Почему стоит смотреть «Камбэк»: Петров в роли бомжа, ностальгия 2000-х и подростковый детектив

4 октября на Кинопоиске состоялась премьера первых эпизодов сериала «Камбэк». Это новый проект компаний Ильи Куликова и команды, ответственной за сериал «Мир! Дружба! Жвачка». По сюжету герой Александра Петрова — бомж, который потерял память. Кинокритик Тимур Алиев рассказывает, почему «Камбэк», возможно, один из хитов 2025 года.
Страна: Россия
Жанр: драма, триллер
Сезон: 1
Шоураннер: Илья Куликов
Режиссёр: Динар Гарипов
Сценарий: Илья Куликов, Алексей Иванов, Василий Внуков
В ролях: Александр Петров, Василиса Коростышевская, Илларион Маров, Хетаг Хинчагов, Григорий Столбов и другие
Премьера: 4 октября 2025
Оценка: IMDb — 7.1 / Кинопоиск — 8.2
Где смотреть: Кинопоиск
Сериал «Камбэк» — удивительно точный кейс того, как превратить знакомую до боли драматургическую формулу в нечто свежее, неожиданное и душевное. Конечно, мы прекрасно понимаем, что перед нами закрытый гештальт от авторов «М!Д!Ж» — так и не состоявшийся (условно) четвёртый сезон, события которого разворачиваются в середине 2000-х. Но разве от этого не становится более интересно?
Что происходит в сериале
За окном 2004 год, Нижний Новгород. Доллар стоит 29 рублей, люди не сидят в мобильных телефонах, тусуются в модных клубах, куда проходят по фейс-контролю, и слушают «Дельфина», «Многоточие», Hi-Fi и «Пропаганду» по радио. В центре сюжета бомж по кличке Компот (Петров), который однажды впрягается за четверых одноклассников — Дашу (Василиса Коростышевская), Юру (Илларион Маров), Птаху (Хетаг Хинчагов) и Олега (Григорий Столбов).

Кадр из сериала «Камбэк»: «Кинопоиск»
Однажды Компот очнулся в больнице, ничего о себе не помня. Вот уже он блуждает по помойкам и подвалам Нижнего Новгорода — питается чем Бог пошлёт и спит непонятно где. Никому особенно до него нет дела, кроме четверых подростков, которых он выручил. Желая поблагодарить мужчину с необычными (боевыми?) навыками, ребята пытаются выяснить, кто Компот на самом деле и где его дом.
Но чем глубже нижегородские тинейджеры копают, тем больше вопросов у них возникает. Параллельно школьники решают вызовы семейного характера. У кого-то дома строгий отец, вышедший из тюрьмы по УДО. У кого-то полная свобода — из-за беспробудно пьющей матери, которая ничего не желает знать о ребёнке. У кого-то, наоборот, гиперопека бизнес-вуман, которая решает за сына абсолютно всё.
Кто это сделал
Автор идеи и шоураннер — Илья Куликов, легендарный сценарист, ответственный за культовые ТВ-хиты («Глухарь», «Полицейский с Рублёвки», «Чернобыль: Зона отчуждения»). В последние годы Куликов и его компания Legio Felix исправно поставляют контент телеканалам и российским онлайн-кинотеатрам.

Александр Петров и режиссёр Динар Гарипов на съёмках сериала «Камбэк»
Фото: «Кинопоиск»
За сценарий отвечают сам Куликов, а также Алексей Иванов («Физрук», «Дино», «Мир! Дружба! Жвачка») и Василий Внуков («Успешный», «Рэгби», «Подслушано»). Сошлась, так сказать, воедино экспертиза в создании подростковых драм, ностальгии и детективного накала.
В кресле режиссёра Динар Гарипов, известный по сериалу Premier «Прелесть» с Олегом Меньшиковым и Филиппом Янковским. Помимо Legio Felix, продюсерами проекта стали Антон Щукин, Антон Зайцев и Артём Логинов из новой компании Russian Code (ранее работали в Good Story Media).
На что похож «Камбэк»
С первых минут напрашивается очевидная ассоциация: «Камбэк» — это «Мир! Дружба! Жвачка!» в мире 2000-х. Формула узнаваема до боли: четверо подростков, взрослый наставник с тёмным прошлым, атмосферный саундтрек, который качает, и детективная интрига, которая цепляет. Даже старый-добрый Mujuice залетает на музыкальный огонёк.

