Рецензия на Assassin's Creed Unity
Вы вновь ощущаете причастность к чему-то большому и важному: тайная штаб-квартира, мудрые старейшины, загадочные древние ритуалы, корни которых уходят на много лет назад. Как давно мы действительно слушали, когда с экрана нам говорили о Кредо! И кажется, будто у Ubisoft в этот раз все получилось.
В первые часы Unity дарит такой же восторг, какой испытывал от дебютных выпусков Assassin’s Creed. Ты делишься скриншотами, рассказываешь друзьям о том, насколько тут все прекрасно, подбиваешь их на покупку – кооперативный режим, вместе веселей! Но в этом и кроется главный подвох. После первой трети Unity превращается в невразумительную пародию на саму себя. Вы остаетесь наедине с прекрасным Парижем и невероятно скучной одиночной кампанией.
При этом многое в «Единстве» сделано правильно. Мы снова оказываемся в просторном городе, который хочется изучать. Те же Бостон и Нью-Йорк из третьей части не шли ни в какое сравнение с архитектурными изяществами Ближнего Востока и Италии. Нам показали Америку такой, какой она и была в то время – серой, блеклой, одноэтажной.
Вместо величественных часовен и грандиозных построек (до сих пор вспоминаю, как минут пять карабкался на прибрежный маяк в Акре) мы покоряли вершины одинаковых деревьев и крыши скромных американских церквей. Масштаб совершенно не ощущался – Коннор то и дело спрыгивал вниз, потому что здания располагались слишком далеко друг от друга. Black Flag встречала игроков пестрым Кингстоном, но жилые центры, опять же, получились скорее колоритными островными деревеньками.
А вот Париж совсем другой. Это огромный разворошенный муравейник, полный обеспокоенных французов – по улицам гуляют толпы народа, дворцы осаждают недовольные с вилами и факелами, там и тут завязываются споры, перебранки, драки. Где-то неподалеку целуются влюбленные, покрикивают торговцы, надрываются скрипки.
Натурализм прекрасен – прогуливаясь по Парижу, вы непременно увидите комья лошадиного дерьма, лежащие на дороге (Кодзима бы одобрил!). Мерзко, да, зато добавляет декорациям убедительности, которой, впрочем, итак хватает.
Киньте кошель в гущу зевак, и бедняки жадно ринутся подбирать брошенные монеты. Убейте стражника, и прохожие убегут от вас как от прокаженного (при таких-то устрашающих размерах толпы, а в этом плане Unity переплюнула даже Dead Rising 3, паника мирного населения особенно впечатляет). Город пульсирует, реагирует на вас и ваши действия, сохраняя собственный ритм. Утром в Нотр-Даме можно послушать хор и колокольный звон, посмотреть на ежедневную службу. В кафе «Театр» на сцене проходят выступления мыслящей интеллигенции — на тему революции, страны, женских прав (привет, Анита!).
Натурализм прекрасен – прогуливаясь по Парижу, вы непременно увидите комья лошадиного дерьма
Еще оживленнее Париж делают городские истории. В темных закоулках помимо будничной суеты происходит множество самых разных событий. На улицах вам встретятся NPC, которые с радостью расскажут о своих проблемах. Поручения бывают как совсем рядовыми (ну то есть как рядовыми – вам, допустим, предложат помочь Бомарше с одним зловредным критиком, который, цитирую, «пьесы даже не читал»), так и из разряда сверхъестественного.
Подобные задания часто перекликаются с городскими легендами, которые авторы черпали из газетных хроник. Вы сможете собственноручно развеять миф о непобедимом великане по прозвищу Искариот, узнаете тайну дьявольских фонтанов, попив из которых слышишь зов Сатаны, разоблачите культ Бафомета (вам нужно будет украсть золотые чаши прямо из Нотр-Дама, чтобы завоевать доверие сектантов).
Но и это еще не все. Ubisoft придумала отдельную механику для расследования преступлений, совершаемых в столице Франции. В местной тюрьме томится Эжен Видок, основоположник дедуктивных методов и будущий глава Парижской тайной полиции. Он-то и расскажет вам о том, как ловить бандитов и работать с уликами. В заданиях Видока начинается полный L.A. Noire – ассасин ищет зацепки («орлиное зрение» помогает в их поиске), допрашивает свидетелей, сопоставляет факты и уличает подозреваемых.
Дела попадаются крайне пикантные, и почти всегда – жутко кровавые: убийство четырех монахов, изувеченные потомки инквизиторов… Тут главное не ошибиться и не обвинить сгоряча кого-нибудь не того. Хотя это, прямо скажем, довольно трудно, чаще всего решение лежит на поверхности. Выполнять квесты NPC крайне увлекательно, да и расследования не дают заскучать – удобный способ отвлечься, если вам надоели сюжетные миссии.
