Рецензия на Destiny 2: Beyond Light
Новый аддон, как и все предыдущие, получился спорным — это для Bungie уже традиция. Довольно короткая и немного банальная история, один новый сабкласс, полторы локации, зашкаливающее количество бэктрекинга и использование старых контента и идей. Сюжет и вовсе пролетается за три-четыре часа, но в этом и смысл, судя по всему, — грядущие аддоны будут примерно такого же объема. Об этом сами разработчики и говорят:
Destiny 2: Beyond Light действительно меньше, чем Forsaken. Но это дополнение вышло крупнее, чем Shadowkeep, и последующие аддоны (The Witch Queen и Lightfall) будут примерно такого же объема. Это касается не только начального контента — мы будем добавлять много нового вместе с сезонами (здесь и далее в подобных блоках — цитаты из интервью с разработчиками).
В случае с Beyond Light важно понять вот что: этот аддон предназначен исключительно для опытных Гардианов, которые отдали защите человечества не один десяток часов. Новичкам же в этот раз придется не очень весело, ведь Bungie с этим дополнением вырезали из игры чуть ли не больше контента, чем ввели. Весь контент первого года (и почти весь — второго) исчез — убрали Меркурий, Титан, Марс и Ио. Император Калус спешно приказал прогревать движки «Левиафана» и сваливать подальше, прихватив с собой все находящиеся на борту корабля рейды. Даже находящийся на Земле рейд «Истребители прошлого» (Scourge of the Past) убрали.
В итоге осталось только два рейда — «Последнее желание (The Last Wish) и «Сад Спасения» (Garden of Salvation). Третий, «Склеп глубокого камня» (Deep Stone Crypt), появится 21 ноября. С учетом того, что до этого в игре было семь рейдов, становится немного грустно.
Еще из игры пропали Кузни Черного арсенала (ура!), сам Черный арсенал, два режима «Гамбита» объединили в один, убрали Паноптикум, а также вырезали квесты на получение «Шепота червя» (Whisper of the Worm) и «Идеальной эпидемии» (Outbreak Perfected) — два самых, пожалуй, необычных квеста во всей игре, которые превращали ее из шутера от первого лица в паззл-платформер от первого лица. Оба задания были запоминающимися и я очень жалею, что разработчики решили убрать их в «долгий ящик» под названием Destiny Content Vault.
Исчезли все связанные с пропавшими планетами страйки (семь штук). Девятнадцать экземпляров экзотического оружия, которые нужно было фармить по квестам или получать с различных активностей, теперь можно просто купить в специальном киоске (получать можно по одному оружию в неделю), так что тут сделали скорее неплохо. Рейдовые экзотические пушки из убранных рейдов, кстати, покупаются там же, поэтому, если вы вдруг получили «Владыку грома» (Thunderlord) вместо «Анархии» (Anarchy) в «Истребителях прошлого», то теперь гранатомет можно получить практически бесплатно. Все, что нужно, — пройти сколько-то рейдов для получения особой валюты (вообще, их предстоит пробежать много, ведь с каждого дают всего по 12 единиц нужной валюты, а на экзотки их надо по 240 штук). И еще следует принести специальный предмет для выкупа экзоток.
Исчезли и некоторые карты для «Гамбита» и «Горнила», хотя часть арен, находящихся, например, на Титане и Марсе все-таки осталась, что вызывает вопросы. Но главное — пропали сюжетные ветки с Красной Войной, Осирисом и Аной. То есть половина сюжета теперь доступна исключительно в виде роликов на YouTube и пересказов на фансайтах.
И если вы только начали играть и хотите понять, что вообще происходит, вам будет очень непросто.
Вообще, контент в Destiny Content Vault пропадает не навсегда. Весь вырезанный контент в определенный момент может вновь появиться в игре — соответствующим образом переделанный и готовый к различным сюжетным поворотам. Таким образом его будет интересно изучать и новичкам, и ветеранам.
Еще один важный момент, который теперь касается уже ветеранов. Большая часть старой экипировки с выходом Beyond Light «превратилась в тыкву». Нижняя планка уровня экипировки в дополнении равна 1050 единицам, а старую экипировку можно прокачать только до 1060. Любили пользоваться ручной пушкой «Знойная орхидея» (Kindled Orchid)? Забудьте, ведь это контент из Кузниц, и теперь он неактуален. Нравилось бегать с «Пауком-отшельником» (Recluse)? Что ж, это теперь тоже устаревший контент.
По сути, все старое оружие можно использовать в одном месте — в PvP. «Горнило», как и раньше, не учитывает ваш уровень экипировки, и, если вы не полезете в «Испытания Осириса» или в «Железное знамя», то и волноваться об уровне оружия смысла нет.
