
Рецензия на Black The Fall
Black The Fall была номинирована на «Лучшую инди» по итогам Gamescom 2016 и получила награду за лучший геймдизайн на конференции инди-разработчиков BIC в Корее. И тут мне остается только поддержать — дизайн уровней и загадки в игре действительно образцовые.
Многие современные пазл-платформеры больше полагаются на визуальный дизайн локаций и сюжет, отодвигая головоломки и прыжки на второй план. Но Black The Fall построена как раз вокруг геймплея, так что с ним здесь порядок — сложность и разнообразие на высоте.
За всю игру мне, кажется, не попалось ни одной одинаковой задачки, даже похожие по формулировке проблемы «обойди гигантского робота» или «проскользни мимо турелей» каждый раз решаются по-разному, основываясь на особенностях окружения. Периодически попадаются действительно сложные ситуации, в которых приходится включать мозг, и придумывать решения, после которых испытываешь то самое чувство «ай, какой я молодец, до такого не каждый догадается!». И это главный индикатор хорошего баланса.
И это главная проблема Black The Fall. Для Румынии коммунизм — больная тема, и в Black The Fall проявилась вся боль и страх румынского народа. При Николае Чаушеску страна страдала от социалистического тоталитаризма, но при этом СССР считался едва ли не главным внешним врагом. В итоге получилось так, что в современную румынскую культуру вплетена двойная ненависть к серпу и молоту. Вся игра — мрачная, гиперболизированная зарисовка на тему того, что было бы, переживи коммунистическое правление 20-й век.
Казалось бы, отличный сеттинг, но тот чудовищный пафос, с которым Black The Fall преподносит коммунистов будущего, смотрится дико и натужно даже с учетом исторического контекста, ему просто не получается поверить и проникнуться.
Игра пытается шокировать, напугать мрачными картинами тоскливого и жестокого тоталитарного будущего. Только вот получается какая-то бестолковая пошлятина, как будто читаешь фанфик школьника под впечатлением от Брэдбери и Оруэлла.
Видеоигры дают безграничный простор для выразительности, позволяют воплощать любые миры — но вместо потрясающе стильного, выдержанного комментария на тему корпоративной эксплуатации, как в Inside, мы получаем вялый дженерик про диктатуру и постапокалипсис.
Все портят именно советские гербы и злая, горькая желчь разработчиков к старому режиму — вся игра равномерно закрашена черным, нет ни единого светлого пятнышка, из которого могло бы зародиться сопереживание, все сливается и совершенно не цепляет. Да, квадратные социалистические роботы, да заморенные работяги на велотренажерах — но где контекст, где контраст?
Выглядит Black The Fall также достаточно посредственно, графика и дизайн не идут ни в какое сравнение ни с работами Playdead (Limbo, Inside), ни с уже упомянутой Little Nightmares. Понятно, что среди инди каждый выдает столько, сколько может, и жаловаться бесполезно, но здесь визуальную часть не вытягивает ни стилизация, ни даже музыка.
В итоге Black The Fall оставляет двоякое впечатление. С одной стороны, это прекрасный сбалансированный пазл-платформер с умными головоломками и разнообразными (пусть и одинаково серыми) локациями. Но с другой — игра буквально силой заталкивает в глотку игрока истеричное, но одновременно пресное политическое нытье про злобных коммунистов, не удосуживаясь разбавить его вразумительной историей.
Главный вопрос тут в том, насколько вы чувствительны к таким вещам. Если сможете игнорировать сюжетные потуги разработчиков и играть ради геймплея, то получите массу удовольствия. А если нет — будете плеваться и горевать по упущенным возможностям.