Рецензия на Dead Rising 4


Самая первая Dead Rising была вполне себя концептуальной штукой. Кроме тысяч зомби, оккупировавших торговый центр, там были запоминающиеся боссы, запутанная история и спорная, но занятная концепция таймера. Главный герой прибывал в очаг зомби-эпидемии на три дня. Их можно было хоть на месте просидеть, а в конце все равно улететь восвояси и увидеть концовку. А можно было отправиться разбираться с эпидемией, плохо рассчитать время и запороть не только побочки, но и основной сюжетный квест, просто не поспев вовремя куда нужно.
Но в Capcom быстро смекнули, что игрокам куда больше нравилось потрошить зомби, нежели заниматься тайм-менеджментом, и во второй части фокус был смещен именно на разборки с ходячими. Таймер-то остался, но больше не мешал. Можно было и зомби крошить сколько душе угодно, и самые дурацкие костюмы спокойно искать, и просто таскаться по окрестностям, глазея по сторонам – времени на все хватало. Важна вторая часть тем, что в ней впервые в серии появилось комбо-оружие: к боксерским перчаткам, например, можно было прилепить ножи, а найденный бычий череп никто не мешал облить маслом, поджечь и нацепить на голову, чтобы таранить лбом мертвяков.


Это все было очень кстати, ведь боевая система в игре не поменялась, оставшись такой же неуклюжей, как и в первой части (спойлер: в четвертой тоже ничего не поменялось).
Все, что мог делать игрок, – долбить по кнопке атаки, наслаждаясь зрелищем разлетающихся на части мертвяков. Парадокс, правда, в том, что это ощущается гораздо веселее, чем звучит.

Третья часть дала серии чуть более осязаемый открытый мир (для исследования был доступен целый городок), еще больше зомби в кадре и возможность раскатывать их с помощью самого разного транспорта – от броневика до катка для укладки асфальта. Более того, помимо новых рецептов для комбо-оружия появилась возможность своими руками практически из ведер и гвоздей собирать такие смертоносные тачки, что они и во вселенной «Безумного Макса» навели бы шороху. Прорываться через ряды ходячих на смеси бульдозера и байкерского чоппера или за рулем «шокдозера», поливающей врагов фейерверками комбинации броневика и бульдозера, – особое развлечение. Иногда даже стыдно становится от того, что получаешь от таких тупых вещей удовольствие, но в этом очарование Dead Rising.
К чему я так подробно вспоминаю предыдущие части? Да потому что Dead Rising 4, по уже сложившейся традиции, всю их программу повторяет, добавляя к общему веселью лишь крохотные штрихи.
Главное нововведение четвертой части – силовые костюмы. Да-да, настоящие экзоскелеты – куда же без них в современных играх? Нацепив такой, можно хвататься за особенно высокотехнологичное и опасное оружие: огромные огнеметы и «рельсовые» пушки, силовые топоры и здоровенные промышленные дрели. Совсем уйти в отрыв тоже никто, разумеется, не мешает – кому нужны все эти навороты, если можно просто вырвать из земли парковочный счетчик вместе с куском асфальта и размахивать им словно Халк?

Но в Dead Rising 4 и без экзоскелета скучать не приходится. Фантазии у Capcom Vancouver хватает – комбинации оружия и транспорта стали еще безумнее. Личные фавориты: волшебная палочка, превращающая зомби в подарки и пряничных человечков, и дичайшая смесь детского велосипеда и газонокосилки – один раз прокатитесь на такой через особенно густую толпу зомби, и я гарантирую, что вы влюбитесь в эту игру. Комбо-оружие придает вкуса даже традиционно нудным перестрелкам – собранная своими руками базука и арбалет, стреляющий взрывчаткой с фейерверками, здорово их оживляют. Ради вот этого всего даже на поиск чертежей время тратить не лень.


Перестрелки с живыми людьми в игре случаются не так уж часто, но лучше бы их не было вовсе – это самая скучная часть игры: ни укрытий, ни динамики. По ощущениям это близко к какой-нибудь Devil’s Third. А вот медлительных зомби из огнестрела бить вполне весело.
Тестировать все эти инженерные шедевры предстоит на улицах Уилламета, того самого городка из оригинальной игры, где началась самая первая зомби-эпидемия. Напасть приключилась снова. Да и разбираться с ней предстоит опять Фрэнку Уэсту, герою первой игры и главному любимчику фанатов серии, которого на сей раз мы застаем скрывающимся от властей под псевдонимом Хэнк Ист и преподающим на вечерних курсах свадебную фотографию. Возвращение Фрэнка – куда более важное событие, чем может показаться. Чак Грин из второй части был слишком уж серьезен, а Ник Рамос из третьей – чересчур безлик.
Уэст же – обаятельный проходимец и ходячий генератор тупых шуток, над которыми невозможно не смеяться. Идеальный герой для Dead Rising.
Все свои переживания и страхи (а заодно и человечность) он оставил еще в первой части, когда насмотрелся на такие ужасы, от которых многие отправились бы в психушку. Хотя и до этого он был тем еще мерзавцем, готовым ради сенсации и удачного кадра спокойно наблюдать, как толпу выживших поедает стая живых мертвецов. Для него новая зомби-эпидемия – не только шанс подзаработать, восстановить свое относительно доброе имя (как его очернили – история отдельная и довольно, между прочим, интересная), но и возможность вдоволь повеселиться. Он это даже не отрицает. Он с игроком заодно.


