27 ноября 2020Игры
Обновлено 05.12.2020

Рецензия на Demon's Souls

Demonʼs Souls — ремейк одноименного ролевого экшена, вышедшего в 2009-м на PS3. Оригинал — игра во многом культовая: именно в ней впервые появились все ключевые элементы серии Souls, она же познакомила мир с талантом Хидетаки Миядзаки, одного из самых известных японских геймдизайнеров на сегодня.
Demonʼs Souls — ремейк одноименного ролевого экшена, вышедшего в 2009-м на PS3. Оригинал — игра во многом культовая: именно в ней впервые появились все ключевые элементы серии Souls, она же познакомила мир с талантом Хидетаки Миядзаки, одного из самых известных японских геймдизайнеров на сегодня.

И обновленная версия, созданная с нуля студией Bluepoint, — это отличная возможность для многих посмотреть, с чего началась история «Душ». А еще — собственными глазами увидеть воскрешение онлайновой жизни Demonʼs Souls, которая оборвалась в феврале 2018-го, когда From Software отключила серверы оригинала.

Нужно, впрочем, признать, что на фоне масштабной и невероятно проработанной Dark Souls 3, пиковой точки серии, игра 2009-го, пусть и в виде безумно красивого ремейка для PlayStation 5, впечатляет не так сильно, как 11 лет назад. Тем не менее это все еще потрясающий экшен.

Королевство Болетария, а вместе с ним и весь мир, — под угрозой. Старый король Аллант, чтобы получить еще больше могущества и добиться процветания своего государства, провел темный ритуал, но ни к чему хорошему это не привело. Старания правителя пробудили древнего монстра Старейшего — после этого на земли Болетарии опустился густой туман, а вместе с ним туда пришли и страшные демоны, жаждущие поглотить человеческие души.

Не раз уже в королевство отправлялись герои, чтобы спасти страну, но практически никто из них не вернулся. А те, кому все же удалось выбраться, рассказали, что Болетария теперь — весьма опасное место. И все бы ничего, только непроглядный туман, служащий демонам как прикрытие, вскоре распространится далеко за пределы одного королевства.

Вы — один из тех редких героев, кто все еще верит в спасение Болетарии. Демоны, правда, вскоре заставят вас в этом усомниться: уже в первые полчаса Demonʼs Souls вы встретите совершенно непобедимого демона (на самом деле — одолеть его можно, но сложно), который убьет вашего героя. Тот, в свою очередь, после смерти попадет в Нексус — древний храм, соединяющий с помощью портальных архикамней пять регионов королевства. Иначе говоря, Нексус — это хаб, где можно прокачаться за накопленные души, а еще — найти полезных NPC вроде торговцев, кузнецов и преподавателей магии. Открытого мира в Demonʼs Souls нет.

Рецензия на Demon's Souls - фото 1

Похожий хаб, Храм огня, есть и в Dark Souls 3 — и это лишь один пример того, насколько сильно игра 2009 года повлияла на три последующие части Dark Souls. В действительности таких примеров, конечно, куда больше. Души в качестве основы всего (это и валюта, и очки для прокачки, и элемент сюжета), только один шанс забрать с места гибели накопленное непосильным трудом, свирепые боссы, ловушки и дизайн локаций, намекающий, что в этой игре погибнуть можно и вне битвы с противником, сообщения других игроков на земле — все это появилось именно в Demonʼs Souls, после чего From Software стала каждую из этих идей развивать в будущих играх. Так, в Dark Souls появился Эстус как основной способ лечения, а еще — те самые костры, то есть контрольные точки, где можно отдохнуть, пополнить запасы и прокачаться.

Как же в Demonʼs Souls без костров? Непросто! Каждый регион Болетарии, куда ведет один из пяти камней, условно разделен на четыре большие локации. Условно — потому что между ними нет экранов загрузки, зато есть боссы. Если убить босса, на месте его гибели появится новый портальный архикамень — он и будет контрольной точкой. А между боссами — только десятки врагов и масса других способов погибнуть.

И вот вы переноситесь из хаба в один из регионов (величественный королевский дворец, шахтерский город, башня-тюрьма, опасные болота и штормовой остров) и отправляетесь в путь до первого босса. Идти — в среднем около часа, если не знать, что и куда. Если погибли — начинать предстоит с начала локации. А если дошли до босса и убили его — радуйтесь, так как неподалеку появился архикамень, от которого теперь можно продолжить путь.

Рецензия на Demon's Souls - фото 2

Звучит так, будто Demonʼs Souls вообще не щадит игрока. И это правда, но только отчасти — иногда все же можно отыскать срез, избавиться от мощного противника, который преграждает путь, или задеть скрипт, который на следующем забеге каким-либо образом облегчит дорогу. Хотя отсутствие костров и других контрольных точек — это, конечно, издевательство. Хорошо, что Dark Souls в этом смысле сделали чуть дружелюбнее.

