Рецензия на аниме «Фарс из убийства девушки-нежити»: запутанный детектив на пересечении жанров
27 сентября выйдет финальная серия детективного аниме сериала «Фарс из убийства девушки-нежити» (Undead Girl Murder Farce). История о приключениях говорящей головы проницательной сыщицы, парня-нежити и саркастичной служанки. Одно из главных аниме сезона поставил режиссёр Омата Синъичи («Госпожа Кагуя: в любви как на войне» (Kaguya-sama wa Kokurasetai: Tensai-tachi no Renai Zunousen)) и студия Lapintrack, взяв за основу сюжет одноимённого рэнобэ Юго Аосаки. Редактор «Канобу» Карина Назарова рассказывает, почему это аниме обязательно стоит посмотреть?
Что если собрать Шерлока Холмса, Алистера Кроули, Франкенштейна, Арсена Люпена и Призрака Оперы и представить их отрезанной говорящей голове девушки-детектива? Получится «Фарс из убийства девушки-нежити» — сложная смесь детектива, готики, научной-фантастики, боевика и комедии, исследующая извечный конфликт «своих» и «чужих».
Действие разворачивается в альтернативном XIX веке. В центре истории житель японской деревушки — убийца нечисти Цугару Синути. Когда-то его миром правила нежить, но за последний век люди истребили почти всех монстров. Часть из оставшихся в живых чудищ разбрелась по свету и свыклась с вынужденным соседством с людьми, другая — продолжает свои нападения. Да и люди ничем не лучше. Ожившие обитатели легенд всё ещё тревожат человеческую расу своей инаковостю и непредсказуемостью, даже людская жестокость здесь привычна — ведь всеми овладел страх перед монстрами. Но кто на самом деле ужаснее — нежить или человек — загадка, непосильная даже самыми великими умам.
Цугару сталкивается с экзистенциальными и физиологическими кризисами: мало того, что зарабатывать на жизнь приходится убийствами и драками, так ещё и в его теле течёт сила они и вот-вот поглотит остатки его человечности. Двуликость героя не позволяет ему вписаться — среди людей и среди монстров ему не находится места.
Растормошить одинокую жизнь Цугару мчится молчаливая и суровая на вид горничная Сцазуку Хосей. В её руках — птичья клетка, а в ней — говорящая голова Аи Риндо, девушки-нечисти, чье тело украл безумный учёный, вынудив её сосредоточить всю чувствительность в одной видящей, слышащей и внимающей деталям голове. Ая Риндо живёт в этом безумном мире уже тысячу лет, а полученный жизненный опыт применяет в детективных расследованиях. К счастью, героиня как никто другой понимает участь Цугару и предлагает ему заключить сделку: с помощью поцелуев она излечит героя от крови нечисти, а Цугару поможет ей наконец умереть. Но сперва им нужно разоблачить фарс с убийством в вампирской Европе! В доме аристократа-вампира мистера Годарда произошло преступление — в его жену вонзили кол, а на нечистивое тело разлили святую воду. Подозреваемых собрался весь дом, да и близлежащие леса полны охотников на вампиров, только одной Ае сразу понятно, кто виновник этого пиршества смерти.
Изобретательно распутав одно дело, детективы погружаются с головой в новое, постепенно обретая славу и имя в запуганном нечистью мире. По ходу своего пути герои стараются не только детективно разложить реальность на причинно-следственные связи, но и помочь несчастным людям и монстрам спастись от смерти, опалы или изгнания. За этой неожиданной сентиментальностью и добротой сериала прослеживается его главный подспудный тезис.
Детективы из ряда нечисти в сущности ищут улики и следы человечности в эпоху, когда цивилизация стояла на перепутье — позади остались идеи гуманизма и Просвещения — впереди эпоха ядерных бомб, новой ужасной «охоты на ведьм» и радикализации научного знания.
Неспроста Аю интересует не только сцена преступления, а её контекст — сложившиеся отношения вампиров, оборотней и людей, потерянные возможности дружеского союза, последствия научных экспериментов. Неспроста она тянется к смерти — ведь наступает ещё более опасная и жестокая пора.
В мрачных лесах, в холодных каменных замках, поселениях оборотней и британских оранжереях рассыпаются загадки основной сюжетной линии. Пусть сериал и основан на тропе «монстра недели», представляя в двух-трёх эпизодах историю нового антагониста, все, казалось бы, несвязанные события сходятся в одном противостоянии главных героев и сумасшедшего учёного.
Каждая деталь, каждое знакомство или найденный артефакт является важным двигателем сюжета — одно событие заводит тройку детективов в более непредсказуемые и сложные обстоятельства, повествование обрастает новыми интригами, а уравновешивают это напряжённое действо шоустопперы с динамичными битвами. Приблизиться к коварным замыслам злодея лучше вместе с Аей, Сцазуку и Цугару — очередная стычка со злодеем отрывает зрителям загадки и тайны их прошлого. А с помощью диалогов и флэшбеков показывает близость их бэкграундов и сильнее скрепляет столь противоречивые характеры в одну команду.
Достоинством «Фарса» оказывается умелое заигрывание с культурно значимыми и узнаваемыми фигурами. Все — от Шерлока Холмса, Филлеса Фогга до Франкенштейна — обретают неожиданные черты, подстраиваясь под правила представленного эклектичного мира. Подобные совмещение героев из культовых произведений даёт сериалу шанс поиграться с жанром. «Фарс из убийства девушки-нежити» — это одновременно мрачный детектив Эдгара Аллана По, в стиле Дойля вслух описывающий изощрённость и виртуозность мысли талантливой сыщицы; это холодный готический мир в эстетике Брэма Стокера, заключающий приезжих странников в вампирском особняке; это и приключенческая, весёлая комедия под стать роману Жюля Верна «Вокруг света за восемьдесят дней». Весь свет герои, конечно, не объездят, зато попадут в сокрытую от взгляда посторонних деревушку оборотней, а благодаря проницательности, интуиции и эмпатии смогут дотронуться до души уже погибшей девушки и узнать о её страданиях и боли.
Жанровые пересечения прослеживаются и в диалогах: весельчак Цугару складывает историю своей жизни в фолклорную байку, используя сказочный зачин, или рассказывает журналистке о продвижении их расследования в режиме тру-крайм репортажа. При этом линия Сцазуку всегда предстаёт в мелодраматичной тональности: в её сюжетной арке много романтики, что контрастирует с пассивно-агрессивными манерам героини.
В «Фарсе из убийства девушки-нежити» всё проработано и продумано до мелочей, начиная от энергичного визуала, заканчивая выверенным сценарием.
Многое в этом аниме лежит на поверхности, но до самых интересных деталей, как и полагается качественному детективу, придётся пробираться с помощью силы мысли. Выбрав правильный ритм и темп, сделав ставку на противоречиях и совмещениях противоположностей, отразив социальные конфликты полу-потустороннего мира, создатели сериала смогли представить что-то радикально свежее — зрелищное и очень обаятельное шоу, которое дружелюбно принимает любого зрителя.