Единственная претензия к Уэсту в Dead Rising 4 – голос. В четвертой части героя озвучивает уже не Теренс Ротоло. Новый актер справляется отлично, но… сами понимаете.
Сам Уилламет – не более чем полигон для уничтожения тысяч ходячих и испытания самых безумных комбинация оружия, что вполне ожидаемо. Дотошно изучать город и искать секреты можно, конечно, но смысла и интереса в этом немного. С другой стороны, все непосредственно влияющие на прохождение второстепенные активности, вроде поиска новых чертежей или спасения выживших, расставлены крайне грамотно.
Маршруты в игре проложены так, чтобы, пока вы едете зачищать очередную точку от зомби по сюжетной необходимости, все самые интересные второстепенные активности случались прямо у вас по пути, перед глазами.
Получается, вы просто едете на миссию, а между делом спасаете пару выживших и обчищаете несколько тайников. Да и новые чертежи чаще всего валяются где-нибудь рядом с местами, в которых происходят события сюжетных заданий. Даже не отвлекаясь на побочки специально, ближе к концу сюжетной кампании вы отыщете почти все, что есть в игре. Примерно так же работала, к примеру, Sleeping Dogs, и это очень правильный подход к организации открытого мира в играх.

Единственный тип заданий, который все же заставляет мотаться по конкретным точкам на карте, – охота за маньяками.
Раньше стычки с поехавшими обитателями города были частью сюжета, теперь же безумцев вынесли за рамки обязательного прохождения. Не сказать, чтобы сами по себе эти сражения были интересными (они и в первой части геймплейно больше раздражали), но вот сами типажи маньяков правда забавные, ради них эти задания, пожалуй, проходить стоит. Но лучше бы они, как и прочие сайд-квесты, просто попадались по дороге, и не нарушали общий ритм игры.


Но если с устройством открытого мира в серии прогресс заметный, то вот по части сюжета игра сильно откатилась назад даже по сравнению с третьей частью, где недостаток неожиданных поворотов и хоть сколько-нибудь интересных героев очень сильно ощущался. Понятное дело, что в Dead Rising играют не ради глубокой драматургии, но мне вся эта история с зомби-осами, безумными учеными и зараженными сиротами правда нравилась. Да, это был откровенный трэш, поданный с предельно серьезным лицом, но в этом-то и была соль.
Да и совершенно двинутые персонажи в серии всегда радовали. Теперь же Фрэнк почти всю игру проводит один, а сама история дальше штампов в духе «правительство использует зомби-вирус, чтобы создать армию» не заходит. Парочка важных сюжетных героев на экране появляется раз в пару часов на пару же минут. Даже одиноко себя иногда чувствуешь. С другой стороны, это гораздо лучше затянутых дурацких диалогов из третьей части – меньшее зло.

Dead Rising никогда не была эталоном графики, но четвертая часть технически получилась особенно невзрачной. Местами он выглядит даже хуже Dead Rising 3. Особенно это заметно, когда в кадре крупным планом светятся герои.
Кат-сцен стало совсем мало, а это очень обидно. В Dead Rising всегда было особенным развлечением нарядить героя в самый дурацкий костюм и хохотать, глядя, как он в нем с важным видом расхаживает в сюжетных роликах или даже пытается разыграть какую-то драму.
Зато общую мифологию серии сюжет Dead Rising 4 дополняет хорошо, закрывая многие белые пятна, оставшиеся еще со времен первой части, если, конечно, это кому-нибудь интересно. Хотя сложно не заметить, что серия все больше посматривает в сторону Resident Evil.

В зомби-жанре с годами ничего не меняется. Dead Rising 4 – лучшая и самая веселая игра про уничтожение ходячих мертвецов. Монополию серии за эти годы даже Techland со своими Dead Island и Dying Light нарушить не смогла (хотя это, разумеется, дело вкуса). Dead Rising не относится к себе слишком серьезно, не грузит игрока и не заставляет проводить за собой десятки часов, позволяя ему просто вдоволь повеселиться и поэкспериментировать с сумасшедшими творениями подпольной инженерии. А ведь всем этим можно заняться и в кооперативе в компании друзей – в этом году веселее только саранчу в Gears of War 4 отстреливать.
Но развивается серия чересчур крохотными шажками, а ведь выходят новые игры не так уж часто. Сейчас концепция Dead Rising себя уже практически полностью исчерпала, и к следующий части нужно уже что-то серьезно менять.

А еще Dead Rising 4 – лучший генератор новогоднего настроения.
Действие игры разворачивается как раз накануне рождественского сезона. Кругом елочки и гирлянды, на саундтреке хорошо знакомая каждому рождественская музыка. Зомби и развешанные кругом кишки всему этому придают, конечно, странный привкус, но наслаждаться атмосферой совсем не мешают. В крайнем случае можно заглянуть в магазин рождественских украшений, набрать там звездочек для елки и навтыкать их в головы ходячим. Чтобы фон не портили.
