Рецензия на Cuphead
Вы же видели трейлеры Cuphead? Тогда вы уже знаете, что игра потрясающе выглядит — художники учли абсолютно все каноны классической анимации. Все происходящее в Cuphead пробуждает воспоминания о лучших старых мультиках от Disney и Warner Bros. Взгляд постоянно будет считывать узнаваемые образы: машинки с ехидно скалящимся лицом, гигантская морковка с глазами, сюрреалистичного вида клоуны, ходячие карамельки — масса знакомых с детства архетипов. В Cuphead они, правда, представлены еще более безумно и гротескно, но ведь тем веселее!
Но тут важнее не то, как это выглядит, а как оно ощущается. Волшебство происходит в тот момент, когда вы понимаете, что мультик оживает в ваших руках, вы — его часть и можете управлять его героями. Это же мечта! Здесь-то и просыпается ностальгия. Не по каким-то конкретным вещам, а по детству в целом: по «Дисней-клуб» на первом, по мыльным рипам мультиков на VHS, по стикерам и комиксам с любимыми героями, по временам, когда мы были готовы вставать в 6 утра в выходные, чтобы посмотреть мультики про Багза Банни.
Главное, пожалуй, достижение Cuphead как раз в том, что она умеет погрузить в ту самую атмосферу. И делает она это легко, не оставляя после себя ни капли тоски.
И, разумеется, все это поддерживается максимально аутентичным саундтреком — его немного «состарить» и вы ни за что не догадаетесь, что это современная музыка. Вы только послушайте:
Очаровывает Cuphead не только красотой своего мира, но и его наполнением. Здесь максимально простая история: главный герой, паренек с чашкой вместо головы, решив срубить легких денег в казино, попал на огромную сумму и задолжал самому Дьяволу. Но вокруг нее игра все равно выстраивает цепляющую мультяшную вселенную. Она держится на деталях и в прорисовке уровней, и в образах ваших противников. А еще вы встретите массу забавных персонажей. Они, как и герои старых мультфильмов, немногословны, но им и пары фраз хватает, чтобы запомниться.
Чего только стоит человек-монетка, боящийся хранить деньги в банке!
Правда, наслаждаться местными красотами не так-то просто. Только вы отведете взгляд на живописные горные пики и пышные леса, раскинувшиеся на заднем плане, как вас тут же прибьет злобный тюльпан.
Cuphead — классический run 'n gun, перенимающий заветы геймдизайна восьмибитной эпохи. Игра требует внимательности, реакции и долгого заучивания локаций, расположения врагов и паттернов поведения боссов — с этим придется смириться, этим нужно наслаждаться.
Авторы построили Cuphead максимально аккуратно и точно — здесь есть все лучшее из всех run 'n gun игр вообще. Чередование стадий с полетами и ходьбой, прыжки по платформам под градом вражеских пуль и даже конкретные боссы тут позаимствованы из других игр — не только общеизвестных Contra и Mega Man, но и другой культовой классики жанра.
Но при этом Cuphead — это не сборник надерганных цитат из чужих игр. У игры есть свое лицо, и заимствования — это прежде всего художественный прием. Например, в одном из уровней вы столкнетесь со стреляющей стеной (привет, Contra), но она стоит не просто как памятник игре от Konami. Ее достаточно лаконично вписали в логику уровня, и, что самое главное — этап запоминается вовсе не взятым у другой игры элементом, а своими уникальными геймплейными находками. Cuphead — произведение с собственной идеологией, эстетикой, законченной картиной геймплея.
Cuphead, конечно, далеко не самая сложная в мире, разработчики сознательно делают поблажки игроку — это необходимый баланс сложности. Как играть в Cuphead, чтобы она раскрылась полностью, мы недавно рассказывали в отдельном материале. Если кратко: только максимальная сложность, только дефолтное оружие и никаких подсказок на YouTube.
Но даже без сознательных усложнений Cuphead с наскока пройти не выйдет. Игра вынуждает учиться на своих ошибках и постоянно думать. Мчась в очередной раз сквозь сказочную лесную чащу, ты уже хорошо помнишь, что сейчас вот оттуда выскочит стая жуков, а чуть дальше начнется град из желудей. А если не помнишь — проиграешь.
Порой попадаются особо дикие эпизоды, где нужно рассчитывать прыжки в точности до миллиметра: например, в одном из таких уровней (здесь, кстати, и встречается враг-стена) нужно бегать вниз головой, используя гравитационные лифты, и это, надо сказать, то еще испытание.
Классических платформенных уровней в Cuphead маловато: в основном вся игра — это битвы с боссами. Эти сражения вынесут вам мозг: у каждого босса есть несколько воплощений, невозможно предугадать, что он на этот раз выкинет. Приходится молниеносно реагировать и подстраиваться под новые виды атак — тактика меняется в одно мгновение. Только что вы сражались с ягодой-переростком — а теперь это уже надгробная плита с изображением этой ягоды, пытающаяся вас придавить!
Сражения с боссами в Cuphead больше всего напоминают Alien Soldier от Treasure: там вообще вся игра — сплошной boss rush. На особо сложных противниках в Alien Soldier на ум приходила лишь одна мысль: а тебя вообще завалить реально?! В Cuphead испытываешь похожие эмоции: каждый раз ты словно бьешься об стену, ожидая, что она вот-вот треснет. И в какой-то момент она действительно дает слабину! Иногда нужно изучить своего врага — его повадки и атаки— чистая математика, а иногда решает импровизация.
Когда в самый разгар битвы входишь в кураж, начинаешь удивлять самого себя: тут увернулся, там лишний удар нанес, здесь вообще сотворил что-то нереальное — и победа! Вот в этом душа игры и заключена. А ведь со стороны кажется, что на экране просто творится хаос.
Динамика, темп и постановка боев — они неповторимы, их нужно прочувствовать.
Кроме того, каждая стычка с боссом генерирует уйму эффектных сцен: небесная дуэль с трехглавым драконом под раскаты грома; перепалка с джином посреди египетских пирамид; битва с гигантской пчелой в заливаемом медом улье — эти моменты вы запомните надолго.
Cuphead изящно выстраивается в яркий коллаж, который хочется собрать в красивый фотоальбом.
Единственное — в самый разгар боя можно запутаться, совершенно упустив из виду своего персонажа: есть моменты, когда на экране так много всяких взрывов, дыма, летающих объектов и врагов, что картинка превращается в какой-то разноцветный балаган — и контролировать ситуацию становится совершенно невозможно. Радует, что подобные инциденты случаются редко и чаще все в кооперативном режиме.
Помимо оффлайн кооператива (о нем я рассказывал в своих первых впечатлениях), в Cuphead на помощь придут различные улучшения (например, увеличение жизней) и зелья, превращающие перчатку главного героя в новое оружие. Все это можно купить в местной торговой лавке. Ассортимент не так уж велик, но зато всему нашлось применение: где-то подойдут рассыпные патроны, а где-то — не обойтись без возможности стать на некоторое время бессмертным. Но я напомню — все это упрощает игру, настоящие ниндзя обходятся без апгрейдов.
У студии MDHR получилась одна из лучших run 'n gun в истории, а ведь некоторые представители этого жанра и так претендуют на звание лучшей видеоигры всех времен. Столь качественные жанровые игры приходится ждать десятилетиями. Единственное, что можно сказать в упрек Cuphead: сложность немного диссонирует с милой мультяшной внешностью игры, и кого-то это может выбесить. Но в 2017 году гораздо приятнее получить излишне сложную игру, чем излишне легкую.