Man of Medan — жуткий «интерактивный хоррор» с вариативностью от авторов Until Dawn
Поэтому наблюдать за играми Supermassive лучше вместе с друзьями — в одиночку в них играть можно, но совершенно бессмысленно. Куда круче, когда есть с кем поспорить на сюжетной развилке, испугаться скримера и поорать, когда один из героев из-за чьей-нибудь ошибки погибает. И если «Дожить до рассвета» — «молодежный ужастик для просмотра в компании» лишь формально (в нем нет коопа), то Man of Medan — игра с возможностью совместного прохождения, развивающая идеи, заложенные еще в Hidden Agenda.
Да, в Man of Medan есть кооператив — локальный и онлайновый. С первым не очень интересно — каждый игрок управляет кем-то из пяти персонажей, и пока играет один — другие сидят и смотрят: в Until Dawn можно так же играть на самом деле — просто передавая геймпад друг другу. Онлайновый кооп для двух игроков куда занятнее — в нем разные события иногда происходят одновременно, параллельно друг с другом. Чаще всего это происходит, когда героев разделяет сюжет — и каждый из игроков наблюдает за «своей» группой персонажей.
Некоторые такие параллельные события уникальны, то есть увидеть их можно только в коопе. В сингле они будут закрыты до релиза бесплатного обновления с режимом Curatorsʼs Cut (уже сейчас доступным за предзаказ), который позволит перепройти Man of Medan за других героев и принять еще больше судьбоносных решений. Это поможет дополнить общую картину, но не волнуйтесь — ни одно из таких событий не несет важного сюжетного смысла. Ответы на вопросы и разгадку в них прятать не стали.
А загадок и вопросов в Man of Medan довольно много, и связаны они не только с жутким судном. Начинается все с того, что четверо дайверов арендуют небольшую яхту и отправляются на место крушения военного истребителя времен Второй мировой. Самолет на дне океана они действительно находят, а еще знакомятся с агрессивными рыбаками, которые проплывают мимо и зло смотрят. Следующей ночью рыбаки захватят дайверов и капитана яхты в плен (это не спойлер — про эпизод я писал еще в первых впечатлениях), эта замечательная компания попадет в шторм и неожиданно выплывет к возникшему из тумана огромному кораблю.
Что это за корабль? Почему на нем нет ни одной живой души? Чего хотят рыбаки? Что же такого страшного произошло на борту судна много лет назад, что так сильно напугало суровых военных. ТАК сильно, что все они, кажется, погибли от страха. Или не от него? Есть ли на корабле призраки? На все эти вопросы вы так или иначе получите ответы.
Так или иначе.
Главная проблема сюжета Man of Medan в том, что подают его странно, порой — не слишком удачно. А еще в том, что четкого финала у истории про корабль-призрак попросту нет. Игра вообще может закончиться тем, что после всех этих пугалок с призраками, искаженными от ужаса лицами погибших военных и прочей чертовщины выжившие персонажи выйдут на палубу судна, увидят рассвет, порадуются, что не погибли, и оставят вас наедине с титрами. Вам же останется только спросить, что же произошло на этом дьявольском корабле.
Так получилось по двум причинам. Во-первых, многие подробности сюжета находятся в бортовых журналах и записях, дневниках членов экипажа, газетных вырезках и так далее. У меня нет проблем с этим художественным приемом, я очень люблю копаться во всяческих записках (недавно делал это в Control — каеф), но Man of Medan — игра для большой компании. Худшее, что можно сделать, когда перед экраном телевизора сидят пять человек, — предложить им почитать записки.
Поймите правильно: эти записки хорошо написаны, некоторые могут напугать сильнее, чем скримеры, мне нравится их читать, да и сеттинг располагает — вы медленно исследуете корабль-призрак, изучаете записи, так и должно все работать в подобной истории. Только вот Man of Medan — не хоррор вроде Silent Hill или Dead Space, тем, кто в нее играет, хочется смотреть на происходящее, а не читать.
Во-вторых, вариативность может привести к тому, что вы не увидите и половины сюжета. Да, вы без труда, если будете ошибаться в QTE, сможете погубить всех персонажей и толком даже не успеете прочитать записки — просто не дойдете до тех, в которых описаны детали того, что же произошло на корабле много лет назад.
С другой стороны, вариативность побуждает проходить Man of Medan снова и снова. Я прошел ее пять раз, и это не предел. Хочется разобраться, узнать больше, увидеть эпизоды, до которых не удалось добраться в прошлый раз из-за проваленных QTE и неудачных решений. Могут измениться огромные отрезки игры — вплоть до того, что одно прохождение будет совпадать с другим процентов на 20-30. К примеру, одного из персонажей можно еще в первой трети вывести из игры до финала, и тогда пропадет полчаса геймплея. Это не проблема, так как разработчики компенсируют это новыми событиями.
Все пять героев обладают одинаково большим влиянием на развитие сюжета, если кто-то из них погибнет или не сможет участвовать в событиях, история пойдет по другому пути. Жаль только, что в любом случае она придет к финалу, в котором не будет прямых ответов на все ваши вопросы. Часть из них предстоит искать в записках.
Что же касается главного сюжетного твиста, то с ним тоже не все так просто. На причину гибели команды корабля и всего происходящего намекают, и не один раз, но в первое прохождение догадаться обо всем непросто. Можно, но непросто. О качестве самого объяснения и твиста судить не возьмусь — тут все зависит от того, к чему вы готовы или не готовы. Меня развязка оставила равнодушным, но должен признать, что она не худшая из возможных.
Тем не менее Man of Medan все еще работает как «интерактивный ужастик для компании». В ней есть спорные художественные приемы, но альтернатив не так уж и много, а более удачная и вовсе одна — Until Dawn.
К тому же не стоит забывать, что Man of Medan — это лишь одна из нескольких историй в антологии хорроров, триллеров и городских легенд The Dark Pictures. Она не займет много времени, принесет удовольствие, если вы будете ждать от нее того же, чего ждали от «Дожить до рассвета», да и продают ее не за фулпрайс. Не вижу причин не играть.
- В первых впечатлениях от Man of Medan я больше рассказывал об одном из конкретных эпизодов игры.
- А если хотите узнать о том, как развивалось «интерактивное кино», почитайте наш большой материал.
как я и думал! кооператив, только портит такие игры!
лучше играть одному!