Кадр из сериала «Камбэк»: «Кинопоиск»
Структура более-менее прозрачная, архетипы схожи. Группа школьников сталкивается с мужчиной, который становится не только таинственным незнакомцем, но и для них — спасителем и мотиватором взросления. Такой местный афганец, только не Юра Борисов и не лысый. Вместо 90-х — нулевые, вместо вкладышей от жвачки Turbo — компакт-диски «Фабрики звёзд», игровые автоматы и роллы как изысканное лакомство.
Можно было бы обвинить создателей в банальном копировании, но, судя по всему, знакомый маршрут не повторяют, а адаптируют. Там, где «М!Д!Ж!» работал на поле узнавания предметов эпохи, «Камбэк» заигрывает с ностальгией как с художественным приёмом. Нулевые здесь — не декорация, а полноценный персонаж со своими противоречиями. Это время надежд и разочарований, стабилизации после хаоса 90-х и предчувствия больших социальных и политических потрясений.
Как это смотрится
Визуально сериал сделан притягательно. Нижний Новгород здесь, в отличие от сериала Kion «Три сестры» — не туристическая открытка, а город контрастов, здесь чистота соседствует с упадком. Операторская работа одинаково ловко избегает как чернушной эстетизации бедности, так и розовых очков ностальгии.
Сценарий цепляет не только тайной личности Компота, но и поднимаемыми проблемами, которые нечасто встретишь в российском кино. Каждый эпизод имеет внутреннюю завершённость, но при этом развивает вертикальную историю. Подростки говорят человеческим языком. Взрослые озабочены чем угодно, кроме воспитания. Экстерьеры — автормастерская, клубы с фейс-контролем, обшарпанные квартиры малообеспеченных семей и т.д. — отчётливо возвращают в начало 2000-х, но не слишком заигрывают с ней.

Кадр из сериала «Камбэк»: «Кинопоиск»
Александр Петров в роли бомжа Компота проходит ни много ни мало актёрское возрождение. После череды сомнительных комедий и сказочных блокбастеров он получил материал, достойный его возможностей. Компот — не просто бомж, перед нами надломленный человек, который вынужен собирать себя по частям. В исполнении Петрова даже поиск еды в помойке — своего рода метафизический акт.
Настоящим открытием «Камбэка» становится Даша (Василиса Коростышевская). Юная героиня могла бы без проблем скатиться в стереотипный образ «девочки-скандал». Но Коростышевская создаёт для персонажа живой и противоречивый характер, в котором детская наивность соседствует с далеко не детской мудростью. Актёрский ансамбль подростков в целом весьма органичен: Илларион Маров в образе подростка-мажора, ботан в исполнении Григория Столбова и «опасный парень», которого сыграл Хетаг Хинчагов.
Вердикт
Создатели «Камбэка» поступили как неглупые алхимики — взяли знакомые элементы, которые работали ранее, и создали из них нечто новое. Результат на удивление получился не копией, а вполне самобытным произведением. «Камбэк» напоминает, что память — не только то, что мы знаем о себе, но и то, что о нас помнят другие.

Кадр из сериала «Камбэк»: «Кинопоиск»
Это тонкий и увлекательный сериал о том, что каждый заслуживает второго шанса, но не в смысле «жизни с чистого листа». Новое начало — это непрерывная работа над собой, выбор между тем, кем ты был, и тем, кем можешь стать. Если российское кино в последние три года — это пациент, который лежит в коме и надеется, что его жизнь будут и дальше поддерживать, то «Камбэк» — первый признак того, что пациент может очнуться.