Причем часть устаревшей экипировки можно получить с повышенным максимальным уровнем — например, вещи за завершение «Гамбита», «Горнила» или за прохождение налетов. Но вот все пушки, что были квестовой сверхмощной экипировкой (pinnacle gear), теперь навсегда остались в прошлом. Решение со стороны Bungie в высшей степени странное, хотя понять его можно — надо же как-то побуждать игроков пересаживаться со старых, проверенных стволов с идеальными перками на новое оружие. Впрочем, «понять» — это одно, а вот «простить» — совсем другое. И коммьюнити, горящее чуть ли не с анонса этих изменений, в ближайшее время вряд ли сменит гнев на милость.
Впрочем, не все же Beyond Light критиковать, есть у дополнения и достоинства. А именно — сюжетная кампания. Основная история наконец-то сдвинулась с мертвой точки, и Солнечную систему изрядно встряхнуло.
Странник наконец-то восстановился, защитив при этом систему от очередного Коллапса. Злые корабли-пирамидки Тьмы (прибытие которых тизерили еще в конце «ванильной» второй части) наконец-то здесь и готовы действовать… или нет? Тьма не спешит набрасываться на Гардианов, предлагая им некий «дар», за которым нужно отправиться на Европу. Дар этот, впрочем, оппоненты Странника предложили не только защитникам человечества, но и падшим, которые закрепились на Европе. Эрамис, королева падших, мечтает отомстить Страннику за то, что тот когда-то оставил ее расу на произвол судьбы, и ради этого решает воспользоваться неожиданным предложением Тьмы.
Собственно, все дополнение пока что именно об этом. Если вы уже играли в предыдущие аддоны (да и вообще хотя бы раз запускали Destiny 2), то прекрасно догадываетесь, чем все окончится, здесь без сюрпризов. Главное и самое важное здесь то, что Гардианы наконец-то получили доступ к новому элементу — Стазису, — а также начали использовать силы Тьмы.
Тьма наконец-то пришла, но так ли она плоха, как о ней рассказывал Авангард, как о ней говорили все другие? Действительно ли она стремиться уничтожить все на своем пути? И так ли хорош и добр Свет? Это те вопросы, которые дополнение будет постепенно раскрывать перед игроком. И начнет оно со Стазиса.
Стазис — совершенно новая сила, о которой Гардианы до этого не подозревали, которой не могли пользоваться. Но теперь, с приходом Тьмы, все изменилось. Стоит только понять, что эта сила отличается от той, что дарует Странник. Ту силу нужно было заслужить, эту же нужно взрастить, изучить и укрепить множеством усилий. Просто так Стазис не дастся — нужно быть готовым к тому, что покорение нового элемента займет у Гардианов определенное время.
Пока Стазис представлен в игре довольно небольшим количеством контента. У каждого класса появилось по одному «ледяному» сабклассу, некоторые враги тоже умеют применять Стазис против вас, а среди пушек теперь есть целый один экзотический гранатомет, работающий на новом элементе. И даже с таким количеством контента Bungie ухитрилась нагородить проблем.
Проблема первая — освоение стазисных сил. За прохождение сюжета вам дадут доступ к самому сабклассу, а вот все остальное придется фармить уже после. Захотели новые гранаты? Делайте квесты. Думаете, что вам не хватает пассивок? Делайте квесты. Квесты эти смертельно занудные и весьма противные по своим требованиям. Убивать замороженных врагов, убивать врагов уроном от «раскола» льда, замедлять и убивать, убивать стазисными способностями… в общем, вы поняли. Еще дополнение раз семь-восемь за сюжетную линию предлагает сбегать в город Риис, находящийся в северной части карты — при том, что две точки высадки на Европе находятся на юге и совсем на юге. На третий раз, когда меня послали в Риис я посмеялся. На пятый — предположил, что это уже сами разработчики смеются надо мной. А на седьмой у меня начала дергаться бровь.
Проблема вторая — про баланс Bungie забыла напрочь. Стазис мало того что может испортить вам жизнь в PvE (пытаетесь перепрыгнуть с платформы на платформу во время боя с боссом, ловите рандомную заморозку и синей статуей улетаете в пропасть), так еще и в PvP он создает проблемы. Причем если в PvE это «всего лишь» откатит вас к началу боя или превратит в маркер смерти, то вот в PvP Стазис — штука жуткая.
