Рецензия на Dead Rising 4
Самая первая Dead Rising была вполне себя концептуальной штукой. Кроме тысяч зомби, оккупировавших торговый центр, там были запоминающиеся боссы, запутанная история и спорная, но занятная концепция таймера. Главный герой прибывал в очаг зомби-эпидемии на три дня. Их можно было хоть на месте просидеть, а в конце все равно улететь восвояси и увидеть концовку. А можно было отправиться разбираться с эпидемией, плохо рассчитать время и запороть не только побочки, но и основной сюжетный квест, просто не поспев вовремя куда нужно.
Но в Capcom быстро смекнули, что игрокам куда больше нравилось потрошить зомби, нежели заниматься тайм-менеджментом, и во второй части фокус был смещен именно на разборки с ходячими. Таймер-то остался, но больше не мешал. Можно было и зомби крошить сколько душе угодно, и самые дурацкие костюмы спокойно искать, и просто таскаться по окрестностям, глазея по сторонам – времени на все хватало. Важна вторая часть тем, что в ней впервые в серии появилось комбо-оружие: к боксерским перчаткам, например, можно было прилепить ножи, а найденный бычий череп никто не мешал облить маслом, поджечь и нацепить на голову, чтобы таранить лбом мертвяков.
Это все было очень кстати, ведь боевая система в игре не поменялась, оставшись такой же неуклюжей, как и в первой части (спойлер: в четвертой тоже ничего не поменялось).
Все, что мог делать игрок, – долбить по кнопке атаки, наслаждаясь зрелищем разлетающихся на части мертвяков. Парадокс, правда, в том, что это ощущается гораздо веселее, чем звучит.
Третья часть дала серии чуть более осязаемый открытый мир (для исследования был доступен целый городок), еще больше зомби в кадре и возможность раскатывать их с помощью самого разного транспорта – от броневика до катка для укладки асфальта. Более того, помимо новых рецептов для комбо-оружия появилась возможность своими руками практически из ведер и гвоздей собирать такие смертоносные тачки, что они и во вселенной «Безумного Макса» навели бы шороху. Прорываться через ряды ходячих на смеси бульдозера и байкерского чоппера или за рулем «шокдозера», поливающей врагов фейерверками комбинации броневика и бульдозера, – особое развлечение. Иногда даже стыдно становится от того, что получаешь от таких тупых вещей удовольствие, но в этом очарование Dead Rising.
К чему я так подробно вспоминаю предыдущие части? Да потому что Dead Rising 4, по уже сложившейся традиции, всю их программу повторяет, добавляя к общему веселью лишь крохотные штрихи.
Главное нововведение четвертой части – силовые костюмы. Да-да, настоящие экзоскелеты – куда же без них в современных играх? Нацепив такой, можно хвататься за особенно высокотехнологичное и опасное оружие: огромные огнеметы и «рельсовые» пушки, силовые топоры и здоровенные промышленные дрели. Совсем уйти в отрыв тоже никто, разумеется, не мешает – кому нужны все эти навороты, если можно просто вырвать из земли парковочный счетчик вместе с куском асфальта и размахивать им словно Халк?
Но в Dead Rising 4 и без экзоскелета скучать не приходится. Фантазии у Capcom Vancouver хватает – комбинации оружия и транспорта стали еще безумнее. Личные фавориты: волшебная палочка, превращающая зомби в подарки и пряничных человечков, и дичайшая смесь детского велосипеда и газонокосилки – один раз прокатитесь на такой через особенно густую толпу зомби, и я гарантирую, что вы влюбитесь в эту игру. Комбо-оружие придает вкуса даже традиционно нудным перестрелкам – собранная своими руками базука и арбалет, стреляющий взрывчаткой с фейерверками, здорово их оживляют. Ради вот этого всего даже на поиск чертежей время тратить не лень.
Тестировать все эти инженерные шедевры предстоит на улицах Уилламета, того самого городка из оригинальной игры, где началась самая первая зомби-эпидемия. Напасть приключилась снова. Да и разбираться с ней предстоит опять Фрэнку Уэсту, герою первой игры и главному любимчику фанатов серии, которого на сей раз мы застаем скрывающимся от властей под псевдонимом Хэнк Ист и преподающим на вечерних курсах свадебную фотографию. Возвращение Фрэнка – куда более важное событие, чем может показаться. Чак Грин из второй части был слишком уж серьезен, а Ник Рамос из третьей – чересчур безлик.
Уэст же – обаятельный проходимец и ходячий генератор тупых шуток, над которыми невозможно не смеяться. Идеальный герой для Dead Rising.