С другой стороны, в той же Dark Souls студия отказалась от механики тенденций — как мне кажется, напрасно. В Demonʼs Souls у каждого мира есть своя тенденция: изначально она нейтральная, однако вы по мере прохождения можете сделать ее светлой или темной. Тенденция мира светлеет, если убить в нем босса. И темнеет — если в этом мире погибнуть в телесной форме. Свой человеческий облик герой восстанавливает после победы над боссом, а после гибели — продолжает путешествие в форме духа, с полоской здоровья, сокращенной вдвое.

Зачем вообще менять тенденцию мира в ту или иную сторону? В «светлых» мирах враги становятся слабее, в «темных» — наоборот, сильнее, набираются здоровья. К тому же в каждом регионе есть локации, куда не попасть при нейтральной тенденции — это необязательные для прохождения игры участки уровней, где можно найти какое-нибудь редкое оружие, персонажей или просто много лута.

Рецензия на Demon's Souls - фото 3

Механика тенденций — повод для споров, поскольку далеко не всем она нравится. Против нее играет и тот факт, что ради «осветления» можно специально погибать в Нексусе, падая там с большой высоты (ведь в хабе тенденцию испортить невозможно), и затем отправляться в любой из миров уже в форме духа. И да, в этом случае здоровья у героя будет лишь половина, а часть онлайновых возможностей станет недоступна. Но на самом деле, если не возвращать себе телесную форму с помощью особого артефакта и не умирать после этого в том или ином мире раз за разом, сделать его тенденцию темной не проще, чем «осветлить» ее.

На мой взгляд, при первом прохождении про тенденции вообще можно забыть, а вот на NG+ и дальше они станут отличным дополнительным челленджем для опытных игроков. Кроме того, всегда приятно даже в целиком исследованном мире открыть при светлой или темной тенденции незнакомый участок локации — многие как раз ради этих исследований в серию Souls и играют!

Рецензия на Demon's Souls - фото 4

Впрочем, и тенденции, и кооператив, и вторжения в миры других игроков в виде фантомов, и сообщения на земле, оставленные кем-то, кто в этом месте побывал до вас, — все это в оригинальной Demonʼs Souls в 2018 году перестало работать вместе с серверами. Игроки запустили фанатский сервер, однако по-настоящему популярным он так и не стал. А вот ремейк вернул все указанные находки к жизни и привлек к «игре, с которой все началось» внимание новой аудитории.

Последнее — гораздо важнее великолепной графики и возможности сыграть в 60 FPS, поскольку в 2009-м оригинал из-за своей эксклюзивности для многих остался просто еще одной странной японской ролевой игрой. Теперь же родоначальнику серии и целого жанра можно наконец отдать должное. И, главное, сделать это с удовольствием: Bluepoint детально воссоздала в ремейке игровой процесс оригинала, ничего не испортила, ничего не изменила настолько, чтобы это бросалось в глаза. Из самого заметного — добавила лимит на лечебную траву и зелья для восстановления маны и придумала режим «Расколотый мир», где все локации предстают в зеркальном отражении. Ничего серьезного.

Как я написал в начале, на фоне Dark Souls 3 ремейк Demonʼs Souls впечатляет гораздо меньше, чем мог бы, — он менее масштабный, в чем-то гораздо менее сложный, да и некоторые боссы в нем выглядят «прототипами» куда более выразительных противников из последующих игр студии. И кто-то, возможно, решит, что для ремейка игру нужно было переделывать сильнее — менять некоторые механики, заново изобретать часть боссов, наделять обновленную версию инновациями, которые были в той же Dark Souls 3. Мне же кажется, что все это — попросту бесполезные рассуждения.

Demonʼs Souls 2020 года — ремейк одноименной игры. Это вовсе не Dark Souls 4, от которой логичнее было бы требовать развития старых идей. Это важнейшая часть истории From Software и серии Souls — переписывать ее не требуется. Важно было сохранить то, что когда-то сделало игру уникальной, но здорово обновить, чтобы об этой истории могли узнать новые игроки.

И Bluepoint с этой задачей справилась отлично, хотя и не стану спорить, что некоторые редкие моменты можно было и поправить. Например, совершенно невозможную камеру в битве с боссом Людоедом (Maneater). В остальном же — потрясающий ремейк выдающейся и знаковой игры.

Комментарии 16
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь
old withering snake
old withering snake
жду оценки Зомбо
Сергей Козорез 412
Сергей Козорез 412
жду свою ПС5 чтоб самому наконец начать страдать :)
The XOF
The XOF
Одна из лучших игр в стартовой линейке PlayStation 5 и первый системселлер. В минусы ремейка правда можно записать спорные решения касательного визуального стиля локаций и некоторых врагов и боссов. Интересно что за 11 лет с момента выхода Demon's Souls только в его римейке и вернулась система тенденций, которой не было ни в соулс-лайк игр, ни в самих соулсах.