Рецензия на Creaks
Формально Amanita Design всегда делала point-and-click adventures, но фактически формула почти всех игр, особенно последних, была такой: «ткни одной штукой в другую штуку и посмотри, что выйдет». Более того зачастую игры отрицали логику как важный элемент решения загадок, поэтому язык не поворачивался назвать их устоявшимся определением «квест». Мило, смешно, красиво, но непонятно.
Creaks — это первая игра для студии в новом жанре. Оставив фирменный бессловесный нарратив и безупречный стиль, теперь Amanita сделала настоящий пазл с тщательно выточенными механиками и аккуратным дизайном уровней. Нам предстоит пробраться через полсотни темных комнат, победить чудовище и спасти древний род птицелюдов.
Но начинается все, как и любая сказка, с малого.
Мальчик просто хотел почитать перед сном, но свет то и дело мигал, пока лампочка вовсе не лопнула. Старый дом — старая проводка, отваливающиеся обои, да еще и под полом вечно кто-то шуршит и гремит. Наверное, крысы. Приходится вооружиться фонариком и отправиться в подвал, где, спустившись по стометровой лестнице, мы обнаружим огромную пещеру и дряхлеющий особняк, измочаленный и искусанный кем-то страшным и наверняка огромным.
В особняке мы столкнемся со странными существами, которые сошли с ума в темноте и хотят сцапать мальчика. Единственное оружие против них — луч света да собственная смекалка. Обитателей дома можно только запутать и обхитрить, сбежав от них в другую комнату и захлопнув дверь под носом.
А особняк то и дело трясется: пол ходит ходуном, и с потолка сыплется штукатурка. Дракон, тролль или великан? Ясно одно: дому кто-то желает зла, и проблемы у здешних обитателей много хуже барахлящей проводки.
Creaks читается как сказка вроде историй про Нарнию, Гарри Поттера и, конечно, Алису. Герой ползет в дыру за обоями (кроличью нору, платяной шкаф, платформу на вокзале), чтобы обнаружить неизведанный волшебный мир, который находится в опасности. И ребенок становится невольным спасителем.
Как все сказки, Creaks работает за счет прозрачных параллелей и несколько карикатурных образов. Птицелюды тоже озабочены тем, чтобы прочесть книгу, и им тоже вечно мешают, а в их числе есть мудрый отец семейства и безрассудный вояка, который хочет убить монстра рогаткой. За время игры к птицелюдам успеваешь даже привязаться: Creaks грамотно выстраивает линию истории, в начале которой мы слегка побаиваемся хозяев и подглядываем за ними через щели в половицах, а в конце уже работаем вместе с ними и без преувеличения остаемся их последней надеждой на спасение.
С точки зрения геймплея Creaks — это длинная цепь эскейп-румов. Нужно управляться с рычагами, кнопками и переключателями, расчищая себе путь до двери в новую комнату и оставляя мрачных обитателей подземелья с носом. Видов обитателей не много, но каждый с узнаваемым поведением. Есть злобные собаки, которые побегут на вас, как только учуят. А есть летающие медузы, которые, как охранники, флегматично курсируют по заданному маршруту, но, если вы попадетесь на пути, ударят шокером. Со временем поведение каждого врага запоминается, а сами они вплетаются в дизайн загадок. Например, медузу можно перенаправить так, чтобы она столкнула собак с насиженного места и дала нам пройти. А черта, который зеркально повторяет за вами движения, можно поставить аккурат на нужную кнопку.
Мир Creaks — это мир темных закоулков гостиных, мрачных коридоров и забытых антресолей, на которых лежат покрытые пылью диковинки. И обитатели у него соответствующие: могут напугать ребенка лишь в темноте, но стоит им попасть под луч света, и они тут же оказываются всего лишь глобусом, тумбой или вешалкой со старым пальто.
Работает это буквально так: заманиваем очередного охранника под люстру, щелкаем выключателем и вуаля — теперь это тумба, которую можно без боязни обойти или залезть с нее на высокую лестницу.
Всего в игре не очень много механик, но все используются на максимум. Пожалуй, единственная претензия к самим загадкам в том, что охранных псов в начале игры используют слишком долго, а каждое нововведение получает пропорционально меньше внимания. Впрочем, возможно это из-за того, что игра старается погружать в себя очень плавно, и поначалу загадки очень простые, зато ближе к концу не раз придется поскрести затылок. Пазлы умные, качественные и компактные. Почти всегда правильное решение будет под носом, надо просто разглядеть его под правильным углом.
Впрочем, Creaks довольно дружелюбна к игроку и не заставит вас зависнуть надолго на одной задачке. Игра грамотно подает обратную связь через музыку. В каждой комнате сперва звучит только робкая ритм-секция: барабаны и бас. Но когда вы делаете шаг в верном направлении, прозвучит мелодичный аккорд и добавится пианино или скрипка. И так далее, пока вы не восстановите музыкальную гармонию через восстановление гармонии в самом игровом мире.
Кроме того, Creaks поощряет игроков, которые всюду суют свой нос. В особняке развешано тридцать пять картин для любителей коллекционировать внутриигровые предметы. Многие из них попадутся прямо на вашем пути, но некоторые спрятаны тщательно. Признаться, я не нашел все картины за одно прохождение. Но благо, что к каждой комнате можно вернуться после в меню и обыскать еще раз.
Большинство картин намекает на лор мира. Выходит, что-то вроде того, что птицелюды и человечество некогда существовали мирно и даже устраивали совместные ужины, но потом стали отдалятся, а люди начали бояться пернатых соседей, а те только скрывались в тенях и наблюдали.
Но есть и около десятка интерактивных картин. По сути это мини-игры с самыми безумными концепциями. В одной, например, нужно дрессировать рыбу прыжками через обручи, в другой — подобрать правильные аккорды по движению ушей собаки, в третьей — настоящая рыцарская дуэль.
Практически до самого конца игры я был уверен, что Creaks не сможет взять планку еще выше и удивить еще сильнее, но я ошибался. Завершающие локации — чудо как хороши, что с дизайнерской, что с художественной точки зрения. А уж предфинальный момент, когда вам дают пройтись тайными коридорами особняка и взглянуть на все хитросплетение библиотек, гостиных, спален, кладовых и бог знает еще каких комнат, расставляет все по местам.
Creaks — практически идеальный пазл и долгожданное доказательство того, что люди в Amanita Design не только умеют создавать экстравагантных персонажей, стильно рисуют и имеют удивительное чутье на музыку. Нужно иметь определенную смелость, чтобы за двадцать лет жизни студии не бояться пробовать что-то новое и не растерять способность удивлять. Нам же остается только не растерять способность удивляться.