Все свои переживания и страхи (а заодно и человечность) он оставил еще в первой части, когда насмотрелся на такие ужасы, от которых многие отправились бы в психушку. Хотя и до этого он был тем еще мерзавцем, готовым ради сенсации и удачного кадра спокойно наблюдать, как толпу выживших поедает стая живых мертвецов. Для него новая зомби-эпидемия – не только шанс подзаработать, восстановить свое относительно доброе имя (как его очернили – история отдельная и довольно, между прочим, интересная), но и возможность вдоволь повеселиться. Он это даже не отрицает. Он с игроком заодно.
Сам Уилламет – не более чем полигон для уничтожения тысяч ходячих и испытания самых безумных комбинация оружия, что вполне ожидаемо. Дотошно изучать город и искать секреты можно, конечно, но смысла и интереса в этом немного. С другой стороны, все непосредственно влияющие на прохождение второстепенные активности, вроде поиска новых чертежей или спасения выживших, расставлены крайне грамотно.
Маршруты в игре проложены так, чтобы, пока вы едете зачищать очередную точку от зомби по сюжетной необходимости, все самые интересные второстепенные активности случались прямо у вас по пути, перед глазами.
Получается, вы просто едете на миссию, а между делом спасаете пару выживших и обчищаете несколько тайников. Да и новые чертежи чаще всего валяются где-нибудь рядом с местами, в которых происходят события сюжетных заданий. Даже не отвлекаясь на побочки специально, ближе к концу сюжетной кампании вы отыщете почти все, что есть в игре. Примерно так же работала, к примеру, Sleeping Dogs, и это очень правильный подход к организации открытого мира в играх.
Единственный тип заданий, который все же заставляет мотаться по конкретным точкам на карте, – охота за маньяками.
Раньше стычки с поехавшими обитателями города были частью сюжета, теперь же безумцев вынесли за рамки обязательного прохождения. Не сказать, чтобы сами по себе эти сражения были интересными (они и в первой части геймплейно больше раздражали), но вот сами типажи маньяков правда забавные, ради них эти задания, пожалуй, проходить стоит. Но лучше бы они, как и прочие сайд-квесты, просто попадались по дороге, и не нарушали общий ритм игры.
Но если с устройством открытого мира в серии прогресс заметный, то вот по части сюжета игра сильно откатилась назад даже по сравнению с третьей частью, где недостаток неожиданных поворотов и хоть сколько-нибудь интересных героев очень сильно ощущался. Понятное дело, что в Dead Rising играют не ради глубокой драматургии, но мне вся эта история с зомби-осами, безумными учеными и зараженными сиротами правда нравилась. Да, это был откровенный трэш, поданный с предельно серьезным лицом, но в этом-то и была соль.
Да и совершенно двинутые персонажи в серии всегда радовали. Теперь же Фрэнк почти всю игру проводит один, а сама история дальше штампов в духе «правительство использует зомби-вирус, чтобы создать армию» не заходит. Парочка важных сюжетных героев на экране появляется раз в пару часов на пару же минут. Даже одиноко себя иногда чувствуешь. С другой стороны, это гораздо лучше затянутых дурацких диалогов из третьей части – меньшее зло.
Кат-сцен стало совсем мало, а это очень обидно. В Dead Rising всегда было особенным развлечением нарядить героя в самый дурацкий костюм и хохотать, глядя, как он в нем с важным видом расхаживает в сюжетных роликах или даже пытается разыграть какую-то драму.
Зато общую мифологию серии сюжет Dead Rising 4 дополняет хорошо, закрывая многие белые пятна, оставшиеся еще со времен первой части, если, конечно, это кому-нибудь интересно. Хотя сложно не заметить, что серия все больше посматривает в сторону Resident Evil.
В зомби-жанре с годами ничего не меняется. Dead Rising 4 – лучшая и самая веселая игра про уничтожение ходячих мертвецов. Монополию серии за эти годы даже Techland со своими Dead Island и Dying Light нарушить не смогла (хотя это, разумеется, дело вкуса). Dead Rising не относится к себе слишком серьезно, не грузит игрока и не заставляет проводить за собой десятки часов, позволяя ему просто вдоволь повеселиться и поэкспериментировать с сумасшедшими творениями подпольной инженерии. А ведь всем этим можно заняться и в кооперативе в компании друзей – в этом году веселее только саранчу в Gears of War 4 отстреливать.
Но развивается серия чересчур крохотными шажками, а ведь выходят новые игры не так уж часто. Сейчас концепция Dead Rising себя уже практически полностью исчерпала, и к следующий части нужно уже что-то серьезно менять.
А еще Dead Rising 4 – лучший генератор новогоднего настроения.
Действие игры разворачивается как раз накануне рождественского сезона. Кругом елочки и гирлянды, на саундтреке хорошо знакомая каждому рождественская музыка. Зомби и развешанные кругом кишки всему этому придают, конечно, странный привкус, но наслаждаться атмосферой совсем не мешают. В крайнем случае можно заглянуть в магазин рождественских украшений, набрать там звездочек для елки и навтыкать их в головы ходячим. Чтобы фон не портили.