Catherine: Full Body – нетипичная головоломка о любви, отношениях и ответственности
Catherine посвящена душевным метаниям 32-летнего мужчины по имени Винсент Брукс. Он уже много лет состоит в отношениях с Кэтрин — доминантной карьеристкой, которая стремится контролировать его жизнь и настаивает на скорой свадьбе. Сам Винсент — тряпка и раздолбай, не готовый принять столь серьезное решение и мечтающий о том, чтобы все оставалось прежним. Однажды в баре он встречает миловидную юную блондинку на 10 из 10, которая проявляет к нему активный интерес, — они вместе выпивают, весело беседуют, а на следующее утро он обнаруживает ее в своей постели. И ее тоже зовут Кэтрин, только в англоязычном написании ее имя начинается не с K, а с C.
Всю игру Винсент мается с внутренними противоречиями. Ему стыдно за измену, но рассказать о ней и надеяться на прощение он не может. Жениться он не готов, но Катерина-старшая говорит, что беременна. Катерина-младшая продолжает оказываться поутру в его постели, хотя он совершенно не помнит, чтобы звал ее к себе. И она тоже требует верности. И шлет нюдесы. И, поскольку Винсент — тряпка, ни с одной их них он серьезно поговорить не в состоянии.
А еще каждую ночь ему снятся кошмары, смерть которых ведет к смерти в реальности. В них он лезет вверх по обрушивающейся в пропасть стене из кубиков, которые он может тянуть и толкать, превращая в импровизированную лестницу. У кубиков бывают разные свойства: одни скользят, другие взрываются, третьи нельзя двигать, — и прохождение игры требует умелого использования широкого спектра тактик. Их Винсенту подскажут между уровнями другие люди, попавшие в кошмар, — только выглядят они все как овцы. Таинственный голос регулярно задает ему каверзные вопросы, а финальный этап каждого кошмара встречает Винсента боссом, который преследует его и убивает, если герой не был достаточно расторопен в попытках залезть наверх. Босс олицетворяет собой какой-нибудь его страх: невесту, например, или ребенка.
Примерно половина игры проходит за этим платформенно-головоломочным геймплеем, другая половина же проходит за катсценами и диалогами в баре, где Винсент выпивает с друзьями каждый вечер. Других посетителей бара он встречает также и в кошмарах (воспоминаний от которых в реальности он, увы, не сохраняет) — правильные реплики в общении с ними помогут им не сдаться и не умереть. Наконец, обе Катерины пишут ему SMS, на которые он может отвечать по-разному (но все сценки с ними при этом проходят по одному сценарию без участия игрока).
Вот, собственно, и вся игра. Головоломки в ней хорошие, градации уровней сложности выстроены очень грамотно (легко — это действительно легко, на сложном вы сойдете с ума, и вам самим потом эти блоки будут сниться в кошмарах). Любители подобного найдут в Catherine очень много интересного для себя контента. Но давайте скажем прямо: паззлы в духе «сокобана» — это не то, ради чего люди будут выкладывать 3500 рублей. Не то, за что эту игру помнят и хвалят.
Главное в Catherine — сюжет, и к нему у меня претензий очень, очень много.
Начнем с того, что он связан с головоломочным геймплеем очень условно. Да, карабканье Винсента наверх можно интерпретировать как метафору и его попыток убежать от того, что его заботит, и его личностного роста, а обрушивающуюся вниз стену — как напоминание о том, что пути назад нет, равно как времени на нерешительность. Да, пара боссов, которых я уже упомянул, говорят нам, чего он боится. Но это, как видите, занимает пару строчек в описании. А проводить за однообразным перетаскиванием кубиков тут надо много часов. Это сизифов труд, на который нас обрекает игра без какой-либо серьезной на то причины.
За попытку поставить в центр повествования взрослых людей со взрослыми проблемами разработчики, безусловно, заслужили лайк. Японцы вообще такое делают очень редко: по большей части их игры посвящены спасению мира от какой-нибудь непонятной фигни, богоборчеству, превозмоганию, пафосным речам о том, на что способно человечество. А тут — приземленная жизненная история. Классно же? Ну, было бы классно, если бы эти приземленность и жизненность не оказались кликбейтом.
На протяжении большей части игры Винсент не решается сказать ни одной из Катерин о существовании другой. Ничего не происходит, интроспекции особой не добавляется — игра просто тянет резину через череду комедийных сценок, где Винсент ведет себя нелепо и постоянно пытается придумать какие-то объяснения или оправдания. Сложно назвать солидной и умной игру, половина которой годится на экранизацию с Робом Шнайдером в главной роли.
