Рецензия на Crash Bandicoot 4: It's About Time

После этого все на той же PlayStation вышли два прямых продолжения «Крэша», а сам бандикут стал маскотом консоли. Дальше у серии дела, правда, пошли так себе — были и довольно средние ответвления, и хороший «картинг», но вот именно четвертой части фанаты ждали больше 20 лет.
Дождались наконец — но не только они. Crash Bandicoot 4: It’s About Time — отличная игра, которую можно смело рекомендовать чуть ли не всем подряд.
Crash Bandicoot — весьма своеобразный платформер, и суть его всегда сводилась к прохождению линейных и довольно небольших уровней, которые очень похожи на полосу со множеством препятствий. Гибель — от одного касания с противником или преградой, сложность — крайне неравномерная, а роль бонусов и условной «валюты» играют ящики с вампа-фруктами. Ни просторных локаций для исследования, ни элементов «метроидвании», как в современных инди, ничего такого.
И чтобы проверить, нужен ли еще кому-то такой геймплей, в 2017 году Activision выпустила Crash Bandicoot N. Sane Trilogy — сборник ремейков первых трех частей серии. И оказалось, что еще как нужен: сборник хвалили, даже несмотря на то, что студия Vicarious Visions намудрила с управлением и поведением самого Крэша.
Возможно, как раз поэтому разработку четвертой части поручили Toys For Bob, которая создавала ремейки Spyro и портировала N. Sane Trilogy на Switch. Возможно, и не поэтому — черт его знает, какая уж разница. Главное, что Toys For Bob гораздо лучше Vicarious Visions уловила суть классических Crash Bandicoot и в то же время не побоялась привнести в серию много нового, разнообразив Itʼs About Time до предела.

И в первую очередь это разнообразие замечаешь, наблюдая за сюжетом Crash Bandicoot 4. Новая игра, как и третья часть, рассказывает о путешествиях во времени — но не только. В этот раз возня Кортекса и Эн. Тропи — главных злодеев серии — привела к разломам между вселенными, из-за чего в знакомом Крэшу мире появились альтернативные версии персонажей из прошлых игр. Например, его подруга Тона из первой части — она теперь выглядит куда более агрессивно и сама может за себя постоять. Или Дингодил, который в новой игре выступает на стороне бандикута (в своем мире он из-за действий злодеев лишился собственного ресторанчика).
Все эти разломы во времени и пространстве — отличный повод для Toys For Bob забросить главного героя и его товарищей в самые разные локации. Тропический остров (как в первой части!), футуристический мегаполис, доисторические джунгли с динозаврами, постапокалиптическая пустыня и причудливая далекая планета — чего в этой игре только нет.
И все выглядит потрясающе — в этом смысле Crash Bandicoot 4 следует сравнивать с Ratchet & Clank, которую не отличить от мультфильма. Itʼs About Time тоже выглядит так, будто это и не игра вовсе — все локации отлично проработаны, на них очень много мелких деталей и анимированных второстепенных объектов, с которыми Крэш и другие персонажи не взаимодействуют, но «жизни» на уровнях от этого куда больше. И с точки зрения разных сеттингов художники студии отрывались как могли — Crash Bandicoot 4 хочется через каждые пять минут ставить на паузу и снимать скриншоты. Посмотрите сами!
Декорациями, впрочем, и прошлые игры серии приятно удивляли, а вот геймплеем — не всегда. Подводные уровни, неоправданно сложные секции вроде моста из первой части, карабканье по потолкам — все, что бесило в предыдущих частях, Toys For Bob безжалостно выбросила, оставила только лучшее и добавила своего.
В основе геймплея Crash Bandicoot 4 — все еще прохождение уровней от точки A до точки B. Перспектива при этом может быть разная: чаще всего камера висит за спиной героя, но время от времени она находится сбоку, превращая игру в привычный 2D-платформер, и зависает спереди — так, чтобы персонаж бежал на нее.
В этом смысле тоже все осталось по-прежнему, однако препятствий и геймплейных ситуаций, исходящих из трех разных перспектив, теперь больше. Герои, скажем, умеют скользить по «рельсам» (это не всегда именно рельсы — могут быть и ветки, например) и бегать по стенам, цепляясь за особые платформы. К тому же никуда не делись поездки на диких животных и лодках.

При этом многое зависит от того, за кого именно вы играете.
Сюжетную кампанию можно завершить за Крэша и его сестру Коко, но по мере прохождения и появления в этой истории новых персонажей на местной глобальной карте уровней возникают ответвления, временные линии Тоны, Дингодила и Кортекса. Их локации зачастую похожи на те, что проходят Крэш и Коко, но все же с отличиями. Иногда, правда, эти герои врываются и в ключевые сюжетные локации, перетягивая внимание на себя, но такое происходит редко.
У каждого из них, разумеется, уникальные навыки. У Тоны — крюк-кошка, которым она сбивает некоторые ящики, до которых никак не добраться, и цепляется за особые точки, чтобы преодолевать большие расстояния. У Дингодила — пылесос (как у Луиджи из Luigi’s Mansion 3), с его помощью он швыряется бомбами и взрывными ящиками. А у Кортекса — бластер, превращающий врагов в платформы и трамплины.

Главное же нововведение Crash Bandicoot 4 — магические маски, дающие Крэшу особые навыки. Они и для сюжета важны — закрывают разломы в пространстве и времени, — но в геймплее от них толку гораздо больше. С их помощью можно замедлять время, менять гравитацию и делать из потолка пол, становиться ураганом, который сносит всех врагов, и даже изменять реальность, придавая некоторым предметам физическую форму (к примеру, платформам или ящикам с фруктами).
Маски нельзя использовать когда захочется, под каждую из них придуманы свои геймплейные ситуации, но поверьте — это едва ли можно счесть за ограничение. Ситуаций этих — невероятно много, и порой авторы грамотно комбинируют использование разных масок в пределах одного уровня. Да и сражения с боссами завязаны на этом — так что поиграть с уникальными способностями можно вдоволь.

И вот когда кажется, что Crash Bandicoot 4 и так уже полна контента на пару десятков часов точно, внезапно выясняется, что сюжетные уровни можно пройти задом наперед, чтобы собрать побольше драгоценных камней. За них в Itʼs About Time открываются костюмы для Крэша и Коко — и только за них. Микротранзакций нет.
Пройти игру на условные сто процентов, впрочем, будет крайне непросто. Чего уж, даже сюжет завершить в этой игре сложно — в этом смысле четвертая часть соответствует духу классических частей, но в то же время она грамотно регулирует сложность. Во-первых, в ней есть два режима — с жизнями (если они кончатся, уровень предстоит начать заново) и без них, с обычными контрольными точками. И во-вторых, игра прекрасно понимает, в какие моменты стоит немного «помочь» — подкинуть дополнительный чекпоинт перед очень сложным моментом или дать неуязвимость на одно касание с врагом после нескольких смертей подряд.

Но даже со всем этим Crash Bandicoot 4 — невероятно сложная игра, от которой иногда аж трясет. Сложная — в хорошем смысле. В ней нет резких перепадов сложности, как в первой части, все нарастает постепенно — но все равно: это очень, ОЧЕНЬ сложная игра. И нет, сложность в ней достигается не за счет того, что герой куда-то там постоянно не допрыгивает. Itʼs About Time сложная по-честному: она требует внимательности и спокойствия. И оттого, когда проигрываешь, бесишься еще сильнее — потому что сам улетел в пропасть, сам не заметил точку, за которую надо зацепиться, играя за Тону, сам подпрыгнул не вовремя. Очень сложная игра.
А еще — безумно увлекательная. Серьезно, оторваться от Crash Bandicoot 4 и сесть за эту рецензию удалось с трудом, ведь там еще не на всех локациях все драгоценные камни найдены! Вместе с тем это яркая и очень веселая игра — то, что нужно осенью, на фоне крупных релизов с серьезным лицом. Не исключаю, что кого-то она может отпугнуть своей сложностью, но это едва ли повод ее пропускать.

