из отряда никто не сбежит. А вот общаться с подопечными определенно стоит – иногда их доводы оказываются довольно весомыми. Если бы не «помощь зала», мой Инквизитор наломал бы немало дров, поставив у власти одной влиятельной нации не того человека.
Болтовня с напарниками и советниками необязательна, но игнорировать ее – большое упущение. Хотя «опрос» всех NPC на базе после очередной сюжетной миссии и занимает около часа, каждая реплика в таких диалогах – всегда либо остроумная шутка или курьезный факт (Кассандра, оказывается, на досуге читает бульварные романы Варрика), либо что-то важное из жизни персонажа.
Наладив отношения, вы получите один или сразу несколько сайд-квестов: это может быть и просьбой найти пропавших товарищей, используя ресурсы Инквизиции, и более деликатные проблемы, решить которые в одиночку не получится. Такие задания помогают лучше узнать своих товарищей: например, у Дориана сложные отношения с родней, а вам выпадет шанс сдвинуть многолетний конфликт с мертвой точки. И тут мало просто «пойти и сделать», придется подобрать правильные слова, иначе благие намерения усугубят ситуацию. Ваши старания будут замечены – появится больше доступных реплик в диалогах, да и в целом к заботливому Инквизитору отношение совершенно иное в сравнении с эгоистичным лидером. В Inquisition общение кажется чем-то естественным, а не набором блок-схем, как это было раньше.
Игру хочется пройти несколько раз не столько из-за разных классов или повышенной сложности, сколько ради того, чтобы увидеть романтическую линию с другими персонажами. Каждая сильно отличается от другой, а некоторые сцены и вовсе оказываются на вес золота – который раз удивляюсь, что контент, который увидит только часть игроков (и не факт, что б_о_льшая), может быть настолько впечатляющим.
Игру хочется пройти несколько раз не столько из-за разных классов или повышенной сложности, сколько ради того, чтобы увидеть романтическую линию с другими персонажами.
Кроме того, вы наверняка захотите исследовать отношения между членами вашей группы. Вивьен учит Железного Быка хорошим манерам, Кассандра и Варрик – сладкая парочка, постоянно подкалывающая друг друга, а Солас… ну, придирается к спорным высказываниям и всячески занудствует, пусть и по делу. Реакция на окружающую местность тоже у всех разная, некоторые сюжетные сцены развиваются совсем иначе, если вы взяли с собой нужного персонажа. Умножьте эту вариативность на сто часов квестов и приключений – вот теперь вы примерно представляете, насколько большой и проработанной получилась Inquistion.
К счастью, в отличие от Dragon Age 2, где всю игру приходилось бегать по одним и тем же локациям, «Инквизиция» сделана совершенно иначе. Перед игроком лежит огромный открытый мир с непохожими друг на друга локациями. Снежные горные вершины убежища сменяются древними как мир лесами Изумрудных могил, а те – пустынями Западного предела.
Кроме сюжетных миссий можно выполнять побочные задания, собирать осколки, об истинном значении которых вы узнаете только после специального исследования, закрывать разрывы или просто кататься верхом на лошади. Гуляя по местности во время сбора ресурсов или охоты, то и дело натыкаешься на древние статуи, руины крепостей или сожженные дома.
Впрочем, в прогулках лучше знать меру: если сразу пытаться зачистить уровень на 100%, то, во-первых, исследования могут наскучить, а во-вторых, рано или поздно попадутся враги, которые вашей группе окажутся не по зубам. Я это понял, когда бежал по красивому ущелью и встретил дракона. Он был далеко, и я решил, что это лишь «фон» — потому и принялся делать скриншоты. Уже через секунду весь мой отряд погиб от огненного плевка этой бестии. Поэтому не стоит надолго засиживаться во Внутренних землях, лучше все же двигаться по сюжету, а после уже выбивать «ачивки».
Тем более, что заниматься необязательными заданиями все равно придется, ведь большинство сюжетных миссий требуют так называемые очки влияния, которые получаешь за закрытие разломов и выполненные побочные задания. В каждом квесте нужно дойти до маркера на карте и убить, найти или поговорить с кем-то – меняется лишь мотивация. Однако этого достаточно — мир Тедаса богат на увлекательные истории солдат, шпионов, торговцев, беженцев и простых жертв. С каждой прочтенной записью кодекса все начинает казаться еще более правдоподобным и живым. Жаль, что на самом деле как-то повлиять на локации можно лишь пару раз – и то по сюжету.
По ранним презентациям игры казалось, что стоит пойти сперва в деревню на Севере, и поселение на Юге неизбежно погибнет, и наоборот – на самом деле ничего подобного не происходит. Исследование мира Dragon Age: Inquisition похоже не чтение цикла хороших книг, где от страницы к странице приходится прорываться боем: повсюду раскидано множество писем и дневников, барды в тавернах сочиняют песни про все, что видят (обязательно поищите балладу про Сэру!). Все это очень интересно, но факт остается фактом — рассказывать истории иными способами BioWare так и не научилась.
В перерывах между вылазками стоит заглянуть в ставку командования. Здесь можно ознакомиться с доступными задачами (которые, к слову, открываются во время изучения локаций) и заняться наиболее выгодными. Но не собственноручно. Вы – глава Инквизиции, огромной военной и политической машины с кучей ресурсов. Одно нажатие кнопки – и Жозефина отправляется на дипломатические переговоры с потенциальными союзниками, еще одно – Каллен со своим отрядом выдвигаются на поиски военного преступника. Вы ограничены лишь одним ресурсом – временем, причем не игровым, а реальным. Можно поиграть во что-то другое, поставить игру на паузу или вовсе выключить консоль – таймер продолжит свой отсчет.
К слову, о времени — сюжетная кампания также довольно продолжительна (и крайне хороша). Каждая миссия – насыщенное приключение, полное эпичных сцен. Особенно удивила миссия на орлейском балу, где Инквизитору пришлось вслушиваться в сплетни и искать потенциальную угрозу – страсти и интриги среди знати тут показаны едва ли не ярче, чем в Assassin’s Creed Unity.
Но не стоит ожидать постоянных светских «тусовок» — свои будни отряд главного героя проводит в кровавых сражениях. Система боя в «Инквизиции» – это сплав из лучших находок Origins и Dragon Age 2. Само собой, не обошлось без новшеств – маги разучились применять исцеляющие заклинания, а зелий здоровья можно взять с собой совсем немного. Из-за этого требуется чаще думать головой, грамотно расставлять членов группы и ни на что не отвлекаться. Умений не так много, но каждое находит свое применение, а лишних способностей тут нет и вовсе. У компаньонов кроме классовых различий бывают еще и собственные уникальные ветки: Дориан, к примеру, со временем научится некромантии, а Солас начнет использовать Тень в качестве оружия.
На нормальной сложности врагов можно бить почти не выходя из режима реального времени, но при сражениях с боссами или на «кошмаре» без тактической камеры не обойтись. Стоит навести на врага курсор, и вы увидите уровень и слабые стороны противника – порой без этих знаний не обойтись. На геймпаде все управляется прекрасно, а вот клавиатурой и мышью раздавать приказы не совсем комфортно, что странно.
Но не стоит забывать о системе крафта (подробнее читайте во врезке по соседству). Созданные вами вещи на деле всегда оказываются лучше аналогов, выбитых во время сражений. Жаль только, что «готовое» оружие зачастую выглядит куда привлекательнее, однако приходится бегать с чем-то менее изысканным и более практичным.
Например, моей Кассандре так и не довелось воспользоваться мечом «Сладкие пальчики», который действительно выглядел как ладонь с очень длинными металлическими фалангами. И все потому, что у «Целительного палаша силы» параметр атаки был выше, да и бонус к телосложению пришелся очень к месту. Зато вещи, сделанные своими руками, можно переименовывать как душе угодно – просто для ролевого отыгрыша или же безобидного хулиганства.
Сюжетная кампания также довольно продолжительна (и крайне хороша). Каждая миссия – насыщенное приключение, полное эпичных сцен.
К сожалению, не обошлось и без неприятных моментов. За всю кампанию вам предстоит принять лишь несколько действительно важных решений, которые повлекут за собой серьезные последствия. Причины этой линейности легко объяснить – BioWare учитывает собственные ошибки. Скажем, зачем нужна возможность убить важных для сюжета персонажей, если их потом все равно воскресят, потому что, ну, на них вообще-то держится сюжет! Так было с Лелианой и Морриган в Dragon Age: Origins, и недовольных их возвращением в «Инквизиции» набралось немало.
Еще пример: разработчики хотя и не прямым текстом, но намекали на выбор между спасением Тедаса и его разорением – на самом деле все давно было решено за вас. Опять же, вынужденный шаг, ведь делать из четвертой части две разные игры никто, понятное дело, не станет. И тут можно либо строить из себя обманутого покупателя, либо понимающе кивнуть и поздравить авторов с честным решением.
При этом «Инквизицией» все равно не перестаешь восхищаться даже после шестидесятичасовой кампании — новая Dragon Age прекрасна и как самостоятельная игра, и как дополнение к и без того богатой вселенной. BioWare наконец-то взяла себя в руки и выпустила почти безупречную RPG — мы заранее затаили дыхание в преддверии Mass Effect: Andromeda.