Рецензия на Artifact: The Dota Card Game
Эту рецензию я переписывал дважды. Сперва просто не знал, с какой стороны подойти, а потом уже готовый текст потерял актуальность из-за обновления «Станьте легендой» — его выпустили 21 декабря. Игроки, которые после релиза громко ругались на форумах, все же добились своего — заставили Valve пересмотреть систему монетизации и ввести возможность получения карт без «доната». Еще патч добавил прогрессию — не то чтобы выдающуюся, но хотя бы такую.
Мне пришлось пересмотреть доводы, претензии и аргументы — и в итоге даже повысить оценку. Все, что говорится в этом материале, актуально на 28 декабря 2018 года: статья написана через несколько дней после выхода апдейта «Станьте легендой». Во что игра превратится через год, предсказать невозможно.
Впрочем, даже несмотря на то, что разработчики часть проблем решили, разбирать Artifact: The Dota Card Game не стало проще, это все еще очень противоречивая игра, которую нельзя с чистой совестью рекомендовать, однако плохой или провальной ее назвать тоже не получится. В общем, я решил разделить этот текст на две части — каждая посвящена важному поинту и призвана ответить на вопрос «надо ли покупать Artifact прямо сейчас?» Спойлер: надо, но все не так просто.
Artifact — крутая ККИ с отличной механикой
За обсуждениями экономической модели Artifact многие забыли про игру, а она получилась крайне увлекательной. Если совсем просто, то речь идет о карточной версии Dota 2, главная задача в ней все та же — уничтожить «трон» соперника или две его башни. Правда, как это сделать — ваш выбор, способов масса. Хочешь — применяй заклинания, хочешь — используй грубую силу и топор «Акса», еще один вариант — модификаторы и осада.
При этом ключевая механика, то есть основа геймплея, самое важное в любой карточной игре, заметно отличается от всего, что вы знаете по другим играм жанра. В Artifact все строится вокруг героев: помимо старых знакомых из Dota 2 есть и новые персонажи — они, по замыслу Valve, будут формировать лор, под это дело даже комиксы начали выпускать.
Все карты при этом поделены на четыре цвета: красный, черный, синий и зеленый. С каждым из них — свой стиль игры. Синий — это маги (Зевс, Огр, Скай), у этих карт слабее показатели, зато способностей куда больше. Полная их противоположность — красные карты (Акс, Кентавр, Тайдхантер), они выделяются своей силой и высокими статами, но про заклинания будто бы и не слышали никогда.
Колоду можно строить вокруг одного из цветов или комбинировать их. Хотя больше двух цветов в одну колоду брать все-таки не стоит — потеряется эффективность каждого из них в отдельности.
Для победы надо разрушить по башне на двух линиях или одну башню и «трон». Соперники по очереди совершают действия на линии (выкладывают карты, используют предметы и заклинания), и затем происходит боевая фаза — столкновение карт. После этого сражение переходит на следующую линию. Когда боевая фаза завершится на всех трех линиях, игроки смогут докупить в лавке предметы для героев. А дальше — все с начала.
Помимо уникального цвета у карт в Artifact есть три параметра: урон, здоровье и броня. Изначальные характеристики можно повысить с помощью предметов, модификаторов или пассивных способностей. Урса, скажем, за каждый удар снижает показатель брони у карты, которую атакует — это изменение сохраняется до конца игры.
И не забудьте, что важнее всего в Artifact — герои. Они тоже привязаны к цвету, и потому вы не можете вывести карты на линию, если на ней нет персонажа того же цвета. Нужно с умом подбирать героев и выставлять их на бой. Еще момент: если кого-нибудь из них убьют, персонаж вернется в игру через раунд, но за каждого убитого вражеского героя ваш противник получит пять золотых.
Игровое поле, поделенное на три линии, синергия между героями и покупка предметов между раундами — это нововведения Artifact, ничего подобного в жанре прежде не было. Может показаться, что они усложняют игру, но вам хватит сыграть пару партий, чтобы окончательно разобраться в механике и запомнить три фазы геймплея — действия на линиях, бой и закуп.
На мой взгляд, ККИ Valve уступает в вариативности колод Gwent, но компенсирует это количеством возможных маневров во время самой игры. Три линии реально позволяют чуть ли не каждый раз подбирать новую тактику, причем многие карты можно использовать на любой линии, а не только на активной.
Пока соперник потирает руки, ожидая, когда действие переместится на правую линию, где он уже готов уничтожить вашу башню, вы с помощью заклинаний, использованных на первых двух линиях, успеваете нейтрализовать его героев, лишив возможности использовать карты.
Все это еще и выглядит здорово, особенно анимации карт — например, дуэль «Легионки», ультимейт «Ская», «Зевса» или ликвидация от «Снайпера». Визуальные эффекты, стол и забавные дракончики, реагирующие на все происходящее, разбавляют затянутые партии и добавляют Artifact живости.
При этом Artifact очень удобная. Перед игроком всегда есть необходимая информация, можно спокойно переключаться между линиями, планируя ходы. Еще Artifact заранее высчитывает, чем закончится фаза боя — и это экономит много времени. После Gwent, где впору сидеть с калькулятором, приятно думать, что можно отдать подсчет цифр на откуп игре.
Впрочем, есть в геймплее Artifact и не слишком приятные моменты, самый заметный — рандом, из-за которого хватает поводов для «горения». Тут все как в истории с Баратрумом из Dota 2 с его башем в 17%, который прокает пять раз из пяти, когда он играет в команде противника. Вот только в «Доте» за 35-минутную игру Баратрум нанесет с сотню таких ударов, и если в какой-то момент 17% превратятся в 100%, не страшно. А вот в Artifact, где игра редко заходит за 10 раундов, Огр Маг, у которого пять раз подряд срабатывает пассивная способность на создание копии заклинания, может спокойно выиграть вам партию.