В Catherine есть шкала, значение которой меняется от выбранных игроком ответов — в диалогах в баре, в ответах Катеринам через SMS, в опросах, которые Винсент проходит после каждого этапа головоломки в кошмаре. На одной стороны шкалы хаос, на другой — порядок. Она регулярно появляется на экране, подчеркивая свою важность: почти все, что игрок может делать в эти мирные сегменты, — это влиять на положение стрелочки. А теперь осознайте, что игра, которая притворяется серьезной, глубокой, посвященной сложностям взрослой жизни, судит все поступки по бинарной шкале.
И она делает это максимально криворуко. Очевидно, что веселая Катерина-младшая олицетворяет хаос и свободу, а унылая Катерина-старшая — порядок и узы (брака). Но если в SMS Катерине-старшей писать вежливые отказы на все ее реплики, то игра сочтет вежливость за стремление к порядку, как лайк той самой девушке, которой своими репликами мы ставим дизлайк. Положительный ответ на вопрос «Правда, что все мужики тупые?» считается хаотическим, как и признание в том, что при принятии решений полагаешься на себя, а не на мнение других людей.
А ведь от этой шкалы зависит концовка. И если вы будете отвечать на задаваемые вопросы честно, так, как сердце велит, то стрелочка, скорее всего, уйдет недалеко от середины, и нормального финала вам не видать.
Игра наказывает вас за искренние ответы.
И если вы хотите полноценную концовку, то ваше отношение ко всем этим дилеммам должно быть утилитарным: «добавит ли это больше очков порядка или хаоса?». Что, в свою очередь, обесценивает задаваемые игрой вопросы.
Для дальнейшего обсуждения проблем Catherine мне необходимо глубоко зайти на территорию спойлеров(весь контент Full Body относится к ним же). Читайте дальше, только если вы их не боитесь.
Продолжая тему различных концовок, нельзя не отметить, что игра начинает ветвиться лишь в самом финале. Иными словами, человек, отыгрывавший максимально порядочного Винсента, отрекающегося от искусительницы и желающего жениться, и тот, кто игнорирует тексты и звонки Катерины-старшей и при каждой возможности глазеет на нюдесы горячей подруги, вплоть до самого-самого конца будут идти по одному пути, смотреть одни и те же сценки.
В числе которых, например, решение Винсента расстаться с Катериной-младшей и жениться на своей давней партнерше, которое вытирает ноги о все попытки игрока наставить Винсента на путь хаоса и свести его с веселой блондинкой. В его свете концовки, в которых он просит Катерину-младшую вернуться буквально через полтора дня после расставания и оказывается главным хаоситом вселенной, кажутся шитыми белыми нитками.
Да и когда игра начинает ветвиться, это максимально непрозрачно. Во время последнего кошмара Винсенту задают четыре вопроса — на протяжении всей предыдущей игры они двигали стрелочку по шкале порядка и хаоса, но в этот раз первый вопрос не имеет значения, а остальные три влияют на концовку в той же степени, что и шкала, которую мы до этого копили всю игру. Один неверный ответ — и вместо того, чтобы признаваться в любви соблазнительной блондинке, наш герой решает, что отношения ему не нужны. Один. Чертов. Ответ.
К слову об этих концовках. Ранее я отмечал, что приземленность и жизненность Catherine оказываются кликбейтом. Дело в том, что игра очень умело создает иллюзию этих качеств в начале (все сверхъестественное разворачивается во сне, и претензий к этому нет никаких). Однако ближе к финалу иллюзия рушится. Сверхъестественное не просто реально, оно лежит в основе игры. Катерина-младшая — суккуб, профессиональная охмурительница мужчин. То есть в том, что она оказалась у Винсента в постели, его вины как бы и нет: может, она вообще туда телепортировалась.
Иронично, не правда ли? Игра об ответственности сама же на нее плюет, освобождает от нее героя. Катерина-старшая на самом деле не беременна — выбор младшей больше не несет никаких последствий. Поскольку Катерина-младшая — суккуб, то можно сказать, что она не существует в реальности — так что Винсент, получается, и не изменял вовсе, и никакой проблемы нет, можно идти под венец. Зачем тогда это все было?
Если в середине игры можно было рассуждать о неоднозначности ситуации, в которой оказался герой, то к финалу ее нет. Есть четкий главный злодей сверхъестественного происхождения, и после победы над ним мы смотрим, как… Винсент отправляется жить в ад к Катерине-младшей и становится там главным демоном? Это выглядит как Disgaea, а не как «игра для взрослых и умных».
И на этом заканчиваются мои претензии к оригинальной Catherine 2011 года выпуска. Переиздание Full Body не исправило ничего — лишь добавило контента, который гораздо хуже всего вышеперечисленного.
