Рецензия на Persona 4 Golden
Persona 4 не стала исключением: «карманная» версия игры вышла в Японии летом, а недавно была наконец-то переведена на английский. И это, безусловно, одна из самых выдающихся ролевых игр, когда-либо появлявшихся на портативных консолях.
По сути, это все та же Persona 4, ролевая игра 2008 года, обновленная в соответствии с веяниями времени. Главный герой — безымянный школьник, только-только переехавший жить к своему дяде в провинциальный городок Инаба — невольно оказывается втянутым в расследование серии загадочных убийств, которые потрясли местных жителей. Главная задача очевидна с самого начала: нужно вычислить преступника и остановить его. Конечно, в лучших традициях японских RPG все окажется запутаннее, чем можно было предположить, а финал обязательно преподнесет несколько сюрпризов.
Чтобы преуспеть в деле расследования убийств, игроку придется в равной степени уделять внимание «социальному» и «боевому» аспектам игры. Каждый день наш герой ходит в школу, общается с друзьями, подрабатывает репетитором английского языка и уборщиком в госпитале или просто ходит в кино. Каждое из знакомств, которое он заведет в Инабе, представлено в виде social link — особой связи с тем или иным персонажем, которая при должном усердии со стороны игрока будет расти и развиваться. Связи важны по двум причинам. Во-первых, почти все персонажи, населяющие Инабу — яркие, интересные личности, которым есть что рассказать и чем поделиться с главным героем. Общаться с ними — это совершенно отдельное удовольствие и, пожалуй, самое увлекательное, что есть в игре. По сравнению с оригинальной Persona 4 количество связей увеличилось совсем незначительно — с 20 до 22, и это немного разочаровывает. Однако интересные и содержательные разговоры — это только часть социальных связей.
Их вторая, не менее важная функция — это помощь в создании т.н. персон, мифических чудовищ, которые помогают герою в боях. Чем лучше прокачана та или иная социальная связь, тем выше уровень персоны, которую сможет создать герой. Время от времени протагонист вместе с друзьями отправляется в Midnight Channel (он же Mayonaka TV в японской версии) — параллельный мир, в который таинственный убийца отправляет своих жертв на погибель. Спасательные операции «на другой стороне» приходится совершать довольно редко (обычно раз в месяц или даже реже), но обычно это развлечение на 3-5 часов реального времени: нужно прокачать героев (как и в любой настоящей jRPG, прокачка здесь — залог успеха), сделать новых персон, набрать достаточно денег для покупки нового снаряжения и так далее. Но боевая часть игры всегда играет вторую скрипку по отношению к социальной, что, в принципе, правильно: узнавать о чаяниях и проблемах жителей Инабы обычно куда интереснее, чем просто мочить монстров. При таком раскладе вояжи в мир ТВ воспринимаются как своего рода отдых.
Persona 4 Golden близка к идеалу: это очень красивая (графику заметно подтянули по сравнению с PS2-версией, и на экране PS Vita игра выглядит восхитительно), атмосферная, сбалансированная и интересная игра, наглядно показывающая, почему японские RPG актуальны и по сей день. История тут заметно лучше сюжета третьей части, она интереснее написана, более логично выстроена и увлекательнее рассказана — в результате получился очень классный детектив, замешанный на современной японский поп-культуре. Кроме того, это по-настоящему хардкорная игра, первое прохождение которой займет минимум 65-70 часов, а за ним обязательно последует второе и третье. Чтобы собрать все трофеи, пройти игру на всех уровнях сложности (всего их пять), увидеть все концовки (тоже пять) и секреты, придется потратить прорву времени, но оно того однозначно стоит. Можно смело утверждать, что сейчас это одна из лучших игр на PS Vita и серьезный повод купить консоль.
По-хорошему, проблема только одна: примерно все то же самое мы уже видели, и не раз. За последние 6 лет Atlus успели выпустить (не считая социальных игр) Persona 3, Persona 3 FES, Persona 3 Portable, Persona 4 Golden — и все они обладают примерно одинаковой структурой, механикой, тематикой, музыкой и визуальным исполнением. С одной стороны, это не так уж предосудительно, с другой — поддерживать такую политику Atlus было бы странно. Очевидна необходимость в каком-то серьезном развитии, в новых идеях и подходах к сериалу. Persona сейчас балансирует на грани того, чтобы превратиться в очередной Kingdom Hearts, и в течение 10 с гаком лет топтаться на одном месте, впустую растрачивая свой потенциал. Хочется верить, в Atlus тоже понимают, что нужен приток свежей крови, и следующая игра будет новым этапом эволюции, а не шестой вариацией на тему, заданную еще в 2006 году в Persona 3.
9.0 (Отлично)
Текст - Сергей Ряписов
Рецензируемая версия: PS VITA Версия игры: US. Игра поступит в продажу на территории Европы 22 февраля 2013 года.