От воли случая зависит и направление атаки. Игра сама решает, кого именно будет атаковать ваша карта, если напротив нее никого нет. Вы не раз окажетесь в ситуации, когда три героя с суммарной атакой в 25+ вместо того, чтобы закончить партию, ударив в башню с пятью единицами здоровья, толпой атакуют крипа. С другой стороны, за счет этого в Artifact отлично работает «камбек-система». Даже если вы отдали контроль стола в первых раундах, всегда есть шанс вернуться в игру. Линию, которая кажется уже проигранной, можно вернуть парой карт, заклинанием и «блинком» вашего героя.
И вот, первая победа одержана. Мандраж, эйфория, восторг. Дальше вторая, третья, десятая, двадцатая выигранная партий. А затем — понимание того, что…
Artifact — не слишком удачная онлайн-игра
Проблема в том, что карточной онлайновой игре мало крутого геймплея, чтобы считаться хорошей. Еще нужна взвешенная система прогрессии, оправдывающая соревновательный элемент, но в Artifact она работает так себе. К тому же до недавнего времени эта система была полностью убита чудовищными микротранзакциями.
Смотрите: сама игра стоит 1390 рублей, что уже выглядит довольно странно, другие крупные ККИ бесплатны, но дело не только в этом. Ведь есть же еще донат — возможность покупать карты, причем до патча такая возможность скорее была похожа на необходимость, потому что карты нельзя было создать — только купить или получить в наборе.
Полная коллекция карт, как сказал Lifecoach (профессиональный игрок в популярные ККИ), сейчас стоит около 200 долларов — это значительно меньше чем в Hearthstone. Сравнение с Gwent, где можно вообще не донатить и собрать полную коллекцию, я проводить не стану.
При этом, как показала турнирная мета, в Artifact особенна заметна разница между картами. Именно поэтому одни герои стоят пять рублей, а другие — 500. И как было видно на первом турнире, профессиональные игроки выбирают и побеждают с помощью тех самых «Аксов» и «Дровок», которые куда дороже остальных героев.
С появление патча Valve решила эту проблему — она отказалась от столь жесткого подхода, ввела уровни игроков и позволила им получать билеты для драфта и наборы карт во время прокачки. Так компания вернула игроков, которых распугала микротранзакциями сразу после релиза, но не всех — так как с прогрессией все еще беда.
Давайте начистоту: мы сотни часов тратим на онлайн-игры, потому что нам интересно соревноваться — мериться скиллом, ползти вверх по дивизионам, рангам, званиям и так далее. Я хочу улучшать навыки, чтобы играть с лучшими игроками, развиваться. У такого погресса должно быть какое-то графическое отображение, он обязан влиять на подбор оппонентов, на рейтинг/звание игрока. Ценность победы и удовольствие от процесса игры быстро сходит на нет, если все это ничем не подкреплять.
В той же Gwent я понимаю, что колода, которая работает на 20-м уровне, уже не будет играбельна на пятом. И тогда начинается самое интересное — ты ищешь альтернативные варианты, «докручиваешь» колоду, добавляешь карты, которые «контрят» другие метовые деки. Как по мне, этот процесс развития и поиск новых победных стратегий и есть самое интересное в карточных играх. Но все это бессмысленно, когда нет калибровки и разделения игроков по уровню.
Да, апдейт исправил и эту проблему, но только отчасти — появилась шкала опыта, уровни и, как результат, возможность набрать карты без доната.
Только вот получать опыт можно в любом режиме игры, хоть в партиях с ботами. Valve называет эту систему уровней рейтингом, но его нельзя потерять, а набрать, как я уже сказал, можно спокойно — надо лишь сыграть в неделю три матча с ботами. Разумеется, такая система не может адекватно отображать навык игрока.
В Artifact все еще не хватает «ладдера», который отлично реализован и в Gwent, и в Hearthstone. Кроме того, этих уровней, как по мне, не хватит, чтобы удержать игроков на месяцы и годы. Artifact должна, как и любая онлайн-игра, затягивать, предлагать новые условия, достижения, постоянные ивенты — и для этого в ней должна появиться нормальная рейтинговая система, отражающая реальный уровень игрока.
Первый шаг Valve сделала, но если разработчики не ускорятся, то потеряют еще больше игроков.
Artifact стала гостеприимнее и привлекательнее — но почему это произошло лишь спустя месяц после релиза? У этой игры, в отличии от Gwent, не было открытого бета-теста, игрокам сразу предложили заплатить 1390 рублей на релизе. И обновления, даже уровня «Станьте легендой», пока не могут удержать игроков — они уходят из Artifact из-за того, что это плохая онлайн-игра, пусть и с крутым геймплеем. Многие — и я их поддерживаю — не готовы делать скидку, держа в уме будущие обновления и крупные турниры.
Если Valve просит деньги игроков, то справедливо ожидать в ответ законченную игру, а не бета-версию, которую в будущем изменят патчами. Иначе сделка выглядит крайне несправедливой.
Пришло время ответить на два главных вопроса. Стоит ли играть в Artifact? Да, конечно. Способна ли она заменить Hearthstone и Gwent? Нет — по крайней мере, пока.
ваше не понимаю кому нужен артефакт
казуальшики сидят в сердце камне
игрокам доки нужна ток дока
те кто хочет что то сложней HS идут в мтг. где и механика проработана и донат не столь жесткий
а тут на тебе рандом на тебе донат все радости
еще и анимации затягивающие матчи на 40 минут