В оригинальной Catherine ни один из персонажей не был, условно говоря, хорошим. Винсент — тряпка, лжец, неверный партнер. Катерина-старшая — агрессивная, непрощающая, стремящаяся все контролировать. Катерина-младшая — потенциально неверная, манипулирующая, опасная. С одной стороны, из-за этого им сложно было сопереживать. С другой — добро пожаловать во взрослую жизнь, тут все сложно и все мудаки (и игрок в том числе). Но авторы Full Body взяли и поместили в игру настоящего ангела — новую героиню, Рин. Об особенности которой все догадались из первого же трейлера, после которого ее прозвали «Траптерина».
Рин — это запредельно добрая, выхолощенная, приторная моэ-вайфу.
У нее амнезия. Она чиста и невинна как дитя. Она бесконечно благодарна Винсенту за то, что он ее выручил. Она играет на пианино так, что все приходят в восторг. Она играет на пианино даже в ночных кошмарах, помогая Винсенту и другим овцам справляться с преградами. Она всех подбадривает, всем улыбается. А еще она — он.
Тут можно было бы подумать, что Catherine решила стать прогрессивной, раскрыть нам тему гомосексуальных отношений и немалых трудностей, связанных с ними. Что, выбрав Рин, Винсент лишится каких-то из своих друзей, будет вынужден чем-то пожертвовать — ну, как и бывает в реальной взрослой жизни. Ах, если бы.
Во-первых, чтобы в принципе получить возможность выбрать Рин, надо правильно ответить на каждый из ряда новых вопросов, раскиданных по всей игре. Одна ошибка — и нового контента вы не увидите, под конец игры Рин просто пропадет, и дальше все будет, как в оригинальной Catherine. То есть опять — гайд в зубы и никакой честности в ответах.
Во-вторых, на решение Винсента вступить в отношения с парнем нормально реагируют вообще все без исключения. Никакой неоднозначности тут нет: совет да любовь, все бросают конфетти в воздух, от приторности сводит скулы.
В-третьих, при переходе на сценарий Рин настрой игры сильно меняется — очень четко видно, где заканчивается оригинал и начинается позорный фанфик. Винсент, при обычном прохождении терзаемый внутренними противоречиями до самого конца игры, внезапно становится целеустремленным, уверенным в себе, громко заявляющим о своих чувствах. Расставание с Катериной-младшей проходит без побоев. Расставание с Катериной-старшей проходит максимально ровно и даже позитивно. В игре про трудности отношений по мановению волшебной палочки все проблемы решаются без заминки — и Винсент из дрожащей овцы превращается в героя, который летит к концовке на силе любви, не знающей ограничений в виде пола или… расы.
В-четвертых, Рин — не мальчик. Вся тема возможной гомосексуальности отправляется в помойку, игра скатывается в откровенный фарс: Рин — это ангел-инопланетянин. И его злой брат, который тоже ангел-инопланетянин, недоволен тем, что грязный примитивный человечек хочет оставить Рин себе, и направляет на Землю метеориты, которые уничтожат все человечество, если Винсент не докажет, что люди небезнадежны, прохождением еще одного бонусного сета кубическо-головоломочных испытаний.
Помните, как я говорил, что Catherine выгодно отличалась от других японских игр, которые были посвящены «спасению мира от какой-нибудь непонятной фигни, богоборчеству, превозмоганию, пафосным речам о том, на что способно человечество»? Full Body превратила Catherine именно в это. В банальнейший, пошлейший, давно набивший оскомину набор штампов. Мы больше не раздумываем о тягостях взрослой жизни, не содрогаемся под гнетом ответственности — мы, блин, спасаем мир во имя любви. Это худшее, что только можно было сделать с и без того не идеальной Catherine.
Разработчики оригинальной Catherine не смогли закончить игру в том же замечательном ключе, в котором она начиналась. Торжество сверхъестественных элементов убило неоднозначность, поставило крест на задаваемых игрой вопросах. Авторы Full Body добавили свой сценарий, по тону и тематике идущий вразрез с остальной игрой, а в сюжете и постановке максимально пошлый и неуместный.
У игры есть свои сильные стороны: и головоломки, в Full Body получившие тонну нового контента с разнообразными фигурами вместо простых квадратных блоков, и неплохой саундтрек, и реалистичные диалоги с отличной локализацией, и прекрасная актерская игра в английском дубляже, и приятный арт-дизайн, и четкая картинка в версии для PS4. Но в самом важном Catherine дала слабину — а Full Body и подавно.
- Почитайте рецензию на Persona 5 — игру от тех же разработчиков.