Все дело даже не в уроне, нет. Дело именно что в заморозке. Станы и замедления в Destiny — штука в целом неприятная, но Стазис выводит эту неприятность просто-таки на новый уровень. По умолчанию он длится секунд пять. Если вы будете вырываться из ледяной темницы — где-то три секунды, только за ускоренное освобождение придется расплатиться сотней очков здоровья или щитов. С учетом того, что во время PvP-сражений даже лишняя секунда может стать фатальной, вы, думаю, представляете творящийся в «Горниле» ужас. Сейчас игрок, который заморозил свою цель, может успеть подбежать, станцевать победный танец и влепить в голову из снайперской винтовки, пока несчастный Гардиан пытается освободиться из ледяного плена. Дичь? Еще какая.
Причем, на мой вкус, самую жесть сейчас вытворяют варлоки. Удар в ближнем бою мало того что наносится с расстояния, так он еще и замораживает моментально. Ульта просто превращает его в злобного Деда Мороза, который взмахами своего посоха превращает других игроков в ледяные статуи. Ну и длится она тоже прилично — можно успеть умереть, ожить, прибежать к центру схватки и снова превратиться в сосульку, пока он там колдует.
Невольно вспоминается Forsaken, где на релизе варлоки и охотники творили что-то похожее своими новыми «пустотными» ультимейтами. Как долго продлится «ледяной фестиваль» — вопрос хороший, но я очень надеюсь, что уже в ближайшее время с этим что-нибудь сделают.
Чуть меньше трэша в «Гамбите». Авторы решили объединить обычный «Гамбит» и «Гамбит Прайм» в один режим — и получилось странно. Раунды пролетают быстро, правила по большей части взяты из «Прайма» (один раунд, нужно принести сотню, а не семьдесят пять «моток» в банк), но все равно возникает ощущение того, что что-то не так. То ли враги стали внезапно толще и злее, то ли игроки, которые прежде не играли в «Прайм», решили поиграть в «Гамбит», но тем не менее — ощущения какие-то… не те. Ну и не стоит забывать, что стазисные ультимейты действуют и здесь, из-за чего во время финальной гонки игра превращается в увлекательный квест под названием «заморозь вражескую команду быстрее, чем вражеский варлок сделает это с твоей командой».
Впрочем, «Гамбит» всегда был смесью PvP, PvE и сумасшедшего дома, и с выходом нового аддона ничего особо не изменилось. Если вы не игнорировали «Прайм» раньше, то и в обновленном режиме освоитесь быстро.
17 ноября стартовал «Сезон Охоты», но про него я напишу чуть позже, потому что пока ничего толком непонятно (кроме того, что дробовик «Дуальность» (Duality) — хорош). Надеюсь лишь, что один новый-старый персонаж не разочарует и не станет еще одним говорящим магазином с наградами. Все-таки после событий «Отвергнутых» он заслуживает роли поважнее.
Про сезон, рейд и новые экзотки
Забавно: как только я пожаловался, что баланс в PvP сломан и оружия в новом дополнении для Destiny 2 мало, Bungie начала все это исправлять. Баланс поправили, сделав заморозку чуть менее надоедливой (правда, это не мешает ваншотить врагов в своих суперах с помощью разбитого льда), а ассортимент выпадающего оружия расширили. Теперь игроки снова могут заполучить оружие из серии «Семи серафимов», плюс «Гильотину» и еще кое-какие полезные вещи.
Кроме того, разработчики дали официальный старт «Сезону охоты» и запустили рейд «Склеп Глубокого камня» — после его прохождения на Европе становится куда больше активностей.
Текущий сезон, который продлится три месяца — до 9 февраля 2021 года, привнес свой кусочек сюжета (легкие спойлеры!), посвященный погибшему еще в Forsaken принцу Ульдрену Сов. Если вы следили за сюжетом Destiny 2 внимательно, то знаете, что принца уже давно воскресили в качестве Гардиана, который, естественно, ничего о прошлом не помнит. Зато окружающие — очень даже помнят, поэтому Кроу (так теперь зовут воскрешенного) оказался в весьма сложном положении. Его выручил знакомый по тому же дополнению Forsaken Паук и взял в свою команду… предварительно, правда, заминировал его призрака.
Так что теперь эта странная парочка работает вместе, пытаясь остановить богиню Улья Зиву Арат, которая воспользовалась вторжением Тьмы и чуть не прикончила Осириса. Тот едва умудрился выкарабкаться, но теперь жаждет отомстить, поэтому Гардианам ничего не остается, кроме как помочь Ульдрену, Пауку и Осирису в их нелегком деле.
С точки зрения геймплея основной элемент сезона — режим «Охота на гневорожденных» — ничего особенного собой не представляет. Заряжаете особый артефакт, выбираете в нем босса для охоты, дополняете это модификаторами, позволяющими получить определенные перки на оружие или броню, и отправляетесь в путь. Заряжается приманка быстро, сама охота тоже много времени не занимает — словом, неплохой (пусть и не слишком увлекательный) способ целенаправленно добывать необходимые для усиления предметы экипировки.
А вот с точки зрения сюжета сезон пока сложно оценить — он только начался, игрокам еще не представили все возможные квесты (будет еще как минимум окончание текущей линии Кроу и история про «Хоукмун»), но пока претензий у меня немного.
С рейдом же куда интереснее. Рейды в Destiny — это всегда крутой контент, требующий определенной подготовки, умений и терпения. «Склеп» от своих предшественников не сильно отличается, и на его прохождение в первый раз можно потратить три-четыре часа. Но для некоторых игроков именно такой контент — лучшее, что дарит Destiny 2. И, уверяю, в этом смысле разочарований вновь не будет.
Рейды — одна из самых важных вещей для коммьюнити. Поэтому при создании «Склепа Глубокого камня» мы старались сделать все возможное, чтобы удовольствие получили как ветераны, так и игроки, которые впервые попробуют наши рейды. В «Склепе» Гардианов ждут самые различные испытания, поэтому скучать не придется.
Вместе с этим, в следующем году, в одном из сезонов дополнения «За гранью Света» в игре появится и рейд из первой части — Vault of Glass. Мы планируем немного изменить его, изменив кое-какие механики и добавив ряд испытаний [речь идет о противниках-чемпионах — ред.], так что даже для Гардианов, прошедших первую часть, этот рейд будет вызовом. Дополнительно мы хотим сделать так, чтобы опробовать рейды смогли как можно больше игроков. Сейчас такая возможность есть далеко не у всех, и мы хотим с этим что-нибудь сделать.
Будут ли в Destiny 2 другие рейды или активности из первой части? Сейчас сказать сложно, поэтому мы пока не будем делать поспешных заявлений. Но, как вы понимаете, сказать однозначное «нет» мы тоже не можем. Так что следите за новостями!
Рейд продолжает сюжетную линию Европы и Падших, окопавшихся на спутнике. Они нашли способ пробраться внутрь древнего исследовательского комплекса Кловиса Брея, где появились на свет первые экзо, и Гардианам предстоит прогнать их оттуда, пока не случилось непоправимое. По дороге выясняется несколько любопытных подробностей — например, что комплексом заправляет искусственный интеллект, созданный из оцифрованной личности Кловиса Брея-первого. Или что «тело», о котором говорила Эрамис во время прохождения страйка «Хрустальный путь» (The Glassway), внезапно оказывается Таниксом — старым знакомым многих Гардианов, который погибал уже раз пять точно. Еще немного, и бедного Падшего можно будет номинировать на самого несчастного злодея всей Destiny.
Deep Stone Crypt состоит из шести условных сегментов (поездка через бурю, предварительная битва, лифты, станция и две конфронтации с Таниксом), и каждый из них по-своему уникален. Как и прежде, рейд не заставляет игроков бездумно отстреливать противников. Напротив, «Склеп» — весь про тайминги и командную работу, малейшая ошибка может привести к провалу.
Что до новой экзотической добычи, то и с ней все хорошо. Вместе со стартом сезона и появлением рейда в игру добавили сразу три пушки — снайперку «Небесный удар» (Cloudstrike), меч «Плач» (Lament) и ракетную установку «Глаза будущего» (Eyes of Tomorrow).
Первая — на самом деле переделанный магический посох, который с каждым попаданием в голову обрушивает на врагов молнии (в PvP одним удачным попаданием можно прикончить сразу нескольких врагов). Меч — совершенно поломанное и безумное оружие для PvE, которое позволяет делить на ноль боссов и лечиться от нанесенного урона. Базука же… скажу лишь, что это улучшенная версия «Истины» (Truth), только более «злая» и откровенно дисбалансная. В Гамбите эта ракетница наверняка будет пользоваться огромной популярностью… правда, только у крайне удачливых игроков, ведь получить ее можно лишь с нового рейда.
Чуть позже появится и экзотический револьвер «Хоукмун», но когда именно — загадка. Неизвестно также, оставят ли ему особенности из первой части или все же переработают.
Beyond Light нравится мне гораздо больше, чем «Обитель теней». Там Bungie предложила сюжетную линию с двумя клиффхэнгерами (один после завершения сюжета, второй — после завершения рейда), разрешения которых пришлось ждать аж до «Сезона Прибытия». Здесь же сюжет сплошной: истории семейства Брей, Тьмы, Падших на Европе и излишне любопытных Гардианов рассказываются параллельно друг другу и постоянно обрастают дополнительной информацией. Пока отстраненно выглядят лишь события сезона — но, надеюсь, и Кроу с Пауком подключатся к веселью.