Мимо побочных заданий – будь то сбор коллекционных предметов или пресловутые «вышки» – по-прежнему невозможно пройти мимо: вы только-только решили добраться до нужной вам точки, как на глаза попадается сундук с монетами или назойливо парящая в воздухе кокарда (бант, ставший символом революции). И вроде не собираешься выбивать никаких «ачивок», а в итоге все равно обнаруживаешь себя спустя час на другом конце Парижа – просто потому что рядом с каждым таким сундуком находились какие-нибудь загадки Нострадамуса, расследование или еще одна кокарда, которые уводили вас все дальше и дальше от намеченной цели. И это здорово – Ubisoft такими бесчестными методами заставляет изучать Париж, заглядывать даже в самые неприметные улочки и дома.
А уж полюбоваться тут есть на что. Город настолько живописен, что в него нельзя не влюбиться. Масштаб 1 к 1, на мой взгляд, стал едва ли не главным достижением Unity – первое посещение Нотр-Дама станет настоящим шоком для любителей архитектуры. Как я уже говорил, для кого-то «Единство» будет билетом во Францию и лучшей экскурсией из всех существующих.
Новая Assassin’s Creed вообще удивительно легко погружает тебя в контекст. Ubisoft одними только видами дворцов и соборов будит любопытство. Я никогда не читаю записки и дневники в видеоиграх, но в Unity исторические справки написаны столь занятно, что не нужен никакой гид – вам итак на блюдечке преподносят самые любопытные факты. К концу игры вы сможете самостоятельно ориентироваться в Париже – вы будете знать названия зданий и их историю. И это важный момент – до этого ни одной игре про ассасинов не удавалось настолько меня заинтересовать, хотя у Black Flag это, стоит признать, почти получилось.
Для кого-то Unity будет билетом во Францию и лучшей экскурсией из всех существующих
Опять же, авторы очень мягко подают тему революции. Liberation, спин-офф основной серии, надоедала излишним пафосом и пустыми разговорами о «важных проблемах». Тут Ubisoft действует более тонко — передает ощущение эпохи в целом, вписывая вас в ее контекст. Взять те же газеты – в учебниках по журналистике много места отводят печати времен Французской революции, поэтому мне было особенно приятно листать виртуальные страницы «Патриота» с новостной сводкой. Разработчики сохранили даже характерный стиль подачи материалов – тут все предельно аутентично.
С детства Арно питал нежные чувства к дочери Франсуа, Элизе (к слову, тоже тамплиерке), на что девушка отвечала ему взаимностью. Но приходит день, и из-за беспечности главного героя Великого магистра убивают – Дориана ловят на месте преступления и по ошибке отправляют в тюрьму, где он знакомится с другом своего погибшего отца. Тот рассказывает Арно о Братстве и его возможностях и берет его в ученики. Дальше начинается знакомая история – одна ниточка ведет за собой другую, и вот уже ассасин погряз в череде интриг и заговоров вражеского Ордена.
Поначалу Unity приятно удивляет: персонажи получились харизматичными, между Арно и Элизой возникает химия, благодаря которой их образы столь убедительны, а конфликт личности и долга («Я тамплиерка, ты ассасин») не на шутку интригует. Прибавьте к этому неплохие диалоги, колоритных злодеев (чего стоит один Король Нищих) и запоминающиеся эпизоды с отрубанием ноги. Сцены с некоторыми героями, например, Маркизом де Садом, хочется пересматривать еще и еще – кто бы знал, что интерпретация Ubisoft окажется такой удачной!
К сожалению, дальше все идет наперекосяк: сюжет сводится к простому выбору целей, кат-сцены – к обсуждению и исполнению планов, а миссии – к убийству злосчастных тамплиеров. Отношения между героями никак не развиваются, действие буксует, а задания сингла вызывают все больше и больше раздражения.
Последняя треть игры – тихий ужас. Чуть ли не все финальные уровни строятся по одной схеме: вы проникаете в полный стражи и сигнальных колоколов дворец/охраняемую площадь, находите вашу цель и либо пытаетесь устроить удобный момент для убийства (часто ничего интересного, но есть и забавные варианты – например, в одной из миссий можно подкупить служанку, влезть через открытое окно к предполагаемой цели и в обход врагов перерезать недругу горло), либо идете напролом сквозь десятки противников – долго, нудно и утомительно.
Убивают быстро, переигрываешь часто, каждый раз заново просматривая кат-сцену с воспоминаниями убитого тамплиера. Стоит только поднять тревогу, и можно прощаться с жизнью – частота кадров сильно провисает из-за десятка врагов у вас на хвосте, скрыться или отбиться от них с таким низким FPS – задача почти непосильная. Неудивительно, что финал Unity получился таким блеклым и скучным – подстать остальному сюжету. Драма не вызывает никаких эмоций, разочарованный вздох, не более.
Отношения между героями никак не развиваются, действие буксует, а задания сингла вызывают все больше и больше раздражения
За новой Assassin’s Creed я проведу еще как минимум часов 25 – простите, но я искренне люблю все эти «вышки», сундуки и другие побочные задания. Для меня приключение только начинается – контента здесь столько, что растягивать игру я могу хоть до Нового года.
В открытом мире мне не придется терпеть дурацкие геймдизайнерские ограничения и нудный сюжет, я сам себе буду ставить цели, и это здорово, потому что по механике – будь то система боя, экипировки или паркур – Unity на голову превосходит прошлые части. Да и не стану скрывать – я пока не готов покидать Париж ради Кирата или Лос-Сантоса.