Рецензия на BattleTech (2018)
Для любого поклонника мехов все это — вести добрые, потому как жанр в последние годы почти не подавал признаков жизни. И чтобы он снова не впал в кому, создателям надо брать не количеством, а качеством (можно и совмещать, но так не бывает). Новую игру Harebrained Schemes, если учесть все сказанное, вполне можно назвать «первым блином». Да, BattleTech способна подарить игрокам не один десяток увлекательных часов геймплея. Проблема в том, что, мастерски исполнив одну половину игры, создатели не сладили со второй.
Главное, что нужно знать о BattleTech — то, что у разработчиков получилось адаптировать правила ничерта не простого настольного варгейма. Причем адаптировать их так, чтобы у непосвященных не взорвался мозг. Все ключевые особенности настольной игры авторы аккуратно перенесли на экраны мониторов. В бою вам нужно следить за степенью перегрева машин, внимательно смотреть на состояние брони и в случае чего подворачивать мехов «небитой» стороной к врагу, а также думать о том, стоить ли жертвовать броней ради установки новой лазерной пушки.
Причем поначалу это все кажется чем-то очень уж сложным и перегруженным. Но это поначалу. После пары-тройки успешных (хотя, скорее, не очень успешных) боев вы уже будете знать, что надо делать для победы малой кровью.
Короче говоря, да — с основной частью игры, со сражениями и менеджментом мехов, Harebrained справилась прекрасно. Но про всю игру в целом так сказать нельзя. В определенный момент я пришел к выводу, что BattleTech напоминает мне Харви Дента из комиксов DC. У Дента, если кто не помнит, половина лица была изуродована кислотой. BattleTech наполовину тоже изуродована — но не кислотой, а сюжетом.
Все, на что способен местный сюжет — понемногу вести вас вперед, усыпляя нереально скучными диалогами и валом шаблонов. История крутится вокруг принцессы Камеи Арано, которая в один прекрасный день лишилась своего престола и была вынуждена бежать. Через три года после переворота она вернулась, объявила войну своему дяде, который учинил переворот, и начала освободительную кампанию.
Главный герой игры — не сама Камея, а простой пилот меха, который помогал принцессе сбежать от армии злобного дяди. Пока принцесса копила силы, герой служил командиром небольшой группы наемников, и в итоге принцесса вышла на эту самую группу, подключив ее к борьбе за трон.
Признаться, я бы и не сказал ничего против такого сюжета — да, он простой, но в общем-то рабочий. Беда в том, что сценаристы Harebrained не умеют вовремя остановиться, поэтому простая история о предательстве и мести быстро набивается отборным пафосом. И штампами.
Причем по ходу сюжета вам много раз придется сдерживаться, чтобы не начать хохотать от предсказуемости (и тупости) сценария. Тут вам и древний корабль, в котором совершенно ВНЕЗАПНО оказываются координаты потайной военной базы с кучей реликтов. И всплывающие посреди игры персонажи, горящие желанием ЖЕСТОКО ОТОМСТИТЬ. И пылающие праведным гневом вояки, обнаруживающие, что людей угнетают и вообще делают с ними нехорошее. Сдержаться и не рассмеяться, серьезно, очень сложно.
Попытка нагнать драмы не особо работает. «О господи, они их тут пытали!» — восклицает персонаж, оказываясь в тюрьме Кровавого™ Режима™. «Ты убила моего сына — теперь я убью тебя!» — шипит в микрофон герой, которого мы видим (и слышим) впервые за игру.
И вот примерно в таком духе весь сюжет и идет. Даже проникнуться духом гражданской войны не получается — хотя бы потому, что вы в ней почти не участвуете.
Еще одна проблема, пусть и не такая масштабная — это открытый (не очень) мир игры, представляющий собой небольшой кусок нижней части Внутренней сферы. На бумаге все звучит неплохо — вы можете перемещаться между системами, искать для себя различные контракты, зарабатывая деньги, репутацию и собирая новых мехов. Правда, делать это нет причин. Перелеты между планетами стоят денег — и если у вас нет контракта там, куда вы летите, платить придется из своего кармана.
Формально, конечно, в этом есть смысл — зарабатывая репутацию, вы повышаете количество денег, получаемых за контракты, и снижаете стоимость покупки в магазинах на территории той или иной фракции. Плюс в разных мирах разный ассортимент в магазинах, так что если вы чего-то в магазине не нашли, есть смысл слетать в другую систему и посмотреть там. Беда только в том, что это все не особо нужно. Хватает и тех материалов, которые вы получаете с сюжетных и околосюжетных миссий, а каких-то особо эксклюзивных мехов и оружия на побочных заданиях я вообще не встречал.
Хотя, конечно, если посмотреть на это все с точки зрения не игрока, а простого наемника, тогда да — если контракт попался выгодный, то можно и за тридевять земель прыгнуть. Проблема в том, что игра практически не подкидывает контрактов, к которым надо лететь хотя бы через три-четыре системы, не говорю уж про другой конец карты. Может, конечно, это мне так очень везло, но что-то я в этом очень сильно сомневаюсь.
Сами перелеты занимают время, когда вам особо заняться нечем. Иногда игра предлагает небольшие случайные события, в которых от вас требуется всего лишь прочитать пару абзацев текста и нажать на одну кнопку. Событий, к слову, чертовски мало, и они частенько дублируются. Хотя, конечно, допускаю, что в моей команде собрались одни лишь отпетые картежники.
Кроме перелетов и игр в карты «Арго» нужен для выбора контрактов, улучшения систем корабля и возни с мехами. С контрактами все просто — выбираете понравившийся по сложности/оплате, берете его и выбираете желаемое вознаграждение. Награда по умолчанию разделена между деньгами, запчастями и репутацией для фракции, причем репутации при стандартном положении ползунков в заказе вы не получите вообще.
В итоге приходится постоянно выбирать, что вам нужнее всего — деньги, детали или репутация. Захотите репутации — получите мало денег и запчастей. Срочно потребовались деньги — сидите без репутации и деталей. Можно, конечно, не особо мудрить и всегда брать «усредненную» награду, но тогда есть риск остаться без всего разом.
Деньги вам нужны для двух вещей (не считая перелетов между системами): для выдачи зарплаты в конце месяца и для того, чтобы ремонтировать (или переделывать) побитых в бою мехов. Запчасти, соответственно, нужны для того же: если вам оторвало в бою руку с лазерной пушкой, то придется ставить новую руку и новую пушку.
Впрочем, если вы хотите пересобрать меха, переставив ему оружие или добавив прыжковых двигателей, то придется платить и за это. А еще ждать, пока инженеры не соберут этого монстра Франкенштейна по кусочкам.
Чтобы сократить время ожидания, можно улучшить корабль. Влетит вам это в копеечку, зато мехи будут ремонтироваться куда быстрее, что позволит не ждать по месяцу перед началом нового контракта. Есть вариант — иметь под рукой мехов на два-три задания за раз, однако это тоже потребует денег — базовый ангар «Арго» вмещает только шесть консервных банок за раз. К счастью, можно пристроить еще два ангара, и иметь до 18 нормальных бойцов на все случаи жизни.
Процесс вооружения мехов — это один из ключевых элементов игры. Каждый мех ограничен определенным тоннажем, превышать который нельзя. Поэтому постоянно приходится искать золотую середину между бронированием и огневой мощью. Можно, конечно, сделать меха или «стеклянной пушкой», или непробиваемой стеной, но этим вы лишь прибавите себе головной боли.
При экипировке стоит учитывать массу факторов. Много затратных в плане энергии пушек? Ставьте теплоотводы. У меха по умолчанию мало брони? Ракеты и дальнобойные лазеры — ваш выбор. Хотите расправляться с врагами в ближнем бою? Возьмите огнемет, лишним не будет.
Мехов в игре немало, и у большинства из них еще и по несколько моделей. На каких-то больше лазерных пилонов, на каких-то ракетных. Грамотное комбинирование всего этого в бою — залог победы, поэтому важно иметь в ангаре мехов сразу нескольких специализаций. Хотя, опять же, никто не мешает вам бегать на миссии исключительно ракетными мехами.
А еще мехам нужны пилоты. Пилотов нужно нанимать, выплачивать им зарплату, лечить после сражений (если это потребуется) и прокачивать им навыки. Всего в игре есть четыре ветки умений — «Стрельба», «Пилотирование», «Живучесть» и «Тактика». Каждая из веток предлагает по два уникальных навыка, однако каждый пилот может освоить два навыка первого и один навык второго уровня. Так что к специализации пилотов приходится относиться так же серьезно, как и к обвесу мехов.
Скажем, пилота, который хорошо дерется в ближнем бою, логично будет посадить на меха, который способен добраться до врага и накидать ему железными кулаками. А пилота с задатками снайпера логично будет посадить на меха с дальнобойным оружием, чтобы он отстреливал врагов издалека. В тяжелых мехов, которые по умолчанию имеют сниженную инициативу, есть смысл сажать пилотов-тактиков с бонусом к инициативе — так вы сможете походить быстрее и нанести врагу солидный урон.
Прокачать вообще все ветки тоже никто не помешает, но опыта на это потребуется очень много. А учитывая, что после боев пилоты частенько маринуются в госпитале, практически не получая опыта, то лучше все-таки сосредоточить свои усилия на одной-двух ветках, которые кажутся вам наиболее привлекательными.
И, наконец, непосредственно к лучшей части игры — к сражениям. Здесь BattleTech раскрывается лучше всего, хотя кому-нибудь это все может показаться чересчур сложным и обвешанным кучей лишних деталей. Впрочем, довольно быстро игра вам объяснит, зачем вам возможность поворачивать мехов туда-сюда, для чего нужно столько разных полос здоровья, а также почему важно следить за патронами. Объяснения эти будут довольно бесцеремонными, поэтому приготовьтесь к тому, что первые несколько миссий вы будете возвращаться на корабль с сильно потрепанным отрядом.
Ваши мехи не монолитны, они состоят из разных сегментов. У каждого сегмента свое количество брони и прочности корпуса под ней, и следить, соответственно, нужно в первую очередь именно за этим, а не за общей шкалой здоровья.
Работает это все очень просто. Потеряете броню на ноге и вам эту ногу сломают, и вы не сможете быстро перемещаться. Потеряете руку — лишитесь закрепленного на ней оружия и позволите врагу бить непосредственно в «тело» меха. Лишитесь головы или торса — моментально потеряете свою консервную банку. А если мех в итоге уцелеет, все это потом придется чинить, оружие — переустанавливать, а пилота — лечить.
В бою постоянно приходится думать не только над тем, в кого конкретно стоит стрелять прямо сейчас, но и каким боком повернуться к врагу. Не осталось брони на левой руке — поворачиваетесь правым боком и продолжаете бой. Увидели брешь в защите противника — перемещаете своих мехов так, чтобы они попадали именно туда, и довершаете начатое.
При этом не стоит рисковать, если вы не уверены в успехе. Малейшая ошибка может стоить вам пары рук или ног, а то и целого меха с пилотом, хотя с одного выстрела кого-либо тут уничтожить невероятно сложно.
Вообще, вывести противника из строя можно несколькими методами. Можно банально уничтожить торс меха. Можно убить пилота — тогда машина выйдет из строя, но для этого придется поработать хирургом, отсекая врагу конечности. Еще можно сломать роботу обе ноги, потому как без ног мех тоже считается уничтоженным. Вариантов, в общем, хватает.
Чтобы жилось вам не слишком просто, в бою существует еще масса разных переменных, которые надо учитывать. У меха могут закончиться патроны — и тогда придется вступить в ближний бой. Мех может потерять стабильность и грохнуться на спину, подарив противникам отличную возможность потренироваться в меткости. Вы можете перестараться со стрельбой, и мех перегреется, постепенно «сгорая» изнутри. А если будете стрелять и дальше — выйдет из строя на ход, и вам еще повезет, если ему руки не оторвет.
Точность стрельбы тоже зависит от уймы параметров. Расположение мехов по высоте, расстояние между мехами, навыки пилота, особенности того или иного оружия, использование всяческих особенностей местности вроде леса, пылевой бури или минерального поля — все это учитывается, так что здесь процент рандома минимален.
Иногда разумнее будет не просто бездумно палить по врагу, а задействовать что-нибудь из умений, сменить дислокацию или вообще попробовать двинуть противнику многотонным кулаком по голове. Ближний бой в BattleTech вообще крайне полезен, и недооценивать его не стоит. Да и, знаете ли, безумно приятно наблюдать за тем, как мелкие консервные банки сминаются от одного пинка огромного штурмового меха.
А еще надо учитывать тот факт, что мехи в игре ходят по очереди. Бои разбиты на пять фаз, в рамках каждой фазы ходят мехи с количеством инициативы, равным номеру фазы. 5 и 4 фазы — для легких мехов, 3 — для средних, 2 — для тяжелых, 1 — для штурмовых. Благодаря сочетанию различных умений и навыков вы можете увеличивать свою инициативу и понижать вражескую — скажем, штурмового меха можно «разогнать» аж до трех единиц инициативы, что позволит быстро проредить вражеские ряды, избавившись от какого-нибудь неудачливого меха. А сбив врага с ног, вы отнимите у него единицу инициативы, заставив чуть дольше ждать хода.
Также не забывайте, что на разных типах планет мехов ждут разные условия — например, на марсианских планетах бушуют пылевые бури, на ледяных мехи охлаждаются быстрее. Еще помните о том, что не все миссии сводятся к уничтожению противника.
В итоге все это выливается в кучу вопросов. Кого лучше послать на это задание? Как лучше экипировать мехов? Будет лучше, если вы просто заберете с планеты груз и сбежите или попытаетесь ввязаться в бой с подкреплениями врага в попытке раздобыть новых мехов и оружие? В бою список вопросов только расширяется, что в итоге может сказаться на длительности задания — на некоторых запросто можно застрять на час реального времени, если не больше. Зато не скучно!
Впрочем, это лишь на словах кажется, что все так сложно. После нескольких заданий вы втянетесь и будете с легкостью решать большинство вопросов. Да и вся эта сложность и перегруженность с лихвой компенсируется эмоциями, которые игра дарит.
Придумали и на ходу реализовали вроде бы идиотский, но действенный план, и он сработал? Отлично. Ваш мех смог одним выстрелом из рельсотрона разнести голову вражескому меху? Пора открывать шампанское. Противник промазал выстрелом по критически раненному союзнику, и вы смогли вовремя отвести его (или хотя бы пилота катапультировали)? Пронесло, играем дальше.
Именно в сражениях BattleTech раскрывается и дарит полноценный игровой опыт — отличный от других игр по вселенной, однако тоже весьма интересный. Да, некоторыми правилами настолки авторы пожертвовали в угоду балансу и играбельности, однако по большей части все на месте.
В итоге BattleTech вызывает противоречивые эмоции. Если закрыть глаза на сюжет и даром не нужный открытый мир, то вы получите замечательную тактическую стратегию, в которой отряд из четырех боевых человекоподобных роботов старательно выбивает дурь из других отрядов боевых человекоподобных роботов, прерываясь иногда на техобслуживание, походы в лазарет и игру в покер. В таком виде игра чуть ли не идеальна, и в ней нет практически ничего лишнего.
Но если вам вдруг захотелось хорошей космооперы, развития истории вселенной BattleTech или хорошо прописанных персонажей, то вы определенно ошиблись дверью. В сценарном плане игра не может предложить практически ничего интересного, постоянно топя игрока в озере пафоса и пытаясь изображать драму. К счастью, все эти сюжетные вставки милосердно коротки, а после них обычно следует очередная миссия, где вновь можно погрузиться в море цифр и тактики.
Есть только две вещи, которые могут помешать даже тем, кому на сюжет совсем плевать — это локализация (ее нет) и оптимизация (ее — сюрприз! — тоже нет). На компьютере, который мощнее того, что указано в рекомендуемых требованиях, BattleTech устраивает двухминутные загрузки, жрет огромное количество оперативной памяти и нагружает видеокарту так, как у Final Fantasy XV не всегда получалось. Ну, хотя бы не вылетает — и